Так, например. в китайской культуре на определенное совпадение представлений об этих животных указывает тот факт, что в китайском календаре с 12-летним циклом, где каждому из годов соответствует определенное животное (год дракона, год змеи), одному из годов соответствует одновременно двое животных — кот и заяц (или кролик).
В английской культуре бытует определение «мартовский заяц».
У нас же возникает параллель «мартовский кот».
В нашей культуре эту параллель подтверждает схожесть основной приметы о коте и зайце:если перебежит дорогу — к несчастью.
Про кота эта примета общеизвестна, про зайца на данную примету указывает в своем словаре Даль, а на ее достаточную прежде распространенность хотя бы известный факт из биографии Пушкина, когда перебежавший дорогу заяц вынудил Александра Сергеевича, узнавшего о восстании декабристов и ехавшего из Михайловского в столицу, повернуть назад (см. ст.: А.Гор «Заяц» в журнале «Родина» за ноябрь 1994).
Что за качества отличают кота и зайца?Рядом признаков они схожи— как во внешнем облике, так и в способе существования.
Внешне — более-менее совпадают размеры, оба пушистые, вполне совпадают по окрасу — и у одного, и у другого в целом преобладают различные варианты серого и серо-коричневого цвета.
По способу существования основная их схожесть — оба не коллективные животные.
Дальнейшее сравнение может идти в двух разных аспектах — как в области реальных качеств, так и в области мифологических. Применительно к коту в этом аспекте особой разницы нет, ибо он существует рядом. Его мифологические черты в значительной степенисовпадают с реальными.
Когда же мы рассматриваем зайца, то здесь кажутся более важными мифологические черты, так как с реальными зайцами урбанизированная часть населения нашей страны явно не сталкивается.
В формировании архетипа зайца принимают участие самые разные источники:
- прочитанные в детстве истории из жизни животных и сказки,
- образ зайца в песнях (типичная — «трусишка зайка серенький под елочкой скакал...»),
- встихах (думаю, многим помнится некрасовский дед Мазай и его подвиг спасения заек),
- в мультфильмах.
В результате получается добрый, трусоватый, но находчивый, постоянно попадающий в какие-то передряги, но удачно из них выпутывающийся (с помощью своей смекалки или добрых помощников) миляга-зверек, чем-то напоминающий по характеру Иванушку-дурачка(может, это и помогло ему выдвинуться на ведущее место в тотемическом ряду?).
К этому еще стоит добавить отсутствие семьи (впрочем, у Иванушки-дурачка собственная тоже появляется только в конце сказки, а в родительской его обычно братья не жалуют) и, говоря канцелярским языком, отсутствие трудовой деятельности.
Что касается кота, то, совпадая с зайцем в двух последних качествах (оба вида не живут в парах и не включены в целенаправленную деятельность (как, например, пчелы или муравьи) в остальных он зайца частично дополняет: как в реальных биологических характеристиках (заяц — травоядный, а кот — хищник), так и в вытекающих отсюда навыках — кот гораздо смелее, решительнее и активней зайца.
Причем эта активность, если ее характеризовать с антропоморфной точки зрения, бывает асоциальна — кот не чурается воровства.
Возможно, это также явилось одной из причин его выдвижения, ибо в русских сказках воровство — один из самых распространенных способов добывания чего-либо.
Что касается лени, то она также зачастую присуща позитивным сказочным персонажам — типичным примером здесь может служить сказка о Емеле-дураке, который хотя и проводил время в лежании на печи и на всякое предложение пальцем пошевельнуть для какого-либо дела неизменно отвечал: «Я ленюсь», однако в результате вытащил волшебную щуку, и счастье ему привалило.
Вообще счастье в наших сказках неизменно сопутствует лентяю и вору — как уже было сказано.
Исследуя их, Е. Н. Трубецкойзаметил, что в русской сказке сочувствие лени и воровству граничит с апофеозом лентяя и вора.
Что касается лени, то она также органично присуща коту(в гораздо большей степени, чем зайцу), то есть и здесь работает принцип дополнительности.
Кроме того, указанный признак входит в число описанных ранее черт, присущих русскому национальному характеру.
Поэтому связь кота с ленью также есть причина, наравне с воровством, по которой он стал тотемическим животным.
Таким образом, несомненно, что тотемические характеристики черт характеров кота и зайца связаны не только со сказочными героями, но и со спецификой нашего национального характера.
Никто не воспринимает нас как трудолюбивую нацию, да и все мы помним ответ, прозвучавший в начале XX века на вопрос, как дела в России: «Воруют».
Связанность тотемов с исторически сформировавшимся этническим менталитетом можно проследить не только в русской культуре.
Например, в младших классах школы немецких детей разделяют на подгруппы, типичные названия которых — пчелы и муравьи.
Если качества этих насекомых интерпретировать в антропоморфном ключе, то получится совместный хорошо структурированный труд, тщательность в деятельности.
А какие качества вы бы назвали типичными для немцев?
Наверняка одним из первых был бы педантизм.
Кроме того, никто, я думаю, не станет оспаривать и утверждение, что работа немца на предприятии весьма отличается от работы русских.
Так, «Нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в России» (Ключевский В.О. исторические портреты. М., 1990. с.60).
Да и с организацией работы у нас дело обстоит не лучшим образом (о чем речь уже шла выше).
Следовательно, мы можем констатировать, что распространенные в современной российской культуре тотемические образы зайца и кота несут на себе черты того расширенного чувства свободы, которое является характерной особенностью русского менталитета.