Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Учебная программа по предмету «Актерское мастерство» рассчитана на шесть лет и включает в себя практические и теоретические формы обучения.
Методологическим основанием учебно-методического комплекса по предмету "Актерскоее
мастерство" является система К.С. Станиславского, получившая своё развитие в трудах О.И.Кнебель, П. М.Ершовой, С. В. Гиппиус, Л.П. Новицкого–для первого и второго уровня обучения и работ Шильваги В.П. и Шангиной Е.Ф. Игра – как основной метод обучения - для первого уровня обучения.
В своей основе система К.С. Станиславского представляет собой методологию подготовки
и реализации творческого результата. Изучая природу сценического действия, К.С.Станиславский систематизировал те элементы творчества, которые позволяют сделать это действие целесообразным, продуктивным в обстоятельствах жизни роли. Универсальность подхода К.С.Станиславского, опирающегося в своих исследованиях на природные, психологические закономерности взаимодействия человека с окружающим миром, позволяет говорить о том, что элементы эти должны присутствовать и в процессе педагогического воспитания.
Центральными задачами учебной программы являются: раскрытие разнообразных творческих и интеллектуальных способностей посредством театрального искусства; создание благоприятных условий для формирования коммуникативных способностей с целью оптимальной социальной адаптации; расширение общего кругозора учащихся через знакомство с отечественной и мировой театральной культурой: а также наиболее полное выявление индивидуальности каждого участника коллектива во всех аспектах: нравственном, творческом, для того, чтобы на протяжении последующих лет обучения раскрыть и вырастить эту индивидуальность во всем ее неповторимом своеобразии. Одна из основных учебно-творческих проблем обучения — внимание и восприятие. Вокруг восприятия группируются все остальные элементы актерского мастерства. Первое, яркое, предельно эмоциональное, не придуманное, а максимально естественное и неповторимо личное восприятие — вот на чем основывается учебный процесс. Упражнения на развитие этого качества преподаются на первом уровне обучения в форме игры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ―МАСТЕРСТВО АКТЕРА.
Программа ставит перед собой следующие цели:
1. Cовершенствование артистических навыков участников коллектива;
2. Развитие эмоционального словаря;
3. Создание атмосферы творчества и доверия, в условии которой дать возможность каждому участнику высказаться в процессе игры;
4. Поощрение импровизации, умения свободно чувствовать себя в роли;
5. Развитие координации движения;
6. Формирование коммуникативных навыков.
Принципы данной учебной программы:
1. Гармоничное развитие личности;
2. Доступность обучения;
3. Систематичность и последовательность;
4. Игровой принцип;
5. Обеспечение эмоционального благополучия.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ―МАСТЕРСТВО АКТЕРА
в Народном театре миниатюр «Зеркало».
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (два года обучения).
С чего начинать с новичками? С прослушивания каждого из них? Пожалуй, не стоит. Многих может это отпугнуть, а преподавателю ничего не даст, поскольку по-настоящему оценить их способности можно только в процессе занятий. Начнём с того, что ближе всего их природе, с игры.
Маленькая девочка, одевая куклу, чтобы идти с ней гулять, ничего не знает про условность. Но, условно гуляя по условной улице с условной дочкой, она испытывает совсем не условные чувства: нежность, тревогу, гордость, - и это всё выражается в характере её поведения, в интонациях еѐ голоса. Или взять, к примеру, мальчика. Не имея ни малейшего понятия о трансформации, перевоплощении, действии в предлагаемых обстоятельствах и ничуть обо всѐм этом не беспокоясь,
он затевает нечто очень похожее на ― театр одного актѐра: изображая зайца, волка, жирафа, слона. А может быть, игра - это проявление инстинкта творчества? Иначе, почему во все времена, на всех
континентах, будто сговорившись между собой, все дети начинают с игр, т.е. ведут себя по законам творчества? Может быть, детская игра - это и есть начало всякого творчества?
Что же касается театра, то театр и игра понятия нераздельные, поэтому самое естественное начинать занятия театральным искусством именно с игры. С игры - сценической импровизации.
