Диагностика и оценка педагогической деятельности учителя
Карта 2б
Фиксация наблюдений может осуществляться как по ходу занятия, так и сразу после его окончания. Для получения более полной картины деятельности конкретного педагога необходимо накопление данных по нескольким (как минимум 2-3) различно построенным занятиям.
Max
балл
Оценка
1.
1.
2.
1.
2.
1.
2.
1.
2.
1.
2.
I. Создание общих условий эффективного УВП
Обеспечение исходных условий достижения учебного эффекта на уроке:
а) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы и т.д.), лаконичные и ясные;
б) учебные пособия и ТСО, способствующие быстрому включению учащихся в работу;
в) отсутствие ненужных задержек и отступлений во время урока.
2. Адаптация учащихся к обучению:
а) обучение соответствует возрастным особенностям учащихся;
б) в необходимых случаях учитываются индивидуальные особенности школьников;
в) для учащихся разных уровней успеваемости предоставляется возможность выполнения групповых заданий адекватного уровня сложности.
II. Преподавательская компетентность
Владение учебным предметом и методами обучения:
а) информация и демонстрации соответствуют теме, точны, современны;
б) без затруднений используются не менее двух форм или методов обучения;
в) применяются оригинальные методы и приемы обучения.
Организация учебной деятельности в последовательности "жизненного цикла" (выступление, достижение, закрепление, интеграция) :
а) начало урока со стимулирующего введения (привлечения внимания учащихся и обеспечения необходимой мотивации);
б) представление нового материала как ответа на поставленные ранее вопросы (предшествующие занятия, введение);
в) завершение урока подведением итогов (соотнесением результатов с пройденным ранее, с другими предметами, жизнью).
III. Техника объяснений, письма и речи Использование устных и письменных объяснений:
а) ключевые моменты урока получают отражение на доске;
б) записи для учащихся аккуратные и разборчивы;
в) построение и произношение устной речи правильны.
Разъяснение при непонимании материала учащимся:
а) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательным выражениями;
б) пояснения с помощью аналогий и примеров;
в) логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся сведений.
IV. Учебное взаимодействие
Контроль и коррекция деятельности школьников:
а) отделение оценки деятельности школьника от личного отношения педагога к нему;
б) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся;
в) побуждение учеников к оцениванию и корректированию работы друг друга.
Использование предложений и вопросов учащихся по содержанию урока:
а) вопросы и предложения школьников принимаются с благодарностью;
б) тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся;
в) идеи ученика рассматриваются и реализуются на уроке
V. Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке Стимулирование интересов учащихся:
а) используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор;
б) предлагаются проблемные и продуктивные задания;
в) урок опирается на использование жизненного опыта учащихся.
Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:
а) речь педагога свободна от сарказма и насмешек;
б) конкретные учащиеся поощряются за хорошую работу;
в) педагог поддерживает, ободряет сталкивающихся с трудностями на уроке.
VI. Поддержание приемлемого поведения в классе
Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке:
а) использование приемов активизации внимания школьников;
б) применение активных методов обучения (дискуссии, ролевые игры);
в) использование специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся.
Воздействие при нарушениях дисциплины:
а) педагог не замечает мелких непреднамеренных нарушений;
б) школьники, серьезно нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной, но взвешенной реакцией учителя;
в) педагог по возможности не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы