Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Первичный прием родителей



Пояснение: Психолог в данном документе записывает со слов родителей данные о ребенке, его особенностях, рекомендации, которые дает родителям с указанием даты посещения.

Таблица 1

Содержание индивидуальной работы с детьми по заданию учителя-логопеда

Дита Фамилия, имя ребенка Содержание работы
Понедельник    
Вторник    
Среда    
Четверг    
Пятница    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

ТРЕБОВАНИЯ к квалификации учителей-логопедов учреждений

образования (здравоохранения) при присвоении им квалификационных категорий

1. Настоящие Требования к квалификации учителей-логопедов учреждений образования (здравоохранения) подготовлены в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256, зарегистрированным в Минюсте России 15 июня 1993 г., реги-страционный № 304.

2. Использованы рекомендации «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию» от 31.08.95 № 463/1268.

3. Учтены «Методические рекомендации по анализу педагогических результатов в процессе аттестации учителей» /Под общ. ред. В. Г. Воронцовой. СПб. Изд-во СПб ГУПМ, 1994.

4. Учителя-логопеды, претендующие на первую или высшую квалификационную категории, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее двух лет - для первой квалификационной категории и не менее трех лет — для высшей квалификационной категории.

Работники, не имеющие указанного уровня образования или стажа работы, не могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее даже при успешном прохождении аттестации (п. 3.2 типового положения).

5. Под квалификационной категорией в настоящих требованиях понимается соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) учебно-коррекционно-го процесса, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

А. I квалификационная категория.

Учитель-логопед, претендующий на присвоение данной категории, должен удовлетворять всем требованиям разделов «Должностные обязанности» и должен знать ТКХ, кроме того:

по уровню квалификации:

• имеет знания и умения, превышающие требования стандартов специального педагогического образований, в области:

-основ теории и практики логопедии как междисциплинарной науки;

—основ теории педагогики, возрастной психологии, валеологии и возрастной физиологии;

—методик предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи различного этиопатогенеза, вторичных отклонений развития личности обучающегося (воспитанника), коррекционного обучения и воспитания;

—современных методов психолого-педагогической диагностики;

• в совершенстве владеет содержанием базового компонента логопедии, знаниями по смежным дисциплинам.

Уровень теоретических знаний позволяет учителю-логопеду вести коррекционную работу по различным методикам', с учетом ведущего дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

по уровню профессионализма:

• владеет современными педагогическими технологиями и применяет их в практической деятельности:

—широким набором методов, приемов и средств предупреждения речевых расстройств, коррекционного обучения (воспитания, восстановительного обучения), обеспечивающих вариативность коррекционно-образовательного (коррекционно-воспитательного) процесса;

—элементами технологий развития личности по трем уровням: эмоциональному, когнитивному, поведенческому;

—методами и средствами психолингвистической диагностики; постановкой речевого диагноза;

—основными формами дифференциации речевых расстройств, принципами комплектования групп обучающихся (воспитанников);

—основными методами формирования и развития речевой функциональной системы, коррекции высших психических функций, познавательных способностей, навыков коммуникации, предупреждения школьной социальной дезадаптации обучающихся (воспитанников);

 

• владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету;

• учитывает структуру речевого дефекта, индивидуальные и возрастные особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-коррекционной работы;

• умеет решать педагогические задачи с различными по уровню развития речевой функциональной системы воспитанников, интересов, состояния их сенсорно-моторного уровня, в том числе применения различных методик и приемов коррекционной работы;

• организует учебно-коррекционный процесс на высоком уровне (оснащение логопедических занятий, уроков, кабинета);

• создает положительную мотивацию к выполнению игровых и учебных действий, комфортный микроклимат в коррек-ционо-воспитательном процессе;

по уровню продуктивности:

• целеполагание (планирование) учителя-логопеда способствует выбору оптимальных средств, методов, цриемов учебно-коррекционной работы, что подтверждается промежуточной и итоговой результативностью, статистической отчетностью по результатам работы учителя-логопеда (анализ письменных ошибок в контрольных диктантах за четверть, за год, анализ ошибок при проверке техники чтения младших школьников);

• практика работы учителя-логопеда способствует сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым он непосредственно взаимодействует;

• уровень подготовки обучающихся (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений) соответствует требованиям федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта (требований) и является высоким в муниципальной системе образования (районе, городе).

Б. Высшая квалификационная категория.

