Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Изучение дисциплины «Основы философии» основывается на знаниях студентов, полученных на базе полной средней школы. Курс предусматривает изучение основных категорий и понятий философии, основ философского учения о бытии, сущности процесса познания, роли философии в жизни человека и общества, условий формирования личности. Освоение дисциплины способствует достижению студентом уровня, при котором он должен уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста, разбираться в социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии. Основной смысловой нагрузкой дисциплины является раскрытие у студентов видения глубины и многообразия действительности, умения применять общефилософские знания к анализу медицинских проблем.
Учебный материал дисциплины подобран таким образом, чтобы он отражал связь философии с медициной. С этой целью в программу включены взгляды врачей - философов различных эпох, этические проблемы медицины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
знать:
· основные категории и понятия философии;
· роль философии в жизни человека и общества;
· основы философского учения о бытии;
· сущность процесса познания;
· основы научной, философской и религиозной картин мира;
· об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
· о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими компетенциями:ОК 1 – 15.
Занятия по дисциплине предполагается проводить в форме комбинированных уроков. Кроме посещения учебных занятий предусматривается выполнение домашних заданий. Особое место в овладении учебным материалом отводится самостоятельной работе студентов (4 часа), написанию рефератов, текущему и итоговому тестированию.
Виды самостоятельной работы студентов:
Конспектирование. Реферирование литературы. Аннотирование книг, статей. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера. Углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий. УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ. Контрольная работа – письменное выполнение. Программированный контроль. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики. Портфолио. Проект. Поиск материалов в Интернете.
При изучении каждого раздела дисциплины «Основы философии» проводятся следующие формы контроля знаний студентов:
- индивидуальный
- групповой
- комбинированный
- самоконтроль
- фронтальный
Все формы контроля рекомендуется проводить разными методами: устный, письменный, тестовый с выставлением поурочного балла (оценка деятельности студента на всех этапах занятия с выведением итоговой оценки).
По окончании изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет (итоговая контрольная работа).
История
ОГСЭ 02
1 год
3 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «История» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Изучение дисциплины «История» основывается на знаниях студентов, полученных на базе полной средней школы. Важность исторического образования заключается в том, что оно дает возможность не только переосмыслить и обработать многовековой человеческий опыт, но и выработать мировоззренческие ориентиры, осуществить взаимосвязь и преемственность поколений. История ХХ века является историей становления современной западной цивилизации. Основой курса является изучение актуальных проблем развития современного западного общества и России.
Курс предусматривает изучение основных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX –XXI в.в.), назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций, сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов, определение роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Освоение дисциплины способствует достижению студентом уровня, при котором он должен уметь ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических и культурных проблем, уметь самостоятельно работать с историческими источниками, материалами периодической печати, анализировать исторические ситуации и аргументировано обосновывать свою точку зрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
· выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
· основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
· сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
· основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
· назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
· о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
· содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими компетенциями:ОК 1 – 15.
Занятия по дисциплине предполагается проводить в форме комбинированных уроков. Кроме посещения учебных занятий предусматривается выполнение домашних заданий. Особое место в овладении учебным материалом отводится самостоятельной работе студентов (4 часа), написанию рефератов, текущему и итоговому тестированию.
Виды самостоятельной работы студентов:
Конспектирование. Реферирование литературы. Аннотирование книг, статей. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера. Углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ. Контрольная работа – письменное выполнение. Программированный контроль. Поиск материалов в Интернете.
При изучении каждого раздела дисциплины «История» проводятся следующие формы контроля знаний студентов:
- индивидуальный
- групповой
- комбинированный
- самоконтроль
- фронтальный
Все формы контроля рекомендуется проводить разными методами: устный, письменный, тестовый с выставлением поурочного балла (оценка деятельности студента на всех этапах занятия с выведением итоговой оценки).
По окончании изучения дисциплины проводится итоговая контрольная работа.
Иностранный язык (английский и немецкий языки)
ОГСЭ 03
1-2 год
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Иностранный язык» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Цель курса заключается в формировании коммуникативной компетенции студентов по всем видам речевой деятельности (письменная речь, чтение, устная речь, аудирование).
Курс направлен на завершение формирования основ владения иностранным языком, начатое в средней общеобразовательной школе, и ориентирован на практическое владение иностранным языком в области профессиональной деятельности. Особый акцент в рамках данного курса делается на совершенствование техники перевода, обучение всем видам чтения (ознакомительному, просмотровому, поисковому, изучающему) по профессионально-ориентированной проблематике, работе с различными информационными источниками, овладении специальной медицинской терминологией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
· переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
· самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:
· лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими компетенциями:ОК 4 – 6, 8.
Занятия по дисциплине предполагается проводить в форме комбинированных уроков. Кроме посещения учебных занятий предусматривается выполнение домашних заданий. Особое место в овладении учебным материалом отводится самостоятельной работе студентов (26 часов), в том числе работа с англоязычными текстами (чтение, перевод, выполнение заданий); создание мультимедиа презентаций по заданным темам; защита проектов.
При изучении каждого раздела дисциплины «Иностранный язык» проводятся следующие формы контроля знаний студентов:
- индивидуальный
- групповой
- комбинированный
- самоконтроль
- фронтальный
Все формы контроля рекомендуется проводить разными методами: устный, письменный, тестовый с выставлением поурочного балла (оценка деятельности студента на всех этапах занятия с выведением итоговой оценки).
Изучение дисциплины завершается проведением зачетов: промежуточный - 4зачета, дифференцированный – 1 зачет.
Физическая культура
ОГСЭ 04
1-3 год
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Основной целью дисциплины «Физическая культура» является освоение умения использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления своего здоровья; курс способствует формированию здорового образа жизни. Физическая культура является важнейшим компонентом целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента на всем протяжении обучения, физическая культура является обязательным разделом гуманитарного компонента образования и участвует в формировании таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Только физически хорошо подготовленный специалист может справиться со всем объемом физических и психоэмоциональных нагрузок, характерных для выполнения медицинским работником своих служебных обязанностей.
Основными задачами физического воспитания студентов в медицинском колледже являются: укрепление здоровья, содействие правильному формированию организма, воспитание интереса к систематическим занятиям физическими упражнениям, повышение уровня умственной и физической работоспособности.
Курс предусматривает изучение и ознакомление с основными правилами и игровыми действиями спортивных игр, лыжной подготовки и легкой атлетики. Программой предусмотрено чтение лекций по формированию здорового образа жизни, проведение практических занятий, самостоятельная работа. Практические занятия проводятся по легкой атлетике, волейболу, баскетболу, настольному теннису, гимнастике, лыжной подготовке.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
· о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
· основы здорового образа жизни
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими компетенциями:ОК 1 – 15.
Изучение дисциплины завершается проведением зачетов: промежуточный - 4зачета, дифференцированный – 1 зачет.
Математика
ЕН.01
1 год,
3 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Математика» принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу.
Современный прогресс математических знаний обусловил вторжение математики в нетрадиционные для нее области интеллектуальной и практической деятельности человека, в том числе и в медицину. Для успешной профессиональной деятельности медицинский лабораторный техник обязательно должен владеть математическими знаниями.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы он отражал специфику применения математики в медицине. Дисциплина предусматривает изучение базовых понятий функция, предел, производная, вероятность, статистика и т.д. Занятия проводятся лекционно-практическим методом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
· значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
· основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
· основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
· основы интегрального и дифференциального исчисления
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 2, 4 – 5, ПК 1.2 - 1.3, ПК 2.3 - 2.4, ПК 3.2 - 3.3, ПК 4.2 - 4.3, ПК 5.2 - 5.3, ПК 6.2 - 6.4
Значительное количество времени (18 часов) отводится на самостоятельную работу: выполнение рефератов, решение задач, изготовление плакатов, схем, таблиц, работа с дополнительной учебной литературой.
Изучение дисциплины завершается дифференцированным зачетом по основным вопросам курса.
Информационные технологии в профессиональной деятельности
ЕН.02
1 -2 год
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу.
Целью дисциплины является формирование у студентов основ информационной культуры будущих специалистов, адекватной современному уровню и перспективам развития информационных процессов и систем, а также формирование у студентов знаний и умений, необходимых для свободной ориентировки в информационной среде и дальнейшего профессионального самообразования в области компьютерной подготовки.
Задача данного курса – научить пользоваться современными информационными технологиями. Знание ИТ позволяет использовать компьютерную технику на всех этапах проведения лабораторных исследований. Используя компьютерные программы можно работать с банком данных пациентов, составлять разнообразную текстовую документацию. Современный специалист должен ориентироваться в этих программных средствах и уметь применять их в своей практической деятельности. Занятия по информатике проводятся лекционно-практическим методом. Студенты обучаются навыкам работы с текстовым редактором, умениям по размещению, хранению, обработке и поиску информации. Важное место в программе уделяется знакомству студентов с электронными таблицами и работе с базами данных, что позволяет им получить навыки по составлению картотек, сбору статистических данных. В содержание курса также включены темы по освоению работы во всемирной сети Интернет.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
· использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
· применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
· основные понятия автоматизированной обработки информации;
· общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
· состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
· методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
· базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
· основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 2, 4 – 6, 8 – 9, ПК 1.2 - 1.3, ПК 2.3 - 2.4, ПК 3.2 - 3.3, ПК 4.2 - 4.3, ПК 5.2 - 5.3, ПК 6.2 - 6.4
Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу (22 часа): составление тестовых заданий, кроссвордов, работа с банком тестов, работа с учебной литературой, конспектирование, выполнение реферативных работ, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ, подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
По окончанию изучению дисциплины проводится дифференцированный зачет.
Основы латинского языка с медицинской терминологией
ОП.01
1 год,
3 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
Основная цель обучения дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» - заложить основы терминологической компетентности специалиста-медика: способность и готовность к использованию медицинской терминологии (анатомической, клинической, фармацевтической) и реализации этико-деонтологических принципов в профессиональной деятельности, при изучении профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин.
