Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

У детей раннего возраста (Г.В.Скобло)



1. Сон: изменение общей длительности (гипосомния и гиперсомния); расстройства глубины (чуткий, поверхностный, чрезмерно глубокий и т.п.); нарушения засыпания и пробуждения (увеличение длительности, капризность, тревожность, раздражительность и другие эмоционально-поведенческие расстройства); инверсия сна и бодрствования (преимущественное бодрствование ночью и сон днем); раннее прекращение дневного сна и его значительное сокращение; стереотипные психомоторные феномены во сне (качания, биения, движения типа челнока, складывания); пароксизмальные психомоторные феномены во сне: частые вздрагивания, бруксизм (скрип зубами) и др.

2. Аппетит и процесс кормления: нарушения грудного кормления; общая гипорексия или анорексия, периодическая или постоянная без четкой желудочно-кишечной патологии; избирательная гипорексия (как протестная реакция на кормление определенным лицом); привычные рвоты; расстройства жевания или его позднее формирование; пищевые влечения к несъедобным предметам; вычурность в еде; булимия; инверсия аппетита (еда преимущественно ночью) и др.

3. Психовегетация: диспептические расстройства, не связанные с желудочно-кишечными заболеваниями; нарушения терморегуляции (без воспалительных заболеваний); нарушения потоотделения; вегетососудистые нарушения; психогенные кожные реакции и др.

4. Сексуальное влечение: рудименты детского онанизма (связанные с процессом засыпания и пробуждения, заболеваниями вульвы, аскаридозом и т.д.); навязчивые онанистические действия; резко усиленный интерес к половым органам; другие поведенческие нарушения, связанные с нарушением сексуального влечения.

5. Аффективное реагирование: повышенный аффект (отрицательный) по отношению к физиологическим раздражителям (чуткие, легко возбудимые младенцы и дети); позднее формирование (после 5-6 мес.) комплекса оживления или его отсутствие; аффект-респираторные закатывания; двигательное аффективное беспокойство (отрицательный аффект с двигательным возбуждением в ответ на запреты, недовольство чем-либо и т.п.); частый беспричинный плач; склонность к тревожности; выраженная эмоциональная лабильность; постоянно измененный фон настроения (в сторону повышения или понижения); раздражительность; склонность к аффективным вспышкам; эмоциональная ригидность; сглаженность эмоциональных реакций; парадоксальность и неадекватность эмоций; отрицательные эмоции при пробуждении (дневном и ночном) – «эндогенный» эмоциональный суточный ритм; фазовые эмоциональные расстройства (дистимии, дисфории, гипомании, субдепрессии и депрессии, тревожные и смешанные состояния); страхи (недифференцированные, сверхценные, навязчивые, бредоподобные, пароксизмальные ночные) и др.

6. Внимание: слабость концентрации внимания; повышенная отвлекаемость; «селективное» внимание – концентрация на латентных признаках; сверхвключаемость (гиперметаморфоз); «полевое» поведение; состояние растерянности; ригидность внимания» чрезмерная концентрация внимания (псевдоглухота, псевдослепота) и др.

7. Психомоторика: общая двигательная заторможенность; феномен сохранения позы; общие нарушения моторной координации (моторная неловкость); нарушения мелкой моторики; общая двигательная расторможенность; импульсивность; гиперкинезы; гипомимия; тики; навязчивые действия; патологические привычные действия (патологическое привыкание к соске после 2 лет, сосание пальца, языка, других предметов) и др.

8. Речь: нарушения звукопроизносительной стороны речи; нарушения темпа, ритма и коммуникативной функции речи: тахилалия, брадилалия, запинки, заикание; малое использование речи и вокализаций для коммуникации; мутизм элективный и тотальный; преобладание монологической речи и др.; другие нарушения речи – необычные первые слова, отсутствие звукоизобразительных слов, взрослые штампы, эхолалии, нарушения интонирования и модулирования, словотворчество (неологизмы), выраженное избирательное отношение к словам и выражениям, явная склонность к рифмованию, отсутствие речи от первого лица и др.

9. Коммуникабельность: малая выраженность или отсутствие зрительного контакта; малая выраженность или отсутствие эмоционального контакта; повышенная привязанность («прилипчивость») к какому-либо человеку; сверхценный страх новых людей; недифференцированное отношение к новым людям; протодиакризис (отношение к людям, как к вещам); уходы в себя, псевдоглухота, псевдослепота как преднамеренные отказы от общения; отсутствие или малая дистанция, отгороженность или негативизм в общении со взрослыми; уменьшение или отсутствие интереса к общению, застенчивость и беззащитность в общении, неразборчивая общительность с детьми; нарушение отношения к матери (индифферентное, негативное, амбивалентное).