Учитель-логопед отвечает требованиям I квалификационной категории, кроме того:

по уровням квалификации:

• осваивает новейшие достижения теории и практики логопедии, смежных наук;

• уровень квалификации позволяет творчески решать практические задачи;

по уровню профессионализма:

• осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм предупреждения и коррекции речевых расстройств, проявляет компетентность при постановке речевого диагноза, при комплектовании групп с учетом диагноза и возраста учащихся (воспитанников), в коррекционном воспитании или/и самостоятельно разрабатывает, апробирует и успешно применяет педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению;

• организует учебно-коррекционный процесс на высоком уровне (оснащение логопедических занятий, уроков, кабинета);

• создает условия для реализации речевых и креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками).

Владеет и применяет в практической деятельности:

• исследовательские и опытно-эспериментальные методы коррекционного обучения и воспитания;

• методики управления и прогнозирования педагогического Процесса;

• приемы планирования и организации самообразования и саморазвития обучающихся (воспитанников).

по уровням продуктивности:

• целеполагание (планирование) учителя-логопеда, способствует выбору оптимальных средств, методов, приемов учебно-коррекционной работы, что подтверждается промежуточной и итоговой результативностью; статистической отчетностью по результатам работы учителя-логопеда (анализ письменных ошибок в контрольных диктантах за четверть, за год,

анализ ошибок при проверке техники чтения младших школьников);

• уровень подготовки обучающихся (воспитанников) является высоким по профилю в системе образования данного субъекта Российской Федерации, отраслевого министерства или ведомства Российской Федерации.

6. При аттестации на квалификационную категорию использование таких дополнительных критериев (требований), как, например, наличие печатных работ, ведение научной работы, руководство методическими объединениями, наставничество и др., не допускается.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Содержание дошкольного образования (перечень нормативно-правовых документов)

1. Концепция дошкольного воспитания.

(Одобрена Решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. № 7/1. «Дошкольное образование в Россия». Сборник действующих нормативно-правовых документов. Москва. 1997.Г.)

2. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования.

(Вестник образования. 1991. № 12)

3. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ.

(Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995 г. № 46/19—15. «Дошкольное образование, в России». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Москва, 1997)

4. Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ.

(Приложение № 1, раздал № 1,4 приказа Министерства образования РФ за № 448 от 22.08.19% г. Сборник действующих нормативно^враво-вых документов и программно-методических материалов «Дошкольное образование России», 2001)

5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ о программно-методическом обеспечении дошкольного образования — в контексте педагогики развития от 24.03.1995 № 42/19-15.

(«Дошкольное образование в России». Сборник действующих нормативно-правовых документов. Москва, 1997)

6. О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений.

(Письмо Министерства образования РФ от 29.01,1996 г, N» 90/19-13, //Вестннк образования. 1996. №6)

1.0 новых программно-методических комплектах по дошкольному образованию.

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 18.07.1997 г. №1112/34-16. // Вестник образования. 1997, № 9)

8.0 новых развивающих учебно-методических комплектах для дошкольных образовательных учреждений.

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 24.05.19991. № 104/23-16. // Вестник образования. 1999, июль)

9. Дошкольное образование и федеральный комплект учебников.

(Информационное письмо отдела дошкольного образования Министерства образования РФ //Вестник образования. 1998, № 6, С. 85)

10. Об утверждении Перечня учебных изданий, рекомендованных МО РФ на 2001/02 учебный год.

(Приказ от 30.11.2000 г. № 3491//Вестник образования, 2001, № 3, февраль)

11.0 реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и выбор педагогических технологий.

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 02.06.1998 г. №89/34-16//Вестник образования. 1998. № 9.)

12.0 практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования.

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.04.1999 г. № 70/23-16//Вестник образования, 1999, июнь)

13.0 введении психолого-педагогической экспертизы и критерияхОценки детских игр и игрушек.

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 26.05.1999 г. № 109/23-16//Вестник образования. 1999, июль)

14. Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр,
игрушек и игровых сооружений для детей.

(Приказ № 1917 от 26.0^.2000 г.//Вестник образования. 2000. № 17, сентябрь)

15. О каталоге справочнике «Дошкольное образование в
России».

(Письмо от 30.03.2000 г. № 06-51-27 ин/23-06)

Примечание: нормативно правовое обеспечение дошкольного образования на 01.04.2001 г.

Составитель: главный специалист Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Т. Т. Воробей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

 

Список рекомендуемой литературы /. Логопедигеское обследование

1. ШипицынаЛ. М. Психолого-педагогическая консультация (Методические рекомендации). СПб., 1999.

В книге дана схема обследования ребенка с нарушением речи, перечень методик логопедического обследования, образец заключения по результатам логопедического обследования.

 

2. Власова Г. iЂ> Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу. М.: Просвещение, 1983.

В книге даны рекомендации логопедического обследования детей, раскрывается цель, техника обследования.

 

3. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. СПб.: Дельта, 1998.