Особенностью курса является большое внимание, уделяемое практическим занятиям по переводу рецептов и оформлению их по заданному образцу, способам словообразования и конструирования клинических и фармацевтических терминов. В ходе практических занятий и выполнения самостоятельных работ студенты знакомятся с историей латинского и древнегреческого языков, их ролью и вкладом в мировую цивилизацию, развитием медицинской терминологии, наиболее употребительными латинско-греческими терминоэлементами,основами грамматики, необходимыми для построения медицинских терминов, правилами выписывания рецептов и важнейшими рецептурными сокращениями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
· объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
· переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;
знать:
· элементы латинской грамматики и способы словообразования;
· 500 лексических единиц;
· глоссарий по специальности
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими компетенциями:ОК 4 – 6, 9.
Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу (20 часов), в том числе работа с текстами (чтение, перевод, выполнение заданий); создание мультимедиа презентаций по заданным темам; защита проектов.
При изучении каждого раздела дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» проводятся следующие формы контроля знаний студентов:
- индивидуальный
- групповой
- комбинированный
- самоконтроль
- фронтальный
Все формы контроля рекомендуется проводить разными методами: устный, письменный, тестовый с выставлением поурочного балла (оценка деятельности студента на всех этапах занятия с выведением итоговой оценки).
По окончанию изучению дисциплины проводится дифференцированный зачет.
Анатомия и физиология человека
ОП.02
1 год,
3-4 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
Цель данного курса - овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учётом интегрированного подхода к преподаванию.
Данная программа сочетает в себе морфологические и функциональные подходы, позволяющие изучить жизнедеятельность организма человека и отдельных его частей, а также психические, соматические и вегетативные функции организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе индивидуального развития человека. Всё вышеизложенное даёт студенту целостное представление об организме человека как единой саморегулирующейся, способной к выздоровлению системы, с присущими биологическими и психо-социальными потребностями и мотивациями, от степени удовлетворения которых зависит здоровье человека – состояния полного психического, физического и социального благополучия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· использовать знания анатомии и физиологии при взятии биологических материалов для лабораторных исследований;
знать:
· структурные уровни организации человеческого организма;
· структуру функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы регуляции;
· количественные и качественные показатели состояния внутренней среды организма, механизмы её регуляции и защиты;
· механизмы взаимодействия организма человека с внешней средой
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1, 4, ПК 2.2.
Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу (30 часов): составление тестовых заданий, кроссвордов, работа с банком тестов, работа с учебной литературой, конспектирование, выполнение реферативных работ, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ, подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
По окончанию изучению дисциплины проводится экзамен.
Основы патологии
ОП.03
1 год
4 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Основы патологии» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
Основной целью курса является овладение студентами системой знаний по основным закономерностям развития болезней, патологических состояний, изменений в органах и системах и в организме в целом, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к их преподаванию.
Данная программа сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить нарушения жизнедеятельности организма человека и отдельных его частей, а также общие закономерности развития патологии клетки и ее функций, структурно-функциональные закономерности развития и протекания типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.
Главной задачей настоящей дисциплины является обучение студентов клиническому мышлению, представлению патологических изменений разных уровней - от микро- до макроскопического, а также овладение знаниями об основных симптомокомплексах, сопровождающих развитие типовых патологических процессов и отдельных нозологических единиц. В содержание курса включены темы, рассматривающие патологоанатомические и патофизиологические изменения в организме при различных заболеваниях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· оценивать показатели организма с позиции «норма – патология»;
знать:
· этиологию, механизмы развития и диагностику патологических процессов в органах и системах;
· роль структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей;
· общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов;
· сущность типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;
· патогенетические основы неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1, 4, 14, ПК 1.2, 2.3, 3.2, 4.2, 5.2, 6.2.
Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу (24 часа): составление тестовых заданий, кроссвордов, работа с банком тестов, работа с учебной литературой, конспектирование, выполнение реферативных работ, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ, подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
По окончанию изучению дисциплины проводится дифференцированный зачет.
Медицинская паразитология
ОП.04
2 год,
6 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Медицинская паразитология» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
Дисциплина «Медицинская паразитология» является одной из базовых дисциплин в общей программе подготовки специалистов для клинико-диагностических лабораторий, поэтому целью ее является подготовка квалифицированных лабораторных техников.
Для успешной работы в лабораториях медицинский техник должен изучить основные теоретические положения дисциплины, уметь правильно дифференцировать все виды изученных паразитов человека, свободно владеть современными методами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний человека, а также уметь обследовать окружающую среду на зараженность отдельными видами паразитов человека.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли;
· различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;
· идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале;
знать:
· классификацию паразитов человека;
· географическое распространение паразитарных болезней человека;
· основные морфологические характеристики простейших и гельминтов;
· циклы развития паразитов;
· наиболее значимые паразитозы человека;
· основные принципы диагностики паразитозов человека;
· основные принципы профилактики паразитарных болезней человека
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1, 13 – 14, ПК 1.1 – 1.2, 6.1 – 6.3.
Программа состоит из 3 разделов: «Паразитические простейшие», «Паразитические гельминты», «Членистоногие, вредящие здоровью человека».
С целью более глубокого изучения дисциплины «Медицинская паразитология» добавлено 18 часов теоретических занятий за счет часов вариативной части.
По окончании изучения курса рекомендуется проведение экзамена.
Химия
ОП.05
1 год,
3, 4 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Учебная дисциплина «Химия» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
Важнейшей задачей курса химии является вооружение студента знаниями, способствующими формированию научного мировоззрения, развитию мышления, а также создание прочной базы, на которой строится преподавание профессиональных модулей: проведение общеклинических лабораторных исследований, проведение биохимических лабораторных исследований, проведение микробиологических лабораторных исследований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· составлять электронные и электронно-графические формулы строения электронных оболочек атомов;
· прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе электронных формул;
· составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;
· составлять уравнения реакций ионного обмена;
· решать задачи на растворы;
· уравнивать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом;
· составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды; составлять схемы буферных систем;
· давать названия соединениям по систематической номенклатуре;
· составлять схемы реакции, характеризующие свойства органических соединений;
· объяснять взаимное влияние атомов;
знать:
· периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов;
· квантово-механические представления о строении атомов;
· общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;
· важнейшие виды химической связи и механизм их образования;
· основные положения теории растворов и электролитической диссоциации;
· протеолитическую теорию кислот и оснований;
· коллигативные свойства растворов;
· методику решения задач на растворы;
· основные виды концентрации растворов и способы её выражения;
· кислотно-основные буферные системы и растворы; механизм их действия и их взаимодействие;
· теорию коллоидных растворов;
· сущность гидролиза солей;
· основные классы органических соединений, их строение и химические свойства;
· все виды изомерии.
Тема “Строение вещества” является фундаментальной темой общей химии, знание которой позволяет студентам не только понять суть химических явлений, но и сформировать диалектико-материалистическое мышление и способность к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.
Центральным в химии является учение о превращениях веществ, в том числе об энергетике и кинетике химических реакций. Усвоение данного материала способствует выработке единой линии, позволяющей устранить разрыв между отдельными сторонами физических, химических и биологических процессов. Поэтому в курсе “Химия” и предусмотрено изучение темы “Основы химической термодинамики”.
Тема “Растворы. Дисперсные системы” имеет особое значение для лаборантов, потому что биологические жидкости – кровь, лимфа, моча, слюна являются растворами солей, белков, углеводов, липидов в воде. Усвоение пищи связано с переходом питательных веществ в растворенное состояние. Биохимические реакции в живых организмах протекают в растворах. Изучение свойств растворов показывает, что их поведение подчиняется ряду законов, которые необходимо учитывать в медицинской практике.
Также каждый лаборант обязан, прежде всего, уметь обращаться с растворами, готовить растворы заданной концентрации и делать для этого необходимые расчеты. Учитывая то, что практические работы по приготовлению растворов предусмотрены в большом объеме в курсе «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ», в курсе «Химия» отводится 4 часа практических занятий на решение расчетных задач.
В профессиональной деятельности лаборант будет работать с биологическими жидкостями, которые находятся в коллоидном состоянии. Поэтому 4 часа практических занятий отводится на изучение свойств коллоидных растворов.
На практических занятиях по темам “Коллоидные растворы”, “Теория электролитической диссоциации” предусмотрено выполнение лабораторных работ с экспериментальными задачами, требующими творческого использования комплекса знаний, умений.
На практических занятиях студентам предлагаются задания и упражнения исследовательского характера, которые требуют
- использования ранее усвоенных знаний для прогнозирования свойств изучаемых веществ;
- умений выявлять причинно-следственные связи;
- умений связывать изучаемое в систему;
- умения анализировать, сравнивать, абстрагировать, аргументировать и делать глубокие выводы.
При изучении спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, углеводов, белков студенты проводят качественные реакции и решают экспериментальные задачи учебно-исследовательского характера. Важным является развитие на лабораторных занятиях самостоятельности и творческих способностей студентов, формирование у них высокой культуры проведения экспериментов и наблюдений.
Для самостоятельной работы студентам предлагаются расчетные и ситуационные задачи различной степени сложности.
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1 – 15, ПК 3.1 – 3.2.
На освоение программы дисциплины отводится следующее количество часов: максимальной учебной нагрузки обучающегося 124 часов, (в том числе 16 часов вариативной части), включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 82часа (из них 16 часов вариативной части); самостоятельной работы обучающегося 42 часов (из них 8 часов вариативной части).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения:
Формы контроля знаний:
1.Индивидуальный
2.Групповой
3.Комбинированный
4.Самоконтроль
5.Фронтальный
Методы контроля:
1.Устный
2.Письменный
3.Практический
4.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка).
5.Компьютерное тестирование
Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ
ОП.06
1 год,
3, 4 семестр
Учебная дисциплина «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060604 «Лабораторная диагностика».
Учебная дисциплина «Химия» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
Целью дисциплины «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ» является обучение студентов теории и практике химического анализа; углубление знаний по прикладной химии с учетом профессиональной направленности, необходимых будущему специалисту для осмысленного изучения профессиональных модулей; освоения и развития практических умений по проведению лабораторных исследований.
Основными задачами дисциплины являются изучение студентами принципов устройства лабораторий, организации работы в лаборатории, техники безопасности труда; освоение основных теоретических принципов и закономерностей проведения лабораторных исследований; освоение техники проведения лабораторного анализа.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;
· выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований;
· владеть практическими навыками проведения качественного и количественного анализа методами, не требующими сложного современного оборудования;
· готовить приборы к лабораторным исследованиям;
· работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах;
· проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа; оценивать воспроизводимость и правильность результатов анализа;
знать:
· устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и аппаратуру;
· правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях;
· теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;
· классификацию методов физико-химического анализа;
· законы геометрической оптики;
· принципы работы микроскопа;
· понятия дисперсии света, спектра;
· основной закон светопоглощения;
· сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов;
· принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров;
· современные методы анализа;
· понятия люминесценции, флуоресценции;
· методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия.
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1 – 15, ПК 1.1 - 1.2, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.2, ПК 4.1 - 4.2, ПК 5.1 - 5.2, ПК 6.1 - 6.4
Межпредметные связи учебной дисциплины «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»: математика, химия, проведение общеклинических лабораторных исследований, проведение биохимических лабораторных исследований, проведение микробиологических лабораторных исследований, проведение гистологических лабораторных исследований, проведение гематологических лабораторных исследований, проведение санитарно-гигиенических лабораторных исследований.
На освоение программы дисциплины отводится :
максимальной учебной нагрузки обучающегося 178 часов, в том числе(из них 16 часов вариативной части): обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов(из них 16 часов вариативной части); самостоятельной работы обучающегося 60 часов(из них 9 часов вариативной части).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1.Индивидуальный
2.Групповой
3.Комбинированный
4.Самоконтроль
5.Фронтальный
Методы контроля:
1.Устный
2.Письменный
3.Практический
4.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка).
5.Компьютерное тестирование.
Промежуточная аттестация по курсу “ Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ ” проводится в форме комплексного экзамена Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ и химии в два этапа: I этап – компьютерное тестирование, II этап – решение ситуационных и расчетных задач по билетам. На I этапе оцениваются теоретические знания по Химии и Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ, на II этапе – умения решать расчетные задачи и ситуационные задачи и выполнять лабораторные работы.
Первая медицинская помощь
ОП.07
2 год,
6 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Дисциплина первая медицинская помощь входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и тесно связана с другими дисциплинами данного цикла, такими как основы латинского языка с медицинской терминологией, анатомия и физиология человека, химия, безопасность жизнедеятельности.
Примерная программа ставит своей целью подготовку медицинского лабораторного техника, знающего возрастные анатомо-физиологические особенности человека, обеспечивающие его жизнедеятельность, ведущие симптомы неотложных состояний, принципы организации оказания первой медицинской помощи, необходимые для спасения жизни и сохранения здоровья пострадавшего. После изучения дисциплины студент должен уметь быстро и правильно оказывать первую медицинскую квалифицированную помощь (доврачебную), предотвратив развитие серьезных осложнений.
Знания и умения, полученные студентами после изучения программы позволят выпускнику применять их как в повседневной деятельности медицинского лабораторного техника при работе в любом лечебно-профилактическом учреждении при возникновении внезапных заболеваний и несчастных случаев, так и в условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· владеть экспресс-диагностикой состояний, требующих оказания неотложной доврачебной помощи;
· соблюдать права пациента при оказании ему неотложной помощи;
· владеть современными технологиями оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;
· взаимодействовать с бригадами скорой медицинской помощи и спасателей;
· подготавлива пациента к транспортировке;
· осуществлять наблюдение и уход за пострадавшими во время транспортировки в зависимости от характера поражающих факторов;
знать:
· правовую ответственность при отказе от оказания неотложной доврачебной помощи пациентам;
· права пациента при оказании ему неотложной помощи;
· основные принципы оказания первой медицинской помощи
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими компетенциями:ОК 12.
Экономика и управление лабораторной службой
ОП.08
3 год,
8 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Дисциплина «Экономика и управление лабораторной службой» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
Актуальность изучения данной дисциплины в деле подготовки специалистов среднего профессионального образования обуславливается как потребностью самих выпускников, так и той сложной социально- экономической ситуацией, в которой приходится жить и работать. Современные требования к специалисту предполагают не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и наличие у него экономического мышления.
Изучение экономических дисциплин позволяет создать фундамент экономического образования и воспитания. Полученные экономические знания позволяют специалисту адаптироваться в современной экономической ситуации, грамотно решать личные и профессиональные задачи.
