1. Вспомнить, какие насекомые оживают в конце весны.
2. Учить детей классифицировать насекомых по следующим признакам: способ передвижения — ползает, летает, прыгает, приносит пользу или вред; кто кусается, жалится, а кто нет.
3. Назвать части тела насекомых, сравнить, что общего, чем отличаются (комар — жук).
4. Вспомнить сказки о насекомых: «Мука-цокотуха», «Тараканище», «Стрекоза и муравей».
5. Рассмотреть картинки, как из гусеницы получается бабочка.
Игра «Придумай слово», Возьми карточку, переверни ее, назови букву я придумай слово; С - сок.
Найди два одинаковых насекомых: два жука; два комара; две бабочки; две осы; две пчелы; две стрекозы.
Цель; Согласование числительных с существительными.
Игра с мячом, Я назову слово, а ты продолжай.
Логопед: Лиза...
Ребенок: пошла ...
Логопед: в..
Ребенок: магазин..
Логопед:и...
Ребенок: купила...
Логопед; большую „,
Ребенок: куклу.
Воспроизведение предложения целиком; Лиза пошла в магазин «купила большую Куклу.
СРЕДА
Тема: Звук Р
1. Познакомить с новым звуком.
2. Чтение слогов; АР, ОР, УР, ИР, анализ слогов.
3. Закончи слово:
па-Рпова -
кома -хо -
уда —топо —
Игра «Разберем картинки»: Р - рак;Р - марка; Р - комар.
5. Предложить нарисовать картинки, в названии которых есть звук Р.
Заполни лепестки ромашки.
6. Учить умению составлять загадки о предметах.
ЧЕТВЕРГ
Цепочка слов: кот — тапки — иголка — автобус — сок. Учить детей выделять голосом последний звук в слове.
Дидактическая игра «Отгадай, что я делаю?». Действия логопеда с предметами: переливает воду, рвет бумагу, пересыпает крупу.
Соедини одной линией предметы, которые подходят друг другу по сходному признаку: бабочка, птичка, самолет — летают; санки, лыжи, коньки - на них катаются зимой; конфета, шоколад, торт, пирожное — сладости.
ПЯТНИЦА
Какое слово лишнее и почему? Рак, робот, комар, лук, рот.
Где звенит колокольчик? (Справа, слева, сзади.)
Игра с мячом: логопед - ребенок: овощи - морковка; фрукты — яблоки; игрушки — машина; мебель — шкаф и т. д.
Расскажи о своих планах на выходные дни.
МАЙ. IV неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: Беседа о весне
1. Закрепить знания детей о характерных признаках весны.
2. Вспомнить названия весенних месяцев.
3. Сравнить начало, середину и конец весны (чем отличаются эти периоды)
4. Вспомнить, в какие игры дети играли в начале весны и в какие — в конце,
5. Составление рассказа о весне по алгоритму, составленному детьми; признаки весны; труд колхозников весной; первые птицы; насекомые; игры детей весной.
6. Отношение ребенка к этому времени года.
ВТОРНИК
Игры с пальчиками. Вспомнить эти игры и предложить провести самим,
Я назову звуки - ты слово; МАК- мак; РАК — рак.
2-й вариант игры: К Л У - лук; К С О - сок.
На прогулке. Послушай звуки весны. Назови эти звуки.
Подбери слово к слову весна - какая?
Придумай рассказ о весне, а я запишу на диктофон. Потом послушаем вместе,
СРЕДА
Тема: Дифференциация звуков Р-Л
1. Учить детей различать звуки Р и Л.
2. Предложить детям назвать, что общего у этик звуков.
3. Учить придумывать слова со звуком Р, Л - отбирать картинки, определять место звука в слове (рак, лак, гора, пила, хор, кол).
4. Игра. Замени звук Р на звук Л, Что получится? Рак - лак; игра - игла; ром - лом,
5. Составление творческого рассказа на тему «Как Рома научился произносить звук Р», Дать план рассказа;
а) какой звук Рома не умел произносить?
б) как он произносил слова со звуком Р (рак - лак, рука - лука)?
в) кто помог Роме научиться произносить звук Р?
ЧЕТВЕРГ
Кто мельче всех порвет на мелкие кусочки двумя пальчиками бумажку?
Соедини буквы, чтобы получились слова:
Найди два одинаковых жука, две одинаковые птички, два одинаковых цветка.
Расскажи, что ты нашел?
О т в е т: Я нашел две одинаковые птички. Я нашел два одинаковых жука.
Давай подойдем к окну и понаблюдаем, в какие игры играют дети. Расскажи, что ты увидел.
Придумай предложение со словом «осень» (дать образец),
ВТОРНИК
Тема: Осень (середина)
1. Закрепить знание осенних месяцев, их названия и последовательность,
2. Рассматривая картинки, расставить их в определенном порядке: начало, середина, конец осени.
