Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выбор методов активизации поиска новых технических решений



Человечеству известно большое количество различных методов активизации поиска новых технических решений. Остановимся на пяти основных методах:

 

2.1 Метод контрольных вопросов;

Используются различные списки контрольных вопросов, разработанных специально для повышения эффективности изобретательского труда. Обычно эти списки представляют собой некоторый набор вопросов или рекомендаций по организации хода решения задачи. Последовательные ответы на все вопросы повышают вероятность успешного решения задачи. Однако работа по методу контрольных вопросов (МКВ) предполагает не только ответы на готовые вопросы, но и ряд других действий. В общем виде при работе по МКВ можно выделить следующие этапы поиска решения:

- уточнение формулировки задачи, выделение главных частей объекта, уточнение ограничений;

-подготовка списка, в который кроме стандартных будут входить вопросы, учитывающие специфику данного объекта;

-поиск решения, формулирование новых вопросов и поиск новых ответов на них, построение множества возможных решений;

-выбор лучшего решения из альтернативных путем формулирования вопросов, позволяющих объективно сравнить между собой имеющиеся решения.

Самым сложным является формулирование точных и обоснованных вопросов, ведь только с их помощью можно в МКВ “вырваться“ из заранее намеченной (сознательно или бессознательно) области возможных решений. Правильная постановка вопросов – это искусство, и от степени владения им зависит эффективность поиска решений.

 

2.2 Метод мозгового штурма;

 

Метод мозгового штурма (МШ) был разработан в 40-х годах XX в. А. Осборном. Например, попавшие в тяжелую ситуацию моряки устраивали так называемый “корабельный совет”, во время которого поочередно высказывали любые предложения – что делать дальше. Высказывались последовательно, начиная с младших по чину; критика предложений запрещалась. В основе метода МШ лежит несколько основных идей. Люди, в силу индивидуальных психологических особенностей, по разному проявляют себя, при необходимости принятия решений. Условно всех людей можно разделить на три большие группы – “генераторов”, “аналитиков” и “нейтральных”. “Генераторы” склонны высказывать множество решений, часто без достаточной оценки. “Аналитики” наоборот, более склонны оценивать и критиковать чужие идеи, нежели высказывать свои. Во время совместной деятельности “аналитики” своим критическим отношением ко всему сильно мешают “генераторам”, часто не дают им развернуться. Поэтому при решении нестандартных задач “генераторов” и “аналитиков” желательно как-то разделять. “Нейтральные” предпочитают отмалчиваться, поэтому их без вреда можно присоединить к первым или ко вторым. Кроме того, во время генерации идей нужно исключить недоброжелательное отношения к говорящему, помочь ему избавиться от скованности, от опасений преследования за “глупое” высказывание, помочь преодолеть барьер инерционности мышления. Все эти требования учитываются при проведении МШ.

 

2.3 Метод морфологического анализа;

Применительно к техническим объектам морфологический анализ (МА) был впервые использован швейцарским астрономом Ф. Цвикки в 1942 году. Основная проблема (МА) – выбор одного оптимального решения из множества полученных практически не решена до сегодняшнего дня.

Для поиска новых технических решений с помощью МА обычно составляют так называемую морфологическую матрицу (или морфологический ящик). Для составления матрицы необходимо:

-четко сформулировать цель решения задачи, требования к создаваемому объекту (ограничения, область применения, требуемые характеристики);

-выявить в создаваемом объекте основные конструктивные или функциональные признаки (n признаков);

-для каждого из выделенных признаков перечислить все известные варианты устройства, веществ или полей, реализующих эти признаки (m реализаций).

Из выявленных признаков методами обычной комбинаторики можно построить все множества вариантов конструкций создаваемого объекта. Для этого из каждой строки морфологической матрицы поочередно выбирают по одной реализации признака. Каждое такое сочетание образует один из вариантов конструкции создаваемого объекта. Общее число вариантов конструкций объекта равно произведению числа реализаций признаков, записанных в каждой строке матрицы .После построения матрицы, в принципе содержащей все возможные конструкции объекта, возникает новая проблема – как выявить нужную конструкцию.

Чтобы выбрать из матрицы лучшее решение, наиболее полно отвечающее условиям задачи, необходимо тщательно проанализировать все или большинство возможных вариантов конструкции объекта. Работа эта большая и выполняют её пока только экспертными методами с большими затратами труда специалистов. Многочисленные попытки передать ЭВМ функции отбора оптимальных вариантов из выявленного множества пока не получили широкого распространения из-за высокой сложности этой работы.

 

 

2.4 Метод синектики;

В отличие от МА, использующего строгую, логически обоснованную систему действий, метод синектики опирается на нестандартное, нелогическое и безынерционное человеческое мышление.

“Синектика” в переводе с греческого означает соединение разнородных объектов. И действительно, в предложенном американским исследователем У. Гордоном методе нужно уметь совмещать фантастическое, нелогическое и реальное. Делать это могут практически только специально обученные профессиональные изобретатели – синекторы, однако использовать некоторые инструменты этой оригинальной методики можно и без специальной подготовки.

В основе синектики лежит профессиональное владение четырьмя видами аналогий:

· прямая аналогия предполагает поиск решений в различных отраслях техники, в биологии, зоологии, в микромире и пр.;

· субъективная (личная) аналогия, или эмпатия, требует, чтобы человек представил себя в роли технического объекта, ощутил его формы, нагрузки, движения и т. д.;

· символическая аналогия – это поэтические метафоры и сравнения, основанные на парадоксальном сочетании противоположных по смыслу понятий. Символические аналогии позволяют увидеть новые, неожиданные стороны любого объекта;

· фантастическая аналогия – это попытка представить себе, каким было бы решение проблемы в некоторых сказочных, фантастических условиях. Найденное таким образом фантастическое решение может оказаться полезным в реальной жизни. Каждая из этих аналогий может дать новое видение задачи.

 

2.5 Метод фокальных объектов;

Суть метода заключается в том, что совершенствованную технологическую систему держат в фокусе внимания и переносят на неё свойства других систем, не имеющих ни какого отношения к данной технической системе. При таком процессе возникает необычное сочетание, которое в дальнейшем руководитель группы старается развить путём свободных мысленных ассоциаций. Метод включает следующие шаги:

· выбирается объект;

· фиксируется цель его совершенствования;

· из книг, каталогов, журналов выбирается несколько случайных объектов, записываются признаки объектов;

Эти признаки переносятся на совершенствуемый объект. Получаются интересные сочетания из которых рождаются новые идеи. Метод применяется для развития творческого воображения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.