Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЕДЬМОЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ



Я изложу урок, который вынес из всех семи поворотных пунктов своей жизни, но вначале позвольте рассказать об этом — седьмом и последнем.

Война разорила меня, как я уже говорил, но я был счаст­лив от того, что прекратилась бойня и возвращается циви­лизация.

Стоя у окна своего кабинета и глядя на ликующие толпы, которые праздновали окончание войны, я мысленно вернулся к тому дню, когда добрый старый джентльмен положил мне руки на плечи и сказал, что если я буду учиться, то оставлю свой след в мире. Сам того не зная, я учился. Больше двадца­ти лет я посещал Университет жизненных ударов, как вы мог­ли понять при чтении рассказа о поворотных пунктах. И ког­да я стоял у окна, прошлое, горькое и сладкое, полное взлетов и падений, проходило у меня перед глазами.

Наступило время еще одного поворота!

Я сел за машинку, и, к моему изумлению, мои руки застучали по клавишам. Никогда я не писал так быстро и легко. Я не думал о том, что пишу, ничего не планировал — просто записывал то, что приходит в голову!

Сам того не сознавая, я закладывал основы самого главно­го поворотного пункта в своей жизни; я подготовил доку­мент, который обеспечил финансирование журнала и дал мне доступ к людям во всех англоязычных странах. Этот документ оказал настолько значительное влияние на мою карьеру и, как я думаю, на жизнь тысяч других людей, что мне кажется важным познакомить с ним изучающих этот курс; поэтому привожу его в таком виде, в каком он появился в журнале «Золотое Правило Хилла», где был впервые опубликован.

«ЛИЧНЫЙ РАЗГОВОР С ВАШИМ ИЗДАТЕЛЕМ

На улице, за окном моего кабинета, ликующие толпы празднуют падение силы, которая все последние четыре года угрожала цивилизации.

Война окончена!

Скоро наши парни вернутся домой с полей битв.

Повелитель грубой силы теперь не больше чем тень про­шлого.

Две тысячи лет назад Сын Человеческий был изгнанни­ком, и ему негде было преклонить голову. Теперь ситуация изменилась на противоположную, и уже дьяволу негде пре­клонить голову.

Давайте же усвоим великий урок, который дала нам эта война, а именно: выживает только то, что основано на спра­ведливости и милосердии ко всем — богатым и бедным, слабым и сильным. Все остальное минует.

Из этой войны родится новый идеализм, основанный на философии Золотого Правила, идеализм, который учит не как использовать других людей, а как быть им полезным, как смягчить их трудности и сделать их жизнь счастливей.

Эмерсон воплотил этот идеализм в великом эссе «Закон компенсации». Другой великий философ изложил его в сле­дующих словах: «Что посеешь, то и пожнешь».

Пришло время философии Золотого Правила. В бизнесе и в социальных взаимоотношениях тот, кто отказывается делать эту философию основой своих решений, сам ускоря­ет свою неудачу.

Я опьянен великой новостью об окончании войны и чув­ствую себя обязанным попытаться сохранить для будущих поколений один из величайших уроков, который все мы вынесли из этого испытания.

И лучше всего я сделаю это, вернувшись на двадцать два года назад, к началу своей карьеры. Вы хотите отправиться со мной?

Было мрачное ноябрьское утро, примерно в середине ме­сяца, когда я получил свою первую работу на угольной шахте в Вирджинии за доллар в день.

В те дни доллар в день был неплохим заработком, осо­бенно для мальчишки моего возраста. Пятьдесят центов из этого доллара уходило на квартиру и пансион.

Вскоре после того как я стал работать, шахтеры начали поговаривать о забастовке. Я внимательно слушал все, что они говорили. Особенно интересовал меня организатор шах­терского профсоюза. Это был один из лучших ораторов, каких мне приходилось слышать, и его речи захватывали меня. Одно его выступление особенно мне запомнилось; если бы я знал, где его сегодня найти, я бы его отыскал и горячо поблагодарил. Смысл его слов оказал на меня самое глубокое и длительное воздействие.

Возможно, вы скажете, что большинство рабочих агита­торов не очень разумные философы; и я соглашусь с вами. Возможно, и этот не был исключением, но то, что он сказал в тот раз, было очень разумно.

Стоя на пустом ящике в углу старого магазина, где про­исходило собрание, он говорил:

— Парни, мы говорим о забастовке. Прежде чем вы про­голосуете, я хочу, чтобы вы меня выслушали. Возможно, мои слова, если вы обратите на них внимание, принесут вам пользу.

Вы хотите получать за свою работу деньги; я тоже хочу, чтобы вы их получили, потому что считаю, что вы их за­служили.

Позвольте рассказать, как получить больше денег и при этом сохранить хорошие отношения с владельцем шахты.

Мы можем забастовать и, вероятно, вынудим владельца платить нам больше, но можем заставить его делать это так, чтобы ему самому нравилось. Прежде чем начинать забастов­ку, давайте будем честны перед владельцем и перед самими собой; давайте пойдем к владельцу и спросим, согласится ли он справедливо разделить с нами доходы от шахты.

Если он согласится — а, вероятно, так и будет, — спро­сим, сколько он заработал за прошлый месяц; если он со­гласится делиться с нами дополнительной прибылью, мы все поможем ему заработать в следующий месяц больше.

Будучи человеком, таким же, как мы, он обязательно скажет: «Конечно, парни; сделайте это, и я поделюсь с вами». Вполне естественно, что он так скажет.

Если мы убедим его, что говорим серьезно, он согласит­ся с нашим планом; и тогда я хочу, чтобы вы все следую­щие тридцать дней приходили на работу с улыбкой. Я хочу слышать, как вы напеваете, отправляясь в шахту. Хочу, чтобы вы работали, чувствуя себя партнерами в бизнесе.

Без особого напряжения вы можете делать вдвое больше, чем сейчас; и если вы будете делать больше, то поможете владельцу шахты больше заработать. А если он будет боль­ше зарабатывать, то с радостью поделится с вами. Даже не из чувства справедливости, а просто по нормальным дело­вым соображениям.

Он воздаст нам, и это верно, как Господь над нами. Если этого не произойдет, я отвечаю лично и, если вы ска­жете, помогу вам разнести эту шахту на клочки!

Вот каков мой план, парни! Вы со мной?»

Конечно, они были с ним — все, до единого!

Эти слова запали мне в сердце, словно их там выжгли каленым железом.

За следующий месяц каждый рабочий шахты получил на двадцать процентов больше. И все последующие месяцы каждый получал красный конверт, а в нем дополнительный заработок. На конверте было напечатано:

«Ваша часть дохода от работы, которую вы проделали без оплаты».

С тех дней — свыше двадцати лет назад — мне приходи­лось бывать в разных переделках, но всегда я выходил по­бедителем, становился чуть мудрее, чуть счастливее, чуть лучше подготовленным к служению другим людям, и все это благодаря правилу делать больше, чем то, за что мне платят.

Возможно, вам будет интересно узнать, что последняя моя должность, связанная с угольным бизнесом, — помощ­ник председателя совета одной из крупнейших компаний мира. Огромный шаг — от простого шахтера до помощника председателя совета крупнейшей компании. И я никогда бы не сделал этот шаг, если бы не соблюдал правило делать больше, чем то, за что мне платят.

Хотелось бы мне рассказать вам десятки случаев, когда это правило помогало мне в самых трудных случаях.

Много раз мой наниматель оказывался передо мной в та­ком долгу, что давал мне все, о чем я просил, без всяких колебаний и отговорок, без жалоб и обид и, что еще важнее, без чувства, что я веду себя по отношению к нему нечестно.

Я искренне верю, что то, что человек забирает у другого без его искреннего согласия, рано или поздно прожжет дыру в его кармане, обожжет до волдырей ладони, не говоря уже об угрызениях совести.

Как я уже сказал в самом начале, я пишу это в час, когда за окном толпы народа празднуют победу добра над злом.

Поэтому вполне естественно, что я обращаюсь к глуби­нам своего сердца, чтобы передать миру мысль — мысль, которая поможет американцам сохранить тот дух идеализ­ма, за который они сражались и с которым вступили в ми­ровую войну.

И я не нахожу ничего более подходящего, чем филосо­фия, на которую я опираюсь. Я искренне верю, что именно высокомерное отрицание этой философии привело Герма­нию — к беде. И чтобы принести эту философию в сердца тех, кто в ней нуждается, я начну издавать журнал «Золотое Правило Хилла».

Издание журнала требует больших денег, а сейчас у меня их нет; но еще до конца месяца с помощью философии, которую я здесь постарался выразить, я найду человека, ко­торый предоставит необходимый капитал и даст мне возмож­ность передать миру простую философию, которая вывела меня из угольной шахты и поставила на такое место, где я лучше могу служить человечеству. Эта философия позволит вам, дорогие читатели, кем бы вы ни были и чем бы ни занимались, занять любое место в жизни, какое вы захотите.

Любой человек имеет или, по крайней мере, должен иметь врожденное желание обладать чем-то ценным. Каждый человек, работающий на других, надеется, пусть неопре­деленно и неосознанно, располагать своим собственным делом.

Лучший способ добиться этого — делать больше, чем то, за что тебе платят. Вы можете достичь успеха почти без формального образования; вы можете достичь успеха, не обладая начальным капиталом; вы преодолеете любые пре­пятствия и преграды, если честно и искренне будете делать все, на что способны, независимо от того, сколько вам за это платят.

Примечание. Сегодня прошло десять дней с того момен­та, как я написал предшествующие строки. Только что я прочел их Джорджу Б. Уильямсу из Чикаго, человеку, ко­торый с помощью этой философии поднялся с самого дна, и он сделал возможной публикацию журнала «Золотое Пра­вило Хилла».

Желание, которое двадцать лет таилось в глубине мое­го сердца, осуществилось в драматичных обстоятельствах. Все это время я хотел стать издателем газеты. Тридцать лет назад, еще мальчишкой, я любил приводить в дей­ствие пресс, на котором мой отец печатал маленькую еже­недельную газету, и с тех пор полюбил запах типограф­ской краски.

Возможно, за все эти годы подготовки желание подсоз­нательно набирало силу, пока я проходил через испыта­ния, описанные в поворотных пунктах моей жизни, пока не прорвалось и не потребовало действий; а может, срабо­тал другой план, над которым у меня нет контроля, имен­но он заставлял меня двигаться вперед, не сдаваясь, не отказываясь от усилий, пока я не получил возможность издавать свой первый журнал.

Издание «Золотого Правила Хилла» позволило мне всту­пить в контакт с мыслящими людьми со всей страны. Оно дало мне возможность быть услышанным. Послание опти­мизма и доброй воли, которое оно несло, стало настолько популярным, что меня пригласили объехать с лекциями всю страну, и во время этой поездки мне посчастливилось встретиться и поговорить с самыми прогрессивными мыс­лителями нашего времени. Знакомство с этими людьми дало мне мужество для того, чтобы продолжать начатую работу. Сама по себе эта поездка была настоящей школой, потому что я вступал в близкие контакты с людьми прак­тически всех профессий и жизненных сфер и понял, что Соединенные Штаты — очень большая страна.

Теперь пришло время описать кульминацию седьмого по­воротного пункта моей жизни.

Во время лекционного тура я сидел в ресторане Далласа, штат Техас, глядя на самый сильный дождь, какой мне приходилось видеть. Вода двумя широкими потоками ли­лась по оконным стеклам, причем эти два потока соединя­лись маленькими ручейками, напоминая большую водя­ную лестницу.

И когда я смотрел на эту необычную картину, мне пришла в голову мысль, что если я соберу воедино опыт всех семи поворотных пунктов своей жизни и то, что узнал, изучая жизнь преуспевших людей, у меня получится отличная лекция, кото­рую можно будет назвать «Волшебная лестница к успеху».

На обратной стороне конверта я набросал пятнадцать пунк­тов, из которых должна быть построена лекция, а позже действительно подготовил лекцию, которая буквально ос­нована на временных поражениях в семи поворотных пунк­тах моей жизни.

Все ценное, что мне известно, представлено этими пят­надцатью пунктами; и весь этот материал не что иное, как знания, навязанные мне опытом, который многие, несом­ненно, сочли бы неудачей.

Курс, часть которого составляет этот урок, подытожива­ет все, что я узнал благодаря этим «неудачам». Если курс принесет вам пользу, на что я надеюсь, можете благодарить все «неудачи», описанные в уроке.

Возможно, вы захотите узнать, какую материальную, денежную выгоду я получил от этих поворотных пунктов, потому что вы, вероятно, понимаете, что в наш век жизнь — это борьба за существование и она не очень приятна для тех, кто проклят бедностью.

Хорошо! Буду с вами откровенен.

Начнем с того, что дохода от продажи этого курса мне хватит на все потребности, и это несмотря на то, что я убедил издателей применить философию Форда: продавать книгу по самой низкой цене, доступной всем желающим.

Вдобавок к гонорару за книгу (прошу не забывать,что я продаю знания, полученные в результате «неудач») я сейчас пишу серию иллюстрированных статей, которые будут пе­чататься в газетах всей страны. Статьи основаны на тех же пятнадцати пунктах, которые описаны в книге.

Вдобавок к этому я вместе с группой ученых, психоло­гов и бизнесменов работаю над университетским курсом, который предназначен для студентов, овладевших элемен­тарными сведениями; в курсе более развернуто освещаются не только пятнадцать законов, но включены еще некото­рые, недавно открытые законы.

Практически все прошлые годы я был беден, исключи­тельно беден, если говорить о банковских счетах. Причем такое состояние по большей части было делом доброволь­ного выбора, потому что все время уходило на трудоемкую работу по устранению невежества и изучению жизни, что было для меня необходимым.

Из пережитого в семи описанных здесь поворотных пунк­тах я извлек несколько золотых нитей знаний, которые не мог приобрести иным путем, как через поражения\

Собственный опыт заставляет меня считать «немой язык» поражения самым простым и эффективным языком на зем­ле, как только начинаешь его понимать. Мне даже хочется сказать, что я считаю его универсальным языком, на кото­ром обращается к нам природа, когда мы больше ничего не желаем слушать.

Я рад, что испытал так много поражений!

Это закалило меня и придало храбрости для таких свер­шений, на которые я никогда не решился бы, если бы был защищен от неудач.

Но поражение служит деструктивной силой, только ког­да воспринимается как неудача! Если же считать его необ­ходимым уроком, то оно оказывается благословением.

Я привык ненавидеть своих врагов!

Но это было до того, как я понял, как хорошо они мне служат: держат постоянно настороже, чтобы слабые места моего характера не давали им юзможности причинить мне ущерб.

В свете того, что я узнал о ценности врагов, я бы счел своим долгом создавать их, если бы их у меня не было. Они нашли бы мои уязвимые места и показали мне; а вот друзья, даже если увидят мои слабости, ничего о них не скажут.

Не может быть неудачи у человека, который продолжает бороться. Человек не побежден, пока не сочтет временное поражение неудачей. Между временным поражением и не­удачей огромная разница; на протяжении всего урока я пы­тался показать эту разницу.

Я убежден, что неудача — это специальное средство, с помощью которого природа ведет человека к его судьбе и готовит к работе. Неудача — это печь, в которой природа выжигает шлак из человеческого сердца и очищает металл, чтобы человек мог выдержать трудную работу.

Ни один человек не оправлялся от жестокого удара, не становясь при этом сильнее и мудрее. Поражение разгова­ривает с нами на своем языке, и хотим мы того или не хотим, мы вынуждены его слушать.

Конечно, нужно иметь большое мужество, чтобы рас­сматривать поражение как замаскированное благо.

Приближаясь к концу своего любимого урока, я на мгно­вение закрываю глаза и вижу перед собой огромную армию людей, на чьих лицах видны морщины отчаяния и тревоги.

Некоторые в лохмотьях, они дошли до последней ступени на длинном, длинном пути, который люди называют неудачей!

Другие выглядят получше, но и у них на лицах ясно отражается страх голода; улыбка храбрости покинула их губы; они тоже как будто отказались от борьбы.

Но картина меняется!

Я смотрю на прошлое человечества, вижу историю борь­бы человека за место под солнцем, вижу «неудачников» про­шлого — неудачников, которые для человечества значили больше, чем все записанные в истории так называемые до­стижения и успехи.

Я вижу прекрасное лицо Сократа, когда кончается суд и он ждет — мгновения кажутся вечностью, прежде чем вы­пить чашу с цикутой, навязанную ему его палачами.

Я вижу Христофора Колумба — пленника в цепях; именно так заплатили ему за его самопожертвование, за то, что он плыл по неизвестному, не нанесенному на карты морю, чтобы открыть великий новый континет.

Я вижу лицо Томаса Пейна, человека, которого Англия считала истинным вдохновителем Американской револю­ции и стремилась захватить и казнить. Я вижу его лежащим в грязной темнице во Франции, спокойно ожидающим смерти на гильотине, ибо именно смерти ждал он как награды за все, что сделал для человечества.

И вижу я также лицо Человека из Галилеи, когда он несет крест на Голгофу — награду за все усилия по спасе­нию страдающего человечества.

Все они «неудачники»!

Быть таким неудачником, войти в историю, как эти люди, имевшие мужество поставить человечество выше индивиду­ального и выше принципа материальной выгоды!

С такими «неудачниками» связаны надежды человече­ства.

Будьте благодарны за поражения, которые люди называ­ют неудачами, потому что если переживете их и не откаже­тесь от стараний, вы получите возможность подняться до вершин достижений в избранной вами области деятельности.

Никто не имеет права называть вас неудачником, кроме вас самих.

Если в момент отчаяния вы почувствуете желание на­звать себя неудачником, вспомните слова богатого филосо­фа Креза, советника персидского царя Кира:

«Я помню, о царь, и никогда не забываю, что существует колесо, на котором держатся все дела человеческие, и коле­со это устроено так, что ни одному человеку не может везти постоянно».

Какой удивительный урок заключен в этих словах — урок надежды, мужества и обещания.

Кому из нас не приходилось переживать дни, когда все, кажется, идет не так? В такие дни мы видим только одну сторону колеса жизни.

Но не забудем, что колесо все время поворачивается. Се­годня оно приносит нам печали, а завтра принесет радости. Жизнь — это непрерывная последовательность событий, удач­ных и неудачных.

Мы не можем остановить колесо судьбы, но можем об­легчить свои несчастья, вспомнив, что за ними последуют уда­чи, и это так же верно, как наступление дня после ночи — если мы сохраним веру в себя и будем честно стараться изо всех сил.

В самые трудные свои часы бессмертный Линкольн по­вторял: «И это тоже пройдет».

Урок пятнадцатый

ТЕРПИМОСТЬ

Вы сможете это сделать, если поверите, что сможете

Нетерпимость обладает двумя отличительны­ми свойствами, и я в самом начале урока обращаю на них ваше внимание.

Первое. Нетерпимость есть форма невежества, которое следует победить, прежде чем будет достигнут хоть какой-то успех. Она служит причиной всех войн. Она создает вра­гов в бизнесе и во всех профессиях. Она разобщает органи­зованные силы общества тысячью способов и, подобно ве­ликану, стоит на пути окончательного устранения войны. Она сбрасывает с трона разум и садит на его место массо­вую психологию толпы.

Второе. Нетерпимость — главная разлагающая сила орга­низованных религий мира, она приносит хаос в величай­шую силу добра на земле; она разбивает эту силу на множе­ство сект, которые тратят огромные усилия на противостоя­ние друг другу, тогда как могли направить их на уничтоже­ние зла на земле.

Но это общее обвинение нетерпимости. Посмотрим как она действует на вас как на индивида. Очевидно, что то, что препятствует развитию цивилизации в целом, является также преградой для индивида; иными словами, все, что затуманивает разум индивида и препятствует его умствен­ному, моральному и духовному прогрессу, препятствует также прогрессу всей цивилизации.

Все это абстрактные утверждения, в которых содержится великая истина; но поскольку абстрактные утверждения не очень интересны и не способствуют передаче информации, попробуем яснее проиллюстрировать разлагающее воздействие нетерпимости.

Однажды меня познакомили с молодым человеком не­обыкновенно приятной внешности. Ясный взгляд, теплое рукопожатие, тон голоса, изысканный вкус в подборе одеж­ды — все выдавало в нем человека с высоким интеллектом. Это был типичный молодой выпускник американского кол­леджа, и я, вглядываясь в него, как обычно в подобных обстоятельствах, вдруг заметил у него на лацкане значок «Рыцарей Колумба».

Я инстинктивно отдернул руку, словно пожал кусок льда!

Сделано это было так стремительно, что удивило и его и меня. Извинившись и уходя, я посмотрел на масонскую булавку, которую ношу на своем жилете, потом снова взгля­нул на его значок и подумал, почему такие безделушки способны мгновенно вырыть пропасть между людьми, ко­торые ничего не знают друг о друге.

Весь остаток дня я думал об этом случае, потому что он меня беспокоил. Я всегда гордился своей терпимостью от­носительно других людей; но мгновенный выброс нетерпи­мости доказывал, что в моем подсознании существует ком­плекс, который склоняет меня к ограниченности.

Открытие настолько поразило меня, что я начал система­тический процесс психоанализа, чтобы в самых глубинах души отыскать причину своей грубости.

Снова и снова спрашивал я себя:

«Почему ты неожиданно выпустил руку молодого чело­века и отвернулся от него? Ведь ты о нем ничего не знал».

Конечно, ответ всякий раз возвращал меня к значку «Ры­царей Колумба». Но это был не настоящий ответ, и потому он меня не удовлетворял.

Тогда я начал исследовательскую работу в области рели­гии. Начал изучать католицизм и протестантизм, пока не проследил их развитие до самого начала; должен признаться, что эта процедура дала мне лучшее понимание проблем жиз­ни, чем другие источники. Прежде всего я понял, что като­лицизм и протестантизм различаются больше по форме, чем по сути, ведь источник у них один и тот же — христианство.

Но это не все мое открытие и даже не самая важная его часть: по необходимости мои исследования развивались в разных направлениях, сознание мое расширялось и развер­тывалось с такой тревожащей скоростью, что я обнаружил практическую необходимость стереть из памяти, как с гри­фельной доски, многое из того, что я считал накопленными знаниями, забыть то, что прежде казалось мне истинным.

Обдумайте смысл того, что я сказал!

Представьте себе: вы случайно обнаруживаете, что большая часть вашей жизненной философии основана на предрассуд­ках и предубеждениях, и вам приходится признать, что вы вовсе не зрелый ученый, а всего лишь начинающий студент.

Именно в таком положении я оказался по отношению ко многому, что считал разумными основами жизни; но из всех открытий, к которым привели эти исследования, нет более важного, чем положение о физической и социальной наслед­ственности, ибо именно это открытие обнаружило причину моих действий, когда в описанном случае я отвернулся от человека, которого не знал.

Это открытие показало, как я приобрел свои взгляды на религию, политику, экономику и многие другие не менее важные вещи, и я одновременно и сожалею и радуюсь, об­наружив, что большая часть этих взглядов не опирается даже на разумные гипотезы, не говоря уже о доказанных фактах.

И тогда я вспомнил разговор между покойным сенато­ром Робертом Л. Тейлором и мной; мы говорили о полити­ке. Разговор был дружеским, поскольку у нас были одина­ковые политические взгляды, но сенатор задал мне вопрос, который я потом долго не мог ему простить.

— Я вижу, вы убежденный демократ, — сказал он. — Интересно, почему вы им стали?

Я на несколько секунд задумался, потом ответил:

— Конечно, я демократ, потому что мой отец был демок­ратом!

С широкой улыбкой на лице сенатор пригвоздил меня своим ответом:

— Так я и думал! Каково бы вам было, если бы ваш отец был конокрадом?

Много лет спустя я понял истинный смысл шутки сена­тора Тейлора. Слишком часто наши мнения основаны толь­ко на том, что так же считают другие.

Чтобы вы могли получить представление о долговремен­ных последствиях одного из важнейших принципов, обна­ружившихся в случае, о котором я рассказал,

чтобы вы могли узнать, когда и как приобрели основы своей жизненной философии,

чтобы вы могли проследить свои предрассудки и преду­беждения до источника их происхождения,

чтобы вы могли, подобно мне, обнаружить, что вы явля­етесь результатом воспитания, которое получили до пятнад­цати лет,

я приведу выдержки из плана, представленного мной в Американский комитет мира Эдварда Бока и посвященного полному устранению войны.

КАК УНИЧТОЖИТЬ ВОЙНУ

Наши религиозные, политические, эконо­мические, философские и прочие взгляды, включая отно­шение к войне, полностью являются результатом воздей­ствия окружения и воспитания в раннем возрасте.

Католик становится католиком, потому что так его вос­питали, а протестант протестантом по той же самой причи­не; но сказано недостаточно сильно. На самом деле католик есть католик, а протестант — протестант, потому что он не может быть никем иным. За немногими исключениями ре­лигиозные взгляды человека являются следствием того вос­питания, которое он получил в возрасте от четырех до че­тырнадцати лет, когда религия была навязана ему родителя­ми или теми, кто контролировал его воспитание.

Известный религиозный деятель показал, как глубоко он понимает принцип социальной наследственности, когда сказал: «Дайте мне контроль над ребенком до двенадцати лет, а потом можете учить его любой религии, потому что я настолько глубоко вложу в него мою религию, что никакая сила на земле не сможет уничтожить сделанное мной».

Самые главные, основные верования человека — те, ко­торые были ему навязаны или которые он получил по соб­ственной воле в эмоциональном состоянии, когда его мозг наиболее восприимчив. В таком состоянии за час службы и религиозного бдения проповедник внушает религиозные идеи глубже и прочнее, чем он смог бы сделать за годы обучения в нормальных условиях, когда мозг находится не в эмоцио­нально возбужденном состоянии.

Народ Соединенных Штатов обессмертил Вашингтона и Линкольна, потому что они стали лидерами нации в период высочайшего эмоционального возбуждения, которое яви­лось результатом несчастий, потрясших самые основания нашей страны и подействовавших на жизненные интересы всех ее граждан. Благодаря принципу социальной наслед­ственности школы и другие формы обучения заронили в сознание молодых людей мысль о бессмертии Вашингтона и Линкольна, и тем самым эта мысль живет и сегодня.

Социальная наследственность оперирует через три глав­ных организующих силы: через школы, церкви и прессу.

Любой идеал с помощью этих сил может быть за одно поколение так прочно навязан сознанию молодых, что они не смогут ему противиться.

Возможность войны существует до сих пор только потому, что принцип социальной наследственности использовался как главное средство, с помощью которого сознание людей наме­ренно готовилось к войне. Для доказательства этого утверж­дения посмотрите на мировую историю или историю любого государства, и вы увидите, как прославляются войны; они описываются так, чтобы не только не шокировать сознание учеников, но и создавать убедительное оправдание войны.

Пойдите на площади наших городов и посмотрите на па­мятники военным руководителям. Обратите внимание на позу статуй: они стоят как символ славы людей, которые руково­дили армиями в разрушительных войнах. Обратите внима­ние, как эти статуи военных, верхом на скачущих лошадях, служат способом стимулирования сознания молодежи и под­готовки ее к принятию войны не только как допустимого дела, но как дела славного, достойного и почетного.

Мы также насаждаем в умах молодежи национальную идею, и эта идея с помощью принципа социальной наслед­ственности насколько закрепилась, что стала доминирую­щим идеалом всего народа.

Эта идея — стремление к богатству!

О чем мы первым делом спрашиваем незнакомого чело­века? Не «кто ты?», но «что у тебя есть?» а следующий наш вопрос: «Как мне получить то, что есть у тебя?»

Стремление к богатству настолько глубоко укоренилось в нашем сознании, что мы готовы предоставить другим народам разорвать друг друга на клочья в ходе войн, лишь бы не мешали нам богатеть; и это не самое тяжелое обвинение; мы не только позволяем другим государствам воевать, но есть все основания полагать, что те из нас, кому продажа военных припасов и воо­ружения приносит прибыль, раздувают войны между народа­ми.

Войну нельзя остановить сразу!

Ее можно устранить только воспитанием, с помощью принципа подчинения интересов индивида более широким интересам всего человечества.

Этого можно достичь только с помощью принципа соци­альной наследственности, вложив в сознание молодежи всех народов представление об ужасах войны и о том, что она не служит интересам ни индивидов, ни целых наций.

Возникает вопрос: «Как это сделать?» Прежде чем отве­чать на него, давайте еще раз определим термин «социальная наследственность» и узнаем, каковы его возможности.

Социальная наследственность есть принцип, с помощью которого молодежь данного народа усваивает из окружения и особенно из воспитания, полученного в самые ранние годы со стороны родителей, учителей и религиозных лидеров, ве­рования и представления, которые впоследствии будут опре­делять жизнь взрослых людей.

Для успеха любого плана по устранению войн все церкви и школы всего мира должны объединить свои усилия, чтобы так оплодотворить сознание молодежи идеей отказа от войн, что само слово «война» будет вызывать ужас.

ДРУГОГО ПУТИ К УСТРАНЕНИЮ ВОЙН НЕ СУ­ЩЕСТВУЕТ!

Следующий вопрос: «Как объединить организованные усилия всех школ и церквей мира для достижения этой высокой цели?» Ответ таков: не всех можно сразу убедить заключить такой союз. Сначала нужно договориться с са­мыми влиятельными, а это со временем убедит или заста­вит остальных присоединиться к союзу, когда обществен­ное мнение начнет этого требовать.

Всеобщий мир между народами вырастет из движения, которое начнет сравнительно небольшое количество мыслителей. Постепенно их число будет увеличиваться, включая ведущих религиозных лидеров, деятелей образова­ния, публицистов всего мира, и со временем это движение настолько глубоко и прочно утвердит мир как всемирный идеал, что он станет реальностью.

При правильном руководстве этот желательный резуль­тат может быть достигнут за одно поколение; но более ве­роятно, что до его достижения пройдет много поколений, потому что те, кто способен возглавить такое движение, слишком заняты накоплением богатств и не готовы прино­сить жертвы ради еще не родившихся поколений.

Давайте посмотрим, какие преимущества извлечет цер­ковь из своего участия в укоренении в умах идеи всеоб­щего мира как идеала всего человечества. Прежде всего очевидно, что каждая из церквей ничего не потеряет, объе­динившись с другими для достижения этого идеала. Союз ни в коей мере не вмешивается в верования каждой кон­фессии. Каждая церковь, вступая в союз, сохранит всю свою силу и все влияние и получит дополнительные пре­имущества, потому что объединенные церкви будут рас­полагать гораздо большим влиянием, став главным фак­тором оказания человечеству величайшего благодеяния в истории.