На протяжении всего периода обучения студентам необходимо прививать практические навыки к определению экономической эффективности поведения, касающихся образа жизни, питания, соблюдения гигиенических требований, исключений экономических потерь, способа организации профессиональной деятельности, не исключая и предпринимательство.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранением в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля;
· рассчитать себестоимость медицинской услуги;
· проводить расчеты статистических показателей;знать:
· основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
· организацию лабораторной службы Российской Федерации, ее задачи, структуру, перспективы развития;
· принципы деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;
· основы менеджмента и маркетинга в лабораторной службе;
· основы статистики
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими компетенциями:ОК 1 – 5, 9.
Для активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется использовать широкий спектр методов обучения: на ряду с традиционными – программированное обучение (тестовый контроль), проблемное обучение (разбор конкретных ситуаций, решение задач), игровое моделирование, применение технических средств обучения и др.
Промежуточная аттестация по курсу проводится в форме дифференцированного зачета.
Безопасность жизнедеятельности
ОП.09
2 год,
6 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 «Лабораторная диагностика»
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и тесно связана с другими дисциплинами данного цикла, такими как анатомия и физиология человека, основы патологии, химия, первая медицинская помощь.
Программа курса «Безопасность жизнедеятельности» предусматривает получение студентами теоретических знаний и практических навыков, позволяющих медицинскому лабораторному технику в экстремальных условиях эффективно, в короткие сроки оказывать первую медицинскую доврачебную помощь.
Цель данного курса - научить студентов оказывать доврачебную медицинскую помощь заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение. Для эффективной работы требуются знания, быстрота реакции, определенный уровень мышления.
После изучения данного курса студенты должны иметь практические навыки по пользованию коллективными и индивидуальными средствами защиты, оказывать первую медицинскую помощь, собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачами сортировочного решения. Знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий техногенных, чрезвычайных ситуаций, стихийных явлений, основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения, виды сортировки, основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в ЧС.
Всего часов на изучение дисциплины – 102, в том числе теоретические занятия - 20 часов, практические занятия – 48 часов, самостоятельная работа - 34 часа.
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1 – 3, 6 – 8, 15, ПК 1.1 - 1.2, ПК 1.4, ПК 1.6, ПК 2.1 - 2.3, ПК 2.5, ПК 3.1 - 3.2, ПК 3.4, ПК 4.1 - 4.2, ПК 5.1 - 5.2, ПК 5.4, ПК 6.1 - 6.3, ПК 6.5
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает работу с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях, составление рефератов, мультимедийных презентаций, творческих работ, составление тестовых заданий. По окончании курса изучения дисциплины проводится комплексный экзамен с дисциплиной «Первая медицинская помощь».
Подготовка к профессиональной деятельности
вариативная часть цикла
ОП 10
1 год
Дисциплина входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла и изучается на 1 году обучения в 3 семестре. Дисциплина является частью вариативной составляющей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями работодателя для глубокого понимания профессии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· сущность и социальную значимость своей будущей профессии, историю развития медицины, историю колледжа
· знать виды, формы и способы самостоятельной работы студента в аудиторное и внеаудиторное время;
· типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей профессией)
Требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по дисциплине «Введение в профессию» определяются следующими компетенциями – ОК 1 -14.
Самостоятельная работа студента предусматривает конспектирование, работу с дополнительной и специальной литературой, подготовку реферативных работ, подготовку творческих работ.
Изучение дисциплины завершается зачетом по основным вопросам курса.
ПМ – Проведение лабораторных общеклинических исследований
ПМ.01
1, 2 год,
4, 5 семестр
Программа профессионального модуля предусматривает освоение основного вида профессиональной деятельности – проведение лабораторных общеклинических исследований.
Профессиональный модуль «Проведение лабораторных общеклинических исследований» является базовым в общей программе подготовки медицинского лабораторного техника и предназначен для обучения медицинских лабораторных техников методам клинико-лабораторных исследований, приготовления препаратов для диагностических исследований.
В состав данного модуля входит междисциплинарный курс МДК 01.01 Теория и практика лабораторных общеклинических исследований.
Цель модуля - дать студентам теоретические знания и выработать практические умения, необходимые для выполнения клинических лабораторных исследований.
Освоению профессионального модуля ПМ.01 Проведение лабораторных общеклинических исследований предшествуют изучение общепрофессиональных дисциплин: анатомия и физиология человека, химия, основы латинского языка с медицинской терминологией, физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ, основы патологии.
Профессиональный модуль ПМ.01 Проведение лабораторных общеклинических исследований в свою очередь связан с общепрофессиональной дисциплиной: основы патологии, медицинская паразитология.
В результате изучения данного модуля студент приобретает практический опыт определения физических и химических свойств, микроскопического исследования биологических материалов (мочи, кала, дуоденального содержимого, отделяемого половых органов, мокроты, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей; кожи, волос, ногтей).