Импровизация- это такая игра, которая включает в себя разнообразное множество игр, и каждая из этих игр никогда не имеет однозначного решения. Всѐ зависит от воображения и фантазии играющих. На первых порах можно предложить проиграть ту или иную ситуацию в определѐнных обстоятельствах, ситуацию жизненную или вымышленную, вплоть до фантастической. Затем, зная желание любого участника увидеть или поделиться (похвалиться) результатом своего творчества (результат творчества - это настоящий спектакль), педагог предлагает взять заранее приготовленную разработку маленького спектакля, где есть отправные точки: острохарактерные персонажи и направление развития действия, а в остальном полная свобода для творчества. Проигрывая различные ситуации, участники ставят себя в самые неожиданные условия и естественно реагируют на них своим поведением в зависимости от собственного характера и мировосприятия. В театре это называется действием в предлагаемых обстоятельствах. В работе над персонажем обучающемуся приходится ставить себя на место другого человека, входить в его положение - перевоплощаться. В этой игре нужно вести себя в соответствии с поведением и отношением к себе партнѐров и это называется взаимодействием. Наконец, в этой игре мы учимся логически выражать свои мысли, последовательно действовать, быть наблюдательными и находить нашим наблюдениям образное выражение.И всѐ же главное в нашей игре не в том, что она чему -то учит, а в том, что она воспитывает чувства, делает их богаче и тоньше, развивает способность живо откликаться на окружающую жизнь и вызывает потребность в творческом проявлении этих чувств.Всегда новая и нескончаемая, импровизация в своѐм динамическом развитии постепенно обрастает всѐ новыми условиями, одно тянет за собой другое. Участник процесса будет осваивать эти условия, постепенно усложняя игру и совершенствуясь в ней.
Первый уровень обученияпосвящается выполнению следующих задач: достижение мышечной свободы; чувство партнерства; сплочение коллектива, и решаются посредством развивающих театральных игр и постановкой (вводом в обучающий) спектакля.
На это отводится 36 учебных часов и 36 часов постановочной работы на один учебный год (по 1 часу актерского мастерстваи 1 постановочный час в неделю).
Для занятий актерским мастерством необходимо чистое, хорошо проветренное помещение без мебели. Участники коллектива должны быть одеты в свободную и удобную одежду, на ногах мягкая спортивная обувь. Ничего не должно мешать им раскованно двигаться.
Занятия помогут разбудить природу ребенка, развить его психологические структуры, снять психологическую скованность, воспитать культуру общения друг с другом, сформировать навык коллективной работы. В результате этой работы ребенок должен стать на занятиях смелым и творчески готовым к работе. В процессе театрального творчества мы воспитываем свободных людей. Начинать это сложное дело проще с тела – воспитание мышечной свободы. Во время проведения занятий участники коллектива располагаются в круг или полукруг, что дает художественную возможность увязать сенсорную систему и тренировку с выходом на сцену, публику, партнерство и т. п.
Тренинг исключает оценочный уровень восприятия. Надо научить не бояться ошибок. Выполняя упражнение не надо делать хорошо, т. е. любой индивид, находящийся на любой стадии физического или психологического зажима, неизбежного в начале обучения, все делает хорошо. Тренинг построен по принципу: от невозможного, нереального к себе реальному. Тогда на начальном этапе все оценочные критерии исчезают. Первым занятиям придается особенно важное значение. Если с самого начала не вызвать в новичках ощущение радости от того нового, что с ними
происходит и что у них получается, то последующие планы ни к чему.
Первая подготовка к занятиям(примерно 15 минут).
Новоприбывших участников надо попросить взять свободный стул, поставить в полукруг и
сесть на него. После выполнения объясняем, что надо расставить стулья без суеты и ссор. Пусть каждый заметит, где сейчас стоит его стул. И бесшумно, без лишних движений отнесет его на прежнее место. А потом, по хлопку, так же бесшумно поставит его туда, где он стоит сейчас. После выполнения действия просим сесть удобно, расслабить плечи, локти, кисти рук. Ребята расслабляются и отдыхают – реалаксируются. Далее просим прислушаться, как бьется сердце и ни о чем не думать. Отпустить мысли. Не гнать, а отпустить – пусть себе текут. Тишина. Каждый думает о своем. Но тянуть нельзя. Пора обратить их внимание на вашу персону. Это нужно для того, чтобы между вами возникла обратная связь – взаимный интерес друг к другу – внутренний контакт. Просите посмотреть на вас внимательно и долго, так, как если бы нужно было потом нарисовать портрет по памяти. Тишина. Теперь вы можете рассказать, чем они будут заниматься в студии. Но рассказ должен быть краткий уверенный и понятный. После вы просите их не резко, но энергично встать, потянуться и выйти на сцену, встав в круг – будем играть. Начнем с представления.