Причина того, что именно религия является величайшей потенциальной силой в мире, в том, что эта сила основана на эмоциях человека. Эмоции правят миром, а церковь единственная организация, основанная исключительно на силе эмоций. Церковь единственный организованный фактор общества, который обладает способностью укрощать и на­правлять эмоциональные силы цивилизации, потому что эмо­ции контролируются ВЕРОЙ, а не разумом!

Задача объединения усилий всех церквей для установле­ния всеобщего мира должна лечь прежде всего на плечи верующих женщин, потому что устранение войн обещает преимущества в будущем, которые достанутся еще не рож­денным поколениям.

В своем резком осуждении женщин Шопенгауэр подсоз­нательно высказал истину, на которой основана надежда цивилизации, когда заявил, что для женщины раса всегда значит больше, чем индивидуум. В своих бескомпромиссных высказываниях Шопенгауэр обвинил женщину в том, что она природный враг мужчины из-за своей врожденной тен­денции ставить интересы расы выше интересов индивида.

Кажется разумным предсказание, что после мировой войны человечество вступило в новую стадию, в которой женщине суждено взять в свои руки возникающие этические стан­дарты мира. Это обнадеживающий знак, потому что жен­щина по своей природе жертвует настоящими интересами ради будущего. В женской природе вносить в сознание мо­лодежи идеалы, которые должны принести благодеяния еще не рожденным поколениям, в то время как мужчина моти­вируется исключительно интересами настоящего.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ НЕ ДОЛЖНА ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ!

Мира не хотят те, кому выгодна война. Количественно эти люди составляют ничтожное меньшинство и могли бы быть сметены, словно никогда и не существовали, если боль­шинство, не желающее войны, организуется и признает своей высшей целью всеобщий мир.

Теперь применим принцип социальной наследственнос­ти к бизнесу и экономике и посмотрим, может ли он слу­жить цели накопления материального богатства.

Будь я банкиром, я бы раздобыл даты дня рождения всех детей по соседству, и каждый ребенок получал бы письмо, поздравляющее его с приходом в мир в такое благоприят­ное время и в такой процветающей общине; и с этого дня он в каждый день рождения будет получать соответствую­щие напоминания от банка. Когда подрастет, получит от банка книгу с рассказами, в которых в занимательной фор­ме излагаются преимущества экономии и откладывания де­нег. Если это девочка, то на день рождения она получит в подарок куклу с названием банка на спине, а если мальчик — бейсбольную биту. Один из этажей банка (или целое зда­ние по соседству) был бы превращен в игровую комнату; там были бы карусели, горки, качели, скутеры, игры и пе­сочницы, и опытные воспитатели будут присматривали бы за детьми.

Я бы так изобретательно развлекал детей, что когда они вырастут и станут держателями солидных депозитов, их не­преодолимо влекло бы к моему банку; а тем временем я увеличивал бы шансы на то, что моими вкладчиками станут их отцы и матери.

Если бы я был владельцем бизнес-школы, я бы начал работать с мальчиками и девочками своей общины с пято­го класса и работал бы до окончания средней школы, так что когда они ее кончат и будут готовы к выбору профес­сии, в их сознании было бы прочно закреплено название моей школы.

Если бы я был галантерейщиком, или аптекарем, или владельцем универсального магазина, то забавлял бы детей, тем самым привлекая и их родителей: ибо хорошо известно, что нет более короткого пути к сердцу родителей, чем инте­рес их отпрысков. Если бы я был владельцем унивесального магазина и рекламировал его в газетах, покупая целую стра­ницу, как обычно поступают хозяева магазинов, я помещал бы внизу каждой страницы комикс, иллюстрируя его сцена­ми из моей игровой комнаты, и тем самым привлекал бы детей в свое заведение.

Если бы я был работником рекламного агентства или владел фирмой, выполняющей заказы по почте, я бы нашел способ ус­тановить контакт с детьми страны; ибо, позвольте повторить, нет лучшего способа воздействовать на родителей, как через их детей.

Это лишь немногие примеры того, как принцип соци­альной наследственности может быть использован с выго­дой для бизнеса.

Привлеките детей — и вы привлечете родителей!

Если государства могут растить солдат, склоняя сознание своей молодежи к войне, деловые люди точно так же могут выращивать своих клиентов.

Мы подошли к еще одной важной особенности этого урока, с помощью которой под иным углом сможем уви­деть, как путем соединенных организованных усилий приоб­ретается сила.

Никогда в истории человечества так много сил не сосре­доточивалось в руках одной группы людей, как в результа­те организованных усилий армий союзников. Мы подходим к одному из самых выдающихся и значительных выводов из анализа действий этих армий, а именно: эти усилия при­ложены самой космополитической группой военных, ког­да-либо создававшейся на земле.

Католики и протестанты, евреи и неевреи, черные и бе­лые, желтые и краснокожие в армиях союзников были представители всех земных рас. Если у них и были разно­гласия, связанные с расой или религией, они отложили их и подчинили делу, ради которого сражаются. Под дей­ствием огромного напряжения войны огромные массы людей уравнялись, солдаты воевали плечом к плечу, бок о бок, не задавая вопросов о национальности или вере соседа.

Если они смогли на время забыть свою нетерпимость, почему нельзя это сделать еще раз, в борьбе за высокие стандарты этики в бизнесе, финансах и промышленности?

Неужели только когда цивилизованные люди сражаются за свою жизнь, у них хватает мудрости забыть о нетерпимо­сти и сотрудничать для достижения общей цели?

Если армиям союзников было выгодно думать и дей­ствовать как единое целое, не будет ли выгодно жителям города или общины, работникам завода поступать так же?

Мировая война показала, что нельзя уничтожить часть, не ослабив целое; когда одно государство или группа людей доводятся до состояния бедности и нужды, страдает и весь остальной мир. Иными словами, мировая война научила нас, что кооперация и терпимость являются основанием по­стоянного успеха.

Самые проницательные и наблюдательные индивиды не преминут извлечь прибыль (как индивиды), используя эти великие уроки мировой войны.

В этом уроке у вас есть возможность наблюдать действие принципов организованных усилий, терпимости и социаль­ной наследственности, что должно дать вам много пищи для размышлений, а вашему воображению — пространство для выгодного применения.

Я попытался показать, как эти принципы могут служить и вашим индивидуальным интересам, какова бы ни была ваша профессия, и интересам всей цивилизации в целом.

Читаете ли вы проповеди, продаете товары или личные услуги, занимаетесь юридической практикой, руководите усилиями других людей или работаете простым рабочим, можно надеяться, что этот урок даст вам стимулы для мыс­ли и обеспечит большие достижения. Если, например, вы работаете в области рекламы, урок, несомненно, даст вам возможность увеличить силу своего пера. Если вы продаете личные услуги, урок поможет вам сделать это эффективней и выгодней.

Показывая источник нетерпимости, урок вызывает и дру­гие мысли, которые могут обозначить самый важный пово­ротный пункт вашей жизни. Книги и учебники сами по себе не имеют особой ценности; истинная их ценность не в печатных страницах, а в возможных действиях, к которым они могут побудить читателя.

Например, когда женщина-корректор закончила вычиты­вать гранки текста этого урока, она сказала, что урок произ­вел на нее такое впечатление, что она и ее муж решили заняться рекламным делом и предложить банкам услуги по привлечению детей. Она считает, что разработанный ею план принесет не меньше 10 тысяч долларов в год.

Откровенно говоря, ее план так мне понравился, что я оценил бы его стоимость втрое больше; не сомневаюсь, что если будут использовать услуги опытного торгового работ­ника, он может дать и впятеро больше.