В процессе изучения модуля студенты учатся готовить биологический материал, реактивы, лабораторную посуду, оборудование; проводить общий анализ мочи; исследовать кал; определять физические и химические свойства дуоденального содержимого; проводить микроскопическое исследование желчи;
исследовать спинномозговую жидкость; исследовать экссудаты и транссудаты; исследовать мокроту; исследовать отделяемое женских половых органов; исследовать эякулят; работать на спермоанализаторах;
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен знать:
· задачи, структуру, оборудование, правила работы и технику безопасности в лаборатории клинических исследований;
· основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей мочи; морфологию клеточных и других элементов мочи;
· основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей кала;
· форменные элементы кала, их выявление;
· физико-химический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
· лабораторные показатели при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;
· морфологический состав, физико-химические свойства спинномозговой жидкости, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
· морфологический состав, физико-химические свойства выпотных жидкостей, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
· принципы и методы исследования отделяемого половых органов
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1 – 15, ПК 1.1 - 1.4
Освоение данного модуля предусматривает проведение учебной практики и производственной практики по всем разделам и заканчивается квалификационным экзаменом.
ПМ – Проведение лабораторных гематологических исследований
ПМ.02
2,3 год
5 семестр
Программа профессионального модуля предусматривает освоение основного вида профессиональной деятельности.
Цель модуля - дать студентам теоретические знания о роли крови, форменных элементов в жизнедеятельности организма и приоритетном значении исследования крови для постановки диагноза заболевания, мониторинга течения болезни и коррекции хода лечения, а также выработать практические умения, необходимые для выполнения гематологических лабораторных исследований.
В результате изучения данного модуля студент приобретает практический опыт проведения общего анализа крови и дополнительных методов исследований ручными методами и на гематологических анализаторах;
В процессе изучения модуля студенты учатся производить забор капиллярной крови для лабораторного исследования; готовить рабочее место для проведения общего анализа крови и дополнительных исследований; проводить общий анализ крови и дополнительные исследования; дезинфицировать отработанный биоматериал и лабораторную посуду; работать на гематологических анализаторах;
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен знать:
· задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гематологической лаборатории;
· теорию кроветворения; морфологию клеток крови в норме;
· понятия «эритроцитоз» и «эритропения»; «лейкоцитоз» и «лейкопения»; «тромбоцитоз» и «тромбоцитопения»;
· изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях, при заболеваниях органов кроветворения (анемии, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях);
· морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях;
· морфологические особенности лейкоцитов при различных патологиях
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1 – 15, ПК 2.1 - 2.5
Освоение данного модуля предусматривает проведение производственной практики по всем разделам и заканчивается квалификационным экзаменом.
Шифр дисциплины
по УП: ПМ.03
Год обучения: 3 год,
6 семестр, 4 год, 7 семестр
Число часов: 384
ПМ – Проведение лабораторных биохимических исследований
ПМ.03
2 год,
6 семестр
Программа профессионального модуля предусматривает освоение основного вида профессиональной деятельности.
Цель модуля - дать студентам теоретические знания о роли биомолекул в биохимических и физиологических процессах, значения биохимических показателей в норме и патологии, значение биохимических исследований крови и других жидкостей организма человека для постановки правильного диагноза, мониторинга течения болезни и коррекции хода лечения, а также выработать практические умения, необходимые для выполнения биохимических лабораторных исследований.
Профессиональный модуль является ведущим в подготовке медицинских лабораторных техников.
Профессиональный модуль изучается на втором году обучения с учетом знаний и умений, полученных на базе общепрофессиональных дисциплин: основ латинского языка с медицинской терминологией, анатомии и физиологии человека, химии, физико-химических методов исследования и техники лабораторных работ, основ патологии, ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований», ПМ.02 «Проведение лабораторных гематологических исследований».
В результате изучения данного модуля студент приобретает практический опыт определения показателей белкового, липидного, углеводного и минерального обменов, активности ферментов, белков острой фазы, показателей гемостаза;
В процессе изучения модуля студенты учатся готовить материал к биохимическим исследованиям; определять биохимические показатели крови, мочи, ликвора и т.д.; работать на биохимических анализаторах; вести учетно-отчетную документацию; принимать, регистрировать, отбирать клинический материал;
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен знать:
· задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в биохимической лаборатории;
· особенности подготовки пациента к биохимическим лабораторным исследованиям;
· основные методы и диагностическое значение биохимических исследований крови, мочи, ликвора и т.д.;
· основы гомеостаза; биохимические механизмы сохранения гомеостаза;
· нормальную физиологию обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; причины и виды патологии обменных процесов;
· основные методы исследования обмена веществ, гормонального профиля, ферментов и др.
При изучении профессионального модуля рекомендуются следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа в аудиторное и внеаудиторное время. Для активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется использовать широкий спектр видов и методов обучения: программированное обучение (тестовый контроль), проблемное обучение (разбор конкретной ситуации), игровое и неигровое моделирование профессиональной деятельности медицинского лабораторного техника, использование ТСО.