В книге содержится снабженный необходимыми методическими рекомендациями и иллюстрированный дидактический материал, использование которого поможет учителю-логопеду определить словарный запас ребенка и сформированность грамматического строя речи.

4. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. М.: Аркти, 1998.

Картинки позволят определить уровень связной речи детей. В книге даны методические рекомендации по использованию дидактического материала.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу. М.: Тандем, 1999.

6. Гаркушин Н. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи (Методическое пособие). М., 2000.

В книге раскрывается содержание логопедического обследования детей с нарушениями речи.

7. Диагностика и коррекция речевых нарушений. СПб., 1997. В книге даны рекомендации по обследованию детей трехлетнего возраста (с. 4-13).

Рекомендуемая литература позволит учителю-логопеду подготовиться к диагностике детей:

— подготовить дидактический материал;

— отобрать те методики и технологии обследования, которые позволяют получить достоверную информацию о речевом развитии ребенка.

П. Психологюеасое обследование

1. Шпицына Л. М. Психолого-педагогическая консультация (Методические рекомендации). СПб., 1999.

В книге даны рекомендации психологического обследования детей: раскрываются методы обследования, условия обследования. Представлена программа обследования психического развития ребенка и схема обследования. Дан перечень методик психологического обследования (с. 47-54).

2. Власова Т. А., Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу. М.: Просвещение, 1983.

В книге раскрывается содержание методик психологического обследования детей, дан анализ выполнения заданий (с. 62— 89).

3. Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. Киев, 1992.

Эта книга поможет педагогу провести психологическое обследование детей, если в ДОУ нет психолога. В книге подробно даны рекомендации по исследованию памяти, внимания, мышления, воображения (с. 4—26).

»

4. Ильцна М. Н. Подготовка к школе. СПб., 1998.

5. Готовимся к школе. Книга для родителей будущих первоклассников. М.: Олимп, 1999.

В книге раскрывается содержание текстов для проверки, готовности ребенка к школе.

Пожелание психологу.

Прежде чем готовиться к проведению обследования детей, уточните у учителя-логопеда, воспитателей, какую информацию о ребенке они хотели бы получить:

—об особенностях психического развития;

—о развитии творческих способностей;

— об особенностях развития личности, характера, поведения каждого ребенка.

III. Социалъно-педагогигеское обследование

ШипицынаЛ. М. Психолого-педагогическая литература (Методические рекомендации). СПб., 1999. С. 82-83.

IV. Дополнительная литература

1. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов.

Дошкольное образование России в документах и материалах. М.: Издательство «Гном и Д», 2001.

2. Образовательные программы.

Школа 2100/Под научной редакцией А. А, Леонтьева. Вып. 3, 4. М.: Баласс, 1999.

Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к частям 1,2 и 3,4.

Образовательная программа «Школа 2100». М.: Баласс, 1999.

«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.

Логинова В. И., Бабаева Т. К, Поткана Н. А., СПб.: Акцидент, 1996.

3. Коррекционные программы:

Филигева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи /Старшая группа, первый год обучения. М.: Альрс. 1993.

Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, ДиК, 1999.128 с.


Содержание

Введение

Анализ радикальных изменений в системе дошкольного образования

Диагностика детей

Диагностика

Вывод

Этапы проведения диагностики детей 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи

Перечень методик логопедического обследования

Использование результатов диагностики в организации и содержании учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми

Индивидуальная работа

Диагностика и планирование

Примерное тематическое планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми высокого уровня развития старшей группы (на учебный год)

Содержание учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми высокого уровня развития

Содержание учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми среднего уровня развития

Содержание учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми низкого уровня развития

Диагностика и родители

Задания, которые предлагаются детям в период обследования (сентябрь, январь)

Перечень заданий, которые предлагаются детям в период обследования (сентябрь, январь)

Анализ продуктивной деятельности детей в период обследования

Анкетирование родителей

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 332

Приложение2

Комплексная диагностическая карта

Приложение 3

Комплектование подгрупп для занятий детей с учителем-логопедом по итогам диагностики

Приложение4

Лист занятости (временная нагрузка на каждого ребенка в день, в неделю)

Приложение 5

График работы учителя-логопеда с детьми

Приложение 6

Документация учителя-логопеда

Планирование подгрупповой работы с детьми

Индивидуальная работа

Содержание логопедических пятиминуток (преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)

Приложение 7

Приложение 8

Требования к квалификации учителей-логопедов учреждений образования (здравоохранения) при присвоении им квалификационных категорий

Приложение

Содержание дошкольного образования (перечень нормативно-
правовых документов)

Приложение 10

Список рекомендуемой литературы

 


[1] Таблица поможет увидеть, какие изменения произошли в содержании обучения, воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

[2] Примечание: в книге - гласный, - согласный звуки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.