И не только в этом проявилось воздействие урока, еще даже не напечатанного. Владелец известного бизнес-коллед­жа , которому я показывал рукопись, уже начал использо­вать социальную наследственность как средство «культиви­рования» студентов; он считает, что план, подобный тому, какой использует он сам, может быть продан полутора ты­сячам бизнес-колледжей Соединенных Штатов и Канады и принесет своему распространителю доход, больший, чем го­довая зарплата президента США.

Уже закончив урок, я получил письмо от доктора Чар­лза Ф. Кроуча из Атланты, штат Джорджия, в котором он сообщает мне, что группа известных бизнесменов Атлан­ты организовала «Клуб Золотого Правила», главной це­лью которого является приведение в действие в нацио­нальном масштабе описанного в уроке плана устранения войн.

В заключение позвольте познакомить вас с моим лич­ным представлением о терпимости. Приводимое ниже эссе я написал в час самых тяжелых испытаний, когда враги пытались уничтожить мою репутацию и разрушить все уси­лия моей жизни.

ТЕРПИМОСТЬ!

Когда рассвет Разума расправит свои кры­лья на восточном горизонте прогресса, а Невежество и Суе­верие оставят последние отпечатки на песках времени, в книге человеческих преступлений и ошибок будет записано, что самый тяжкий грех — Нетерпимость!

Жесточайшая Нетерпимость вырастает из расовых и ре­лигиозных различий в результате воспитания, полученного в детстве. Скоро ли, о Хозяин человеческих судеб, мы, бед­ные смертные, поймем, как глупо пытаться уничтожать друг друга из-за догм, верований и других не самых важных вопросов, по которым у нас нет согласия?

Мы проводим на земле лишь краткое мгновение!

Как свеча, мы загораемся, горим какое-то время и гас­нем! Почему мы не можем провести этот краткий промежу­ток так, что когда Великий Караван, именуемый Смертью, поведет нас за собой, объявив, что наше пребывание на зем­ле закончилось, чтобы мы, как арабы пустыни, сворачивали свои шатры и следовали за ним в Тьму Неизвестного, мы делали бы это без страха и дрожи?

Надеюсь, что, оказавшись по ту сторону, я не найду ни евреев, ни неевреев, ни католиков, ни протестантов, не нем­цев, ни англичан, ни французов, ни русских, ни черных, ни белых, ни краснокожих, ни желтых.

Надеюсь увидеть только человеческие души, только бра­тьев и сестер, не различающихся ни цветом кожи, ни расой, ни верованиями. Хочу покончить с нетерпимостью, чтобы меня веками не тревожили алчность, невежество, суеверия и мелкие недоразумения, которые вносят хаос и несчастья в наше земное существование.

Урок шестнадцатый

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Вы сможете это сделать, если поверите, что сможете!

Этот урок — путеводная звезда, которая по­может конструктивно и с выгодой использовать знания, полу­ченные в предшествующих уроках. Он — если соблюдать его установки и применять их — проведет, как капитан, ваш ко­рабль знаний через рифы и мели неудач, обычно преграждаю­щих путь тем, кто неожиданно оказывается обладателем силы новых знаний.

Золотое Правило требует, чтобы вы поступали по отно­шению к другим так, как хотите, чтобы поступали по отно­шению к вам, если вы поменяетесь местами.

Существует великий закон, согласно которому мы жнем то, что посеяли. Когда вы выбираете правила, которыми бу­дете руководствоваться в своем поведении относительно ок­ружающих, которые принесут этим окружающим счастье и горе, вы пускаете в ход силу, которая рано или поздно вер­нется к вам самому и в соответствии со своей природой будет помогать или препятствовать.

Что посеешь, то и пожнешь!

Вы можете обращаться с другими несправедливо, но, если вы понимаете закон, на котором основано Золотое Прави­ло, вы должны знать, что ваша несправедливость обратить­ся против вас. Действие этого закона вы не сможете ни изменить, ни предотвратить, но вы можете приспособиться к его природе и использовать как непреодолимую силу, кото­рая вознесет вас к высотам достижений, которых вы не могли бы достичь без ее помощи.

Как только вы рождаете мысль, закон, на котором осно­вано Золотое Правило, начинает действовать — во благо или во зло. Общее непонимание этого закона — величай­шая трагедия мира. Несмотря на свою простоту, этот закон обладает величайшей ценностью для человека, потому что является средством, с помощью которого можно стать хозя­ином своей судьбы.

Ни данный урок, ни весь курс не основаны на сентимен­тальных чувствах, но невозможно отрицать, что успех в его высочайшей и благороднейшей форме приводит в конечном счете к эмоциональному взгляду на человеческие взаимоот­ношения. Возможно, это старомодная идея, но не могу отде­латься от мысли, что ни один человек не может достичь успе­ха в его высочайшей форме без помощи искренней молитвы.

Я не говорю, что вы должны обращаться к молитве как средству решения повседневных проблем, привлекающих непосредственное внимание; нет, в курсе, большинство чи­тателей которого измеряет успех исключительно в долларах, я не зайду так далеко; но позвольте, по крайней мере, пред­ложить, чтобы вы попробовали испытать молитву — после того как все остальное не помогло вам достичь успеха.

Пассивное отношение к Золотому Правилу не принесет результата; недостаточно просто верить в эту философию и в то же время не применять ее в своих отношениях с окру­жающими. Если хотите добиться результатов, нужно актив­но применять Золотое Правило.

Ничего не даст и провозглашение вашей веры в Золотое Правило, в то время как ваши действия свидетельствуют о другом. Иными словами, вы ничего не добьетесь, прак­тикуя Золотое Правило, если в глубине души пытаетесь использовать универсальный закон как прикрытие своей алчной и эгоистичной натуры. Вы все равно себя выдадите.

Надо всегда помнить слова Эмерсона:

«Каждая неправда не только удар в сердце лжеца, но и удар по здоровью человеческого общества. Самая выгодная ложь со временем будет обложена разрушительным нало­гом; в то же время правдивость и откровенность окажутся лучшей тактикой, ибо вызывают ответную откровенность и правдивость, заставляют участников стать друзьями. Верьте людям, и они будут верны вам; обращайтесь с ними велико­душно, и они проявят великодушие, даже если им придется сделать по отношению к вам исключение из своих правил».

Если хотите узнать, что происходит с человеком, полнос­тью игнорирующим закон, на котором основано Золотое Правило, выберите в своей общине человека, о котором вам известно, что он стремится только к богатству и который не брезгует никакими способами достижения этого богатства. Изучите этого человека, и вы увидите, что в душе его нет тепла, в словах — нет доброты, на лице нет приветливого выражения. Он стал рабом своего стремления к богатству; он слишком занят, чтобы радоваться жизни, и слишком эгоис­тичен, чтобы помочь другим наслаждаться ею. Он ходит, дышит и говорит, но в сущности это не человек, а автомат. Однако многие такому человеку завидуют и хотели бы за­нять его положение, неразумно принимая его за успех.

Успеха без счастья не бывает, и ни один человек не мо­жет быть счастлив, не принося счастья другим.

Я не забываю о том, что изучающие этот курс интересу­ются материальным успехом, который можно измерить раз­мерами банковского счета; поэтому мне кажется уместным напомнить, что все, кто сумеет подготовить философию своего бизнеса к поразительным переменам, происходящим в мире, извлекут из этого прибыль.

В честности нет никакой заслуги, если очевидно, что она — наиболее выгодная политика, когда предстоит выбор: либо стать ценным клиентом, либо отправиться в тюрьму за мо­шенничество. Но когда честность означает временные или постоянные материальные потери, тогда она становится выс­шим проявлением чести у всех, кто ее практикует. Такая честность приносит соответствующую награду в виде силы характера и достойной репутации.

Вы не можете совершить действие по отношению к дру­гому человеку, не создав первоначально в своем сознании мысль об этом действии, а мысль невозможно создать, не передав ее суть в подсознание, и она таким образом стано­вится неотъемлемой частью вашего характера.

Осознайте этот простой принцип, и вы поймете, что не можете позволить себе ненавидеть другого человека или завидовать ему. Вы поймете также, почему нельзя наносить ответный удар тем, кто проявил по отношению к вам не­справедливость. Аналогично вы поймете смысл призыва: «воздай добром за зло».

Чтобы еще яснее понять этот закон, выразим его в эти­ческом кодексе, который могут принять все, кто хочет сле­довать Золотому Правилу.

МОЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

1. Я верю в Золотое Правило как основу человеческого поведения; поэтому я никогда не поступлю по отношению к другому так, как не хотел бы, чтобы по­ступили со мной, если бы мы поменялись положением.

2. Я буду честен, вплоть до мельчайших деталей, во всех своих взаимоотношениях с другими людьми, и не только из-за своего желания быть справедливым и честным, а по­тому, что стремление к честности проникнет в мое подсоз­нание и придаст моему характеру необходимые качества.

3. Я прощу тех, кто несправедлив по отношению к мне, не думая о том, заслуживают ли они этого, потому что я понимаю закон, согласно которому такое прощение укреп­ляет мой характер и устраняет в подсознании последствия моих собственных проступков.

4. Я всегда буду справедлив, великодушен и честен по от­ношению к другим, даже если буду знать, что мои действия останутся незамеченными и невознагражденными, потому что понимаю и намерен использовать закон, согласно которому характер человека есть сумма его действий и поступков.

5. Время, которое можно было бы потратить на разобла­чение слабостей и недостатков других людей, я с большей пользой затрачу на обнаружение и исправление собствен­ных недостатков.

6. Я никогда не буду порочить других людей, каким бы заслуженным ни казалось это осуждение, потому что не хочу закреплять в своем подсознании деструктивные внушения.

7. Я признаю силу мысли как канала связи моего мозга с универсальным океаном мысли; я не стану пускать в этот океан деструктивные мысли, чтобы они не отравили созна­ние других людей.

8. Я подавлю обычную человеческую склонность к нена­висти, зависти, эгоизму, ревности, злобе, пессимизму, со­мнению и страху; ибо верю, что это семена, из которых вырастают величайшие беды мира.

9. Когда мое сознание не занято мыслями, связанными с достижением моей определенной главной цели в жизни, я сознательно заполню его мыслями о храбрости, вере в себя, доброй воле по отношению к другим, доброте, верно­сти, любви к истине и справедливости, потому что верю: это семена, из которых произрастает все лучшее.

10. Я понимаю, что пассивная вера в разумность Золото­го Правила не принесет добра ни мне, ни другим; поэтому я буду активно применять универсальное правило добра во всех своих взаимоотношениях с другими людьми.

11. Я понимаю закон, согласно которому все мои действия и мысли отражаются на моем характере; поэтому я буду тща­тельно следить за всем, что отражается на моем характере.

12. Я понимаю, что счастье возможно, только когда помо­гаешь другим; ни один добрый поступок не остается невоз­награжденным, даже если награда непрямая; поэтому я при первой же возможности буду стараться помогать другим.

Когда я оказываю другому человеку услугу или совершаю добрый поступок, в моем подсознании остается след моих уси­лий; это можно сравнить с зарядом электрической батареи. Если я совершу значительное число таких поступков, я выра­ботаю позитивный динамичный характер, который будет при­влекать ко мне людей, чей характер согласуется с моим.

Те, кого я привлеку, вознаградят меня за те добрые поступ­ки и услуги, которые я оказал другим. Закон компенсации уравновесит чаши весов справедливости, возвратив мне результа­ты моих услуг совершенно из иного источника. Ваш харак­тер — это суммарный результат ваших действий и мыслей!

Эта великая истина делает невозможным оказание по­лезных услуг или помощи другим без получения соотве-ствующего вознаграждения. Больше того, невозможно со­вершить деструктивный акт или создать деструктивную мысль, не поплатившись за это утратой соответствующего количества силы своей личности.

Позитивная мысль порождает динамичную личность. Не­гативная мысль рождает личность с противоположными качествами. Вам не нужно доказывать, что враждебные или недоброжелательные действия по отношению к другам лю­дям приводят к ответным недоброжелательным действиям. Больше того, расплата обычно бывает немедленной и опре­деленной. Точно так же не нужно доказывать, что вы добь­етесь гораздо большего, если убедите других сотрудничать с вами. Если вы овладели восьмым уроком — о самоконтроле, вы теперь знаете, как влиять на окружающих, побуждая их действовать так, как вы хотите, — через ваше собственное отношение к ним.

Правило «око за око и зуб за зуб» основано на том же законе, что и Золотое Правило. Это закон возмездия, с которым мы все знакомы. Даже самый эгоистичный чело­век повинуется этому закону, потому что не может по­ступить иначе\ Если я дурно говорю о вас, даже если гово­рю правду, вы не сможете думать обо мне с добром. Боль­ше того, вы скорее всего ответите мне тем же. Но если я говорю о ваших положительных качествах, вы будете с добротой думать обо мне, а когда появится возможность, ответите мне добром во многих отношениях.

Помните, что вашу репутацию создают другие, но ваш харак­тер создаете вы сами!

Вы, хотите, чтобы у вас была хорошая репутация, но не можете быть уверены в этом, потому что репутация вне вашего контроля, она в сознании других людей. Репутация — это то, что думают о вас другие. Совсем другое дело харак­тер. Характер — это то, каковы вы на самом деле, это ре­зультат ваших мыслей и действий. Вы контролируете его. Вы можете сделать его сильным или слабым, хорошим или плохим. Если вы им удовлетворены и в глубине души счи­таете, что ваш характер безупречен, можете не беспокоиться о своей репутации, потому что характер никто, кроме вас самого, уничтожить не может, как невозможно уничтожить материю или энергию.

На протяжении пятнадцати лет я много времени уделял изучению причин разногласий между нанимателями и на­нимаемыми. Я также получал информацию на эту тему от других людей, которые, как и я, изучают эту проблему.

Существует только одно решение, которое, будучи понято всеми участниками, привнесет гармонию в хаос и установит совершенные взаимоотношения между трудом и капиталом. Это средство не является моим изобретением. Оно основано на великом универсальном законе природы. Это средство было сформулировано одним из великих людей нашего по­коления в следующих словах:

«Капитал и труд необходимы друг другу. Их интересы так переплетены, что их невозможно оторвать друг от друга. В просвещенных и цивилизованных общинах они взаимозави­симы. Если и существует какое-нибудь отличие, то капитал более зависим от труда, чем труд от капитала. Жизнь можно поддерживать без капитала. Животные, за немногими исклю­чениями, не знают собственности и не заботятся о завтра, и Господь дает их нам как пример, достойный подражания. «Взгляните на птиц небесных, — говорит Он, — они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их». Дикари живут без капитала. Огромные массы лю­дей живут своим трудом день ото дня. Но ни один человек не может жить одним богатством. Он не может есть золото и серебро; не может одеться в ценные бумаги и сертификаты. Без труда капитал ничего сделать не может, и его единствен­ная ценность заключается в способности покупать труд или его результаты. Он сам по себе продукт труда. Поэтому у него нет оснований приписывать себе несуществующее значение. Тем не менее, хотя капитал полностью зависит от труда, он является существенным фактором прогресса человечества.

Капитал — друг труда и необходим для существования экономики и справедливого распределения. Он может стать и часто становится страшным врагом, если применяется ис­ключительно в эгоистических интересах; но основная его масса более расположена к счастью человечества, чем обыч­но полагают. Капитал невозможно использовать, не помо­гая — прямо или косвенно — работающим. Мы думаем о том зле, которому подвергаемся, но позволяем добру оста­ваться незамеченным. Мы думаем о зле, которое могут уст­ранить большие средства, думаем о комфорте, которое они способны предоставить, но не змечаем того добра, которым пользуемся и которое было бы невозможно без капитала. Разумно верно оценивать не только зло, от которого мы страдаем, но и получаемое добро.

Сегодня часто говорят, что богатые все больше богатеют, а бедные беднеют; но если учесть все то, чем располагает человек, есть все основания усомниться в этом утвержде­нии. Верно, что богатые постоянно становятся богаче. Но так же справедливо, что и условия труда рабочих непрерыв­но улучшаются. Сегодня обычный рабочий располагает удоб­ствами и комфортом, которых не могло быть сто лет назад у принцев. Он лучше одет, у него больше пищи, и пища эта разнообразней, у него более комфортабельное жилище, есть множество домашних удобств и рабочих приспособлений, которые несколько лет назад нельзя было купить ни за ка­кие деньги. Император не мог путешествовать с таким ком­фортом, легкостью и скоростью, как сегодня обычный ра­бочий. Ему может показаться, что он одинок и ему никто не помогает. Но на самом деле у него целая армия слуг, посто­янно готовых выполнять его желания. Чтобы получить са­мый обычный обед, какой есть, за немногими исключения­ми, у большинства мужчин и женщин наших дней, нужна огромная армия людей. Каждый находится на своем месте и выполняет свою работу, получая за это плату. Он работает на вас, служит вам так же верно и эффективно, как если бы был вашим наемным работником и получал свою плату от вас. В свете этих фактов, которые должны признать все, мы можем яснее увидеть, что каждый, кто выполняет полезную работу, является общественным благотворителем, и мысль об этом должна облагораживать работу и работника. Мы все связаны друг с другом. Богатые и бедные, образованные и неграмотные, сильные и слабые, все мы сплетены одной социальной и общественной паутиной. Вред для одного — вред для всех, помощь одному — помощь всем.

Капитал открывает новые возможности для труда. Он разнообразит труд и предоставляет каждому более широкое поле деятельности, позволяет найти работу, к которой каж­дый более склонен и подготовлен. Трудно подсчитать, ка­кое количество новых видов труда создали железные до­роги, пароходы, телеграф и машиностроение. Капитал так­же вкладывается в достижения интеллектуальной и ду­ховной культуры. Печатаются книги по постоянно умень­шающимся ценам, и наши большие издательства делают доступными для самого скромного рабочего глубочайшие мысли мира. Нет лучшего примера преимуществ, которые получает обычный рабочий от капитала, чем ежедневная газета. За два-три цента вся история мира за прошедшие двадцать четыре часа доставляется к каждой двери. Рабо­чий, отправляясь на работу или с работы в удобном вагоне, может посетить все уголки мира и получить лучшее пред­ставление о событиях, чем если бы сам там присутствовал. Сражение в Китае или в Африке, землетрясение в Испании, взрыв динамита в Лондоне, дебаты в Конгрессе, борьба лю­дей с пороками в общественной и частной жизни, просве­щение неграмотных, помощь нуждающимся и всеобщее усо­вершенствование человечества — все предстает перед ним в сжатом виде и делает его равным с королями и королевами, святыми и мудрецами, с людьми, живущими в любых усло­виях. Думаете ли вы, читая утреннюю газету, сколько лю­дей выполняло ваши поручения, собирало для вас сведения во всех концах земли и передавало в удобной для вас фор­ме? Требуются миллионные вложения и работа тысяч лю­дей, чтобы выпустить эту газету и доставить к вашей двери. И сколько стоило вам все это? Несколько центов.

Если капитал — благословение для труда; если он может быть использован только при помощи труда и все ценности извлекает из него, — как может между ними существовать конфликт? Его бы не было, если бы и капиталист, и рабочий действовали в соответствии с гуманистическими и христиан­скими принципами. Но они так не действуют. Ими руково­дят принципы негуманистические и нехристианские. Каждая сторона пытается за меньший вклад получить большую вы­году. Капитал стремится к большим прибылям, труд — к высоким зарплатам. Интересы капиталиста и рабочего при­ходят в противоречие. В этой борьбе капитал имеет преиму­щества и пользуется ими. Он требует и получает львиную долю прибыли. Он презирает слугу, которому обязан своим обогащением. Он рассматривает рабочего как прислужника, как раба, чьи права не должны учитываться и который не имеет права на счастье. Он побуждает законодателей прини­мать законы в свою пользу, субсидирует правительство и пользуется его властью в своих целях. Капитал был господи­ном, а труд — слугой. Пока слуга оставался смирным и по­слушным, пока он довольствовался тем, что дает ему госпо­дин, конфликта не было. Но сервильное, подчиненное и без­надежное положение труда подходит к концу. Труд приобрел силу и интеллект; он понял, что имеет право на уважение, и начинает собирать силы для борьбы за это право.

Рабочие и капиталисты противостоят друг другу, подобно двум враждующим армиям, готовые в любое время возобно­вить конфликт. И он, несомненно, возобновится и будет про­должаться с переменным успехом до тех пор, пока обе стороны не обнаружат, что они ошибались, что их интересы взаимны и могут быть обеспечны только при сотрудничестве и признании за каждым права на то, что он заслуживает. Капиталист и рабочий должны пожать друг другу руки над бездонной про­пастью, в которую было брошено много богатства и труда.

Как добиться такого примирения — этот вопрос сегодня занимает умы многих умных и хороших людей по обе сторо­ны. Разумное и беспристрастное законодательство, несомнен­но, станет важным средством в сдерживании слепых страстей и в защите всех классов от ненасытной алчности; и долг каж­дого человека — приложить все старания, чтобы обеспечить такое законодательство и в штате, и на национальном уровне. Большое влияние будут иметь рабочие организации, которые защищают права рабочих и обеспечивают им лучшие условия труда. По мере того как действия таких организаций будут становится все более разумными и твердыми, а требования — основанными на справедливости и человечности, влияние их будет усиливаться. Насилие и угрозы ни к чему хорошему не приведут. Динамит — в виде взрывчатки или в виде свирепой и неразумной страсти — не залечит раны и не подавит враж­дебные чувства. Несомненно, самое мудрое и практичное сред­ство из ныне существующих, которое позволит установить дружеские отношения между враждебными сторонами и обес­печить справедливость для обеих, — это третейский суд.

Существует принцип универсального воздействия, кото­рый должен соблюдаться во всех успешных попытках при­вести эти два великих фактора человеческого счастья, кото­рые сегодня враждуют друг с другом, в гармоничное состо­яние. Этот принцип — не мое открытие. Он воплощает мудрость выше человеческой. Его нетрудно понять и при­менить. Ребенок может его понять и действовать в соот­ветствии с ним. Он универсален в своих применениях, и последствия его благотворны. Он облегчит бремя труда и увеличит вознаграждение за него. Он обеспечит безопас­ность капиталу и сделает его более продуктивным. Это про­сто Золотое Правило, выраженное в Евангелии от Матфея в следующих словах: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

У рабочего и капиталиста есть взаимные и общие интере­сы. Ни одна сторона не может постоянно процветать, если не процветает другая. Это части одного тела. Если труд — это рука, то капитал — кровь. Лишите руку крови, и она утратит свою силу. Уничтожьте руку, и кровь становится бесполез­ной. Пусть они заботятся друг о друге к общей выгоде. Пусть каждый руководствуется Золотым Правилом как путеводи­телем, и вся вражда будет устранена, все конфликты разре­шатся, труд и капитал рука об руку будут делать свою работу и получать справе

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.