3. Учить детей сравнивать, устанавливать сходство и различие.
4. Учить детей называть изменения в живой и неживой природе.
Словообразование: падают листья — листопад. Предложить нарисовать падающие листья.
Познакомить с творчеством А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева, А.Фета (стихи об осени).
СРЕДА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу),
Подуй на солнышко, чтобы раскачивались лучики.
Игры с пальчиками: Наши пальчики гуляли.
Отгадай, кто так поет? Кукушка, ворона, соловей, воробей, дятел, галка (слушание грамзаписи).
Кто позвал? Учить детей изменять свои голоса.
Игра с мячом «Один-много». По теме «Овощи и фрукты».
Возьми картинку и, не называя, что на ней, расскажи, подбирая точные слова, чтобы мы отгадали и правильно назвали. Образец: красное, круглое, гладкое, сочное, хрустящее (яблоко).
ЧЕТВЕРГ
Тема: Звуки А, У
1. Познакомить детей с понятием «Гласные звуки».
2. Анализ синтез слова АУ (звукосочетания).
3. Познакомить со схемами из звуков.
4. Учить детей отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
5. Игра на развитие фонематического слуха. «Слушай и выполняй». Логопед называет цепочку слов, услышав звук А — дети кладут красную фишку, звук У — синюю.
Апельсин. Альбом. Астра. Аня..
Утро. Утюг. Ушко. Усы. О О О О
Повтори слова, которые я назвала (развитие слуховой памяти).
ПЯТНИЦА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Подуй в горлышко бутылочки так, чтобы она «запела».
Собери картинки из пазлов (овощи - фрукты).
Я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слово.
Что изменилось в группе? В кабинете? Что нового?
Передай мяч и придумай слово, которое будет начинаться со звука А (У).
Составление рассказа по картине «Золотая осень».
ОКТЯБРЬ. IV неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Надуй воздушный шарик.
Цветные клубочки. (Дать образец).
Я покажу символ гласного звука, а ты придумай слово.
«По дороге к азбуке» - соедини красной линией овощи, синей - фрукты.
Игра с мячом. Назови обратное по смыслу слово.
Придумай предложение по картинке с действием.
ВТОРНИК
Тема: Осень
1. Учить детей соотносить картинки с началом и серединой осени.
2. С опорой на наглядное пособие сравнить начало осени и середину осени, установить на основе сравнения сходство и различие.
3. Расширить представления детей о явлениях живой и неживой природы: увядание природы; улетают птицы на юг; подготовка к зиме животных.
Схема для составления рассказа «Осень»
План рассказа:
1) явления в природе;
2) одежда (осенью);
3) подготовка к зиме птиц, животных;
4) игры осенью.
СРЕДА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Сдуй с кончика языка бумажку. Отработка центральной струи воздуха.
Обводка и штриховка геометрических фигур.
Анализ и синтез слова АУ. Спомощью символов гласных звуков написать слово.
Запомни и повтори: солнце, дождь, осень; яблоко, груша, слива.
Назови, что ты обвел и какого цвета: красный квадрат; зеленый треугольник; желтый прямоугольник.
По предметной картинке придумать предложение (дать образец).
ЧЕТВЕРГ
Тема: Одежда
1. Закрепить знания детей об одежде.
2. Учить детей классифицировать одежду по следующим признакам: детская; взрослая (женская, мужская); сезонная (зимняя, летняя, осенняя, весенняя); праздничная; будничная.
3, Дидактическая игра «Оденем Олю не прогулку» (зимой, летом, осенью, весной).
Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети в осеннем лесу».
НОЯБРЬ. I неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу).
Двигай бумажный кораблик. Подуй так, что бы он поплыл.
Двумя пальчиками разорви бумажку на мелкие кусочки.
Я покажу символ гласного звука, а ты придумай слово (звуки А, У).
Где звенит колокольчик? Справа, слева, сзади.
Игра с мячом «Один—много»: кукла — куклы; мяч — мячи; машина — машины.
Расскажи, как играть с куклой, мячом, машинкой.
ВТОРНИК
Тема: Игрушки
1. Закрепить знания детей о понятии «игрушка».
2. Уметь самостоятельно классифицировать игрушки: по половому признаку; по материалу, из которого изготовлена; механические и электронные; дидактические игры, настольные игры.
3. Учить детей самостоятельно составлять схемы для рассказывания по теме «игрушки».
Задание: нарисуй игрушку, которую хотелось бы получить от Деда Мороза.
Схема для составления рассказа об игрушке
План рассказа:
1) название;
2) описание деталей;
3) цвет;
4) как играть с этой игрушкой;
5) как она попала к тебе;
6) эмоции.
СРЕДА
Общая и специальная артикуляционная гимнастика (см. индивидуальную работу),