10. Деятельность: общие нарушения: замедленный темп; недостаточность целенаправленности; импульсивность; инертность; быстрая пресыщаемость; быстрая утомляемость; трудности коррекции извне; трудности обучаемости; склонность к стереотипизации деятельности; склонность к необычным формам деятельности и др.; нарушения познавательной деятельности и игры – снижение или отсутствие познавательной активности; интерес к неигровым предметам в игровых ситуациях; склонность к стереотипизации игры; склонность к вычурным играм; разрушительный характер игр; сверхценные фантазии в игре; ранний выраженный интерес к абстрактным понятиям и др.

11. Поведение: патохарактерологические реакции – активного и пассивного протеста, имитации, отказа, гиперкомпенсации; навязчивые поведенческие ритуалы; феномен «тождества»; агрессивные реакции; аутоагрессивность; нарушение становления контроля над мочеиспусканием и дефекацией; нарушение становления навыков самообслуживания и др.

12. Чувственное познание (ощущения, восприятие): гипо- и гиперестезия (при действии обычных раздражителей); сенестопатии; иллюзии; галлюцинации» психосенсорные расстройства; рудименты других дереализационных и деперсонализационных расстройств и др.

13. Абстрактное познание (после 2 лет): рудименты навязчивых идей (навязчивые опасения, вопросы), сверхценных образований (игры с оттенком одержимости, односторонние интересы и т.д.), бреда в виде бредоподобных фантазий; игровые перевоплощения с элементами деперсонализации и др.

14. Интеллектуальные расстройства: снижение памяти в виде нарушений узнавания знакомых предметов и людей; снижение запаса знаний; нарушения активного внимания; полная или частичная утрата ранее приобретенных знаний и навыков (деменция); врожденное недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности (олигофреническое слабоумие); олигофреноподобные состояния, обусловленные ранней детской шизофренией, эпилепсией, прогрессирующими психоневрологическими органическими заболеваниями и др.

15. Становление ранних характерологических черт: шумливость, общительность, склонность к озорству; стремление к самостоятельности; стремление к лидерству; упрямство, негативизм; склонность к раздражительности и аффективным вспышкам; склонность к вязкости и ригидности аффектов и деятельности; склонность с жестокости, агрессивности, драчливости; бережливость, педантизм, аккуратность; мнительность, склонность к подозрительности; неусидчивость, отвлекаемость; легкая подчиняемость; склонность к фантазированию, лживости; демонстративность поведения, жажда признания; повышенная чувствительность, впечатлительность; быстрая утомляемость, вялость; недостаточная самостоятельность, робость; тревожность; замкнутость, стремление к одиночеству; другие стойкие характерологические черты.

 

 

Приложение 3

Диагностика умственного развития детей раннего возраста (Е.А.Стребелева)

Методика разработана для диагностики детей 2- 2,5 и 2,5- 3 лет. Для детей второй подгруппы в некоторых заданиях стимульный материал усложняется и его объем увеличивается. Для обработки результатов используется качественно-количественный анализ. В процедуре проведения диагностики предусмотрен этап обучения.

Качественные показатели – способы выполнения заданий:

1) неадекватно действует;

2) понимает цель, но самостоятельно действует без учета свойств и качеств предметов, то есть хаотично; в условиях обучения действует адекватно, но самостоятельно не выполняет даже после обучения;

3) самостоятельно выполняет задание после обучения;

4) сразу самостоятельно выполняет задание.

Задание 1. Лови шарик!

Цели исследования: установление контакта со взрослым, оценка понимания словесной инструкции, умение прослеживать взглядом движущий предмет.

Оборудование: Желобок, шарик.

Процедура: Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.

Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (до 2-х), как это надо делать.

Оценка действий. Принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.

Задание 2. Спрячь шарики!

Цели исследования: Выявление практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий.

Оборудование: 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине, 2 шарика (для второй подгруппы – по 3 коробочки и шарика).

Процедура: Перед ребенком 2 коробочки и крышки к ним на некотором расстоянии. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький – в маленькую и просит ребенка спрятать шарики, то есть накрыть коробки крышками. При этом не объясняется, какую крышку надо брать.

Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой – маленькую». Таким образом, в процессе диагностики педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое должен ориентироваться ребенок. После обучения предлагается выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий. Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.