Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ



КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА

УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОД РЕДАКЦИЕЙ

М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ, В. В. ГЕРБОВОЙ, Т. С. КОМАРОВОЙ

Диагностический журнал

Средняя группа

Авторы-составители С. С. Дреер, А. Н. Потыкан

 

 

Волгоград

 

УДК 372.3/.4 ББК 74.102 К63

Рецензент: Е. В. Ларионова, кандидат педагогических наук,

зав. кафедрой педагогики и психологии ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Авторы-составители С. С. Д реер, А. Н. Потыкан

 

Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Средняя группа/ авт.-сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. - Волгоград: Учитель, 2011. - 35 с. ISBN 978-5-7057-2781-0

 

Педагогическая диагностика позволяет оптимизировать образовательный процесс, опреде­лить результаты обучения, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Предлагаемый комплекс диагностических заданий и карт сформирован для оперативного диагностирования степени овладения программным содержанием отдельными детьми и груп­пой в целом. Четкая инструкция к проведению и анализу заданий поможет наметить необходи­мые способы оказания помощи дошкольникам 4-5 лет и своевременного корректирования об­разовательного процесса.

Пособие предназначено для педагогов, работающих с детьми по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

 

 

УДК 372.3/.4 ББК 74.102


ISBN 978-5-7057-2781-0

Дреер С. С, Потыкан А. Н.,

авторы-составители, 2010

Издательство «Учитель», ИП Гринин Л. Е., 2010 Оформление. Издательство «Учитель», 2011 Допечатная подготовка. Индивидуальный предприниматель Гринин Л. Е,, 2011

Издание 2011 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методи­ки воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оцен­ке знаний детей.

Главная цель диагностирования- получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта ди­агностирования для коррекции педагогического процесса.

Общими признаками диагностического обследования являются:

- наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;

- систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педа­гогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педа­гогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);

- использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным кон­кретным ситуациям и условиям;

- доступность процедур для их проведения педагогами.

При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующи­ми принципами:

Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последова­тельном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в по­этапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические прин­ципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, зада­ний, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная на­глядность заданий практического характера становится главным условием получения необходи­мой информации (тесты с картинками).

Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики.Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существен­ным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научить­ся, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудни­честве».

Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке ди­агностической процедуры и отборе диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и воз­можность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (ри­сунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведе­ния дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объектив­но оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умст­венных действий, уровень овладения знаниями).

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них - субъективизм наблюда­теля. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения длительное время (по возможности) и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогул­ке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является пере­ход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неиз­бежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы ос­новная цель - дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные об уровне развития ре­бёнка, сформированности тех или иных умений.

В пособии представлены диагностические задания из опыта работы МДОУ № 35 г. Усть-Илимска по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Василье­вой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Задания максимально учитывают особенности и возмож­ности детей 4-5 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имею­щийся у дошкольников реальный опыт.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также эффективность об­разовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» -дошкольник-выпускник.

Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень при­близительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагно­стические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индиви­дуальности.

Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных маршру­тов для каждого ребёнка.

 

 

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Диагностические задания

 

Что изучается Дидактические игры, вопросы, упражнения Содержание диагностического задания Критерии оценки
Уровень познавательной активности Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы 3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на заня­тиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет познавательную активность вне занятий. 2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает; вопросы задает редко. 1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; вопросы практически не задает.
Уровень развития произвольного слухового запо­минания (объем кратковременной памяти) Упражнение «Запомни и назови» Инструкция. Я назову тебе слова, внимательно их послушай и запомни: дым, туча, юбка, стул, карандаш, дождь, соль. Назови слова, которые ты запомнил 3 балла - ребенок с первого раза запомнил 4 слова. 2 балла - ребенок с первого раза запомнил 3 слова. 1 балла - ребенок запомнил меньше трех слов.
Уровень произ­вольного внима­ния, работоспо­собности Наблюдение за ребенком во время занятия Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий 3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен. 2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание, начи­нает отвлекаться во второй половине занятия. 1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности
Уровень владения детьми обобщающими понятиями, умение выде­лять лишнее Игры «Четвертый лишний», «Назови одним словом». Материалы: кар­тинки с изображе­нием фруктов, жи­вотных леса, куклы, кастрюли Педагог выкладывает перед ребенком кар­тинки: яблоко, банан, лимон, кукла; мед­ведь, заяц, лиса, кастрюля и предлагает убрать лишние. Педагог выкладывает перед ребенком кар­тинки с изображением животных, затем фруктов и предлагает назвать каждую группу картинок одним словом 3 балла - ребенок исключает лишнее, мотивирует свой выбор, называет обобщающие слова. 2 балла - ребенок исключает лишнее, может мотивировать свой выбор; перечисляет предметы на картинках, не называет их обобщающим сло­вом, но показывает предметы, относящиеся к животным, фруктам. 1 балл - ребенок затрудняется найти лишнюю картинку; не знает обобщающих слов, не может показать фрукты, животных на картинках
Умение детей выполнять задание в соответст­вии с инструкци­ей взрослого Наблюдения за деятельностью детей во время занятий Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий 3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет задание в соответствии с ней. 2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение, разъяснение. 1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъясне­ние, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.

 

Высокий уровень - 12-15 баллов; средний уровень - 8-10 баллов; низкий уровень - 4-5 баллов


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА


ДОУ ______________________________________________________

Воспитатели: ______________________________________________

Дата проведения диагностики: начало года ______________________



конец года ______________________

 

№ п/п Ф. И. ребенка Уровень познавательной активности Уровень развития произвольного слухового запоминания (объем кратковремен­ной памяти) Уровень произвольного внимания, работоспособности Уровень владения обобщающими понятиями, умение выделять лишнее Умение детей выполнять задание в соответствии с инст­рукцией взрослого Рекомендации
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Окончание табл.

 

б
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Результаты диагностики уровня развития детей


Начало года:

Высокий уровень ____________

Средний уровень ____________

Низкий уровень ____________


детей _______%

детей _______ %

детей _______ %




Конец года:

Высокий уровень ____________

Средний уровень ____________

Низкий уровень ____________


детей _______ %

детей _______ %

детей _______ %


 

Анализ, комментарии ________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.