На практических занятиях, проводимых в учебной лаборатории лабораторных биохимических исследований, студенты с преподавателем и самостоятельно отрабатывают умения, при прохождении производственной (профессиональной) практики в КДЛ закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе обучении, приобретают умения по всем видам профессиональной деятельности.
Данная программа рекомендует широкое использование самостоятельной внеаудиторной работы студентов в виде подготовки рефератов и докладов, составления кроссвордов, решения ситуационных задач, заполнения бланков анализов, изготовления наглядных пособий. Подобный подход к обучению обеспечивает широкое привлечение студентов к учебно-исследовательской работе.
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1 – 15, ПК 3.1 - 3.4
Освоение данного модуля предусматривает проведение учебной и производственной практики по всем разделам и заканчивается квалификационным экзаменом.
ПМ – Проведение лабораторных микробиологических исследований
ПМ.04
2, 3 год,
6, 7 семестр
Программа профессионального модуля предусматривает освоение основного вида профессиональной деятельности.
Профессиональный модуль «Проведение лабораторных микробиологических исследований» является одним из основных в подготовке медицинских лабораторных техников.
Целью обучения является подготовка специалистов среднего звена, знающих структуру лабораторной службы в России, владеющих теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для проведения микробиологических исследований, направленных на идентификацию возбудителей, выяснение их роли в конкретном эпидемическом процессе и профилактику инфекционных заболеваний.
Профессиональный модуль «Проведение лабораторных микробиологических исследований» тесно связан с другими профессиональными модулями (ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований», ПМ.03 «Проведение лабораторных биохимических исследований», ПМ.05 «Проведение лабораторных гистологических исследований»,) и дисциплинами данного цикла (ОП.06 «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ», ОП.03 «Основы патологии», ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»)
В результате изучения данного модуля студент приобретает практический опыт применения техники бактериологических, вирусологических, микологических и иммунологических исследований.
В процессе изучения модуля студенты учатся принимать, регистрировать, отбирать клинический материал, пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов; готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований; проводить микробиологические исследования клинического материала, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; оценивать результат проведенных исследований; вести учетно-отчетную документацию; готовить материал для иммунологического исследования, осуществлять его хранение, транспортировку и регистрацию; осуществлять подготовку реактивов, лабораторного оборудования и аппаратуры для исследования; проводить иммунологическое исследование; проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию, используемой в лаборатории посуды, инструментария, средств защиты рабочего места и аппаратуры; проводить оценку результатов иммунологического исследования;
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен знать:
· задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории;
· общие характеристики микроорганизмов, имеющие значение для лабораторной диагностики;
· требования к организации работы с микроорганизмами III–IV групп патогенности;
· организацию делопроизводства;
· задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в иммунологической лаборатории;
· строение иммунной системы; виды иммунитета; иммунокомпетентные клетки и их функции;
· виды и характеристику антигенов;
· классификацию строения функции иммуноглобулинов;
· механизм иммунологических реакций
Выпускник, освоивший ОПОП СПО специальности «Лабораторная диагностика», должен обладать общими и профессиональными компетенциями:ОК 1 – 15, ПК 4.1 - 4.4
Знания и умения, полученные после прохождения курса обучения, позволят выпускнику осуществлять профессиональную деятельность в качестве медицинского лабораторного техника в области лабораторной диагностики заболеваний в микробиологических лабораториях лечебно-профилактических учреждений, исследования факторов внешней среды в лабораториях учреждений Центров Госсанэпиднадзора, в микробиологических лабораториях профильных научно-исследовательских институтов.
Для изучения дисциплины ПМ.04 «Проведение лабораторных микробиологических исследований» рекомендуются такие формы организации учебного процесса, как чтение систематизированного курса лекций, проведение практических занятий, самостоятельная работа студентов в аудиторное и внеаудиторное время.
В целях оптимизации и активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется широкое использование программированного обучения (тестовый контроль), проблемного обучения (решение проблемно-ситуационных задач), выполнение студентами творческих работ (составление тематических кроссвордов, проведение работ исследовательского характера).
Контроль знаний рекомендуется проводить в процессе текущих и контрольных занятий по соответствующим темам.
Освоение данного модуля предусматривает проведение учебной практики и производственной практики по всем разделам и заканчивается квалификационным экзаменом.
ПМ – Проведение лабораторных гистологических исследований
ПМ.05
3 год,
7,8 семестр
Программа профессионального модуля предусматривает освоение основного вида профессиональной деятельности.
Цель изучения профессионального модуля состоит в познании функций, микро- и ультрамикроскопического строения тканевых систем, являющихся одним из важнейших компонентов структурной организации организма.
Профессиональный модуль включает следующие разделы программы:
1. Изучение гистологических препаратов тканей.
2. Изучение гистологических препаратов органов
3. Изготовление гистологических препаратов тканей и органов для проведения диагностических исследований
Первый раздел включает изучение учения о тканях (общая гистология), знание морфофункциональных характеристик тканей в условиях нормы является основой познания сущности патологических процессов и правильности диагностики заболеваний. Исследования биопсий органов и тканей широко применяется в клинической диагностике, от своевременности и правильности