Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психодиагностический инструментарий. В целях проведения диагностических срезов в работе с детьми раннего возраста могут



 

В целях проведения диагностических срезов в работе с детьми раннего возраста могут быть использованы скрининговые методики и наблюдение, позволяющие достаточно быстро получить качественные данные об уровне развития ребенка.

Задания для диагностики развития познавательной деятельности для детей 1,5 лет:

1. Вставить вкладыши в простую доску Сегена (круг, квадрат, треугольник) после показа. Предлагается три попытки.

2. Порисовать (ребенку предлагают лист бумаги, а в ручку вкладывают карандаш).

3. Сложить предметы в коробку (должен положить по показу не менее 5-6 предметов из 10).

4. Дать игрушку такого же цвета, как просит и показывает взрослый.

5. Дать предмет такой же формы, как просит и показывает взрослый.

6. Показать большой и маленький предмет (после показа взрослого).

Если ребенок не справляется с большинством заданий, не может действовать по просьбе взрослого и по показу, это может свидетельствовать об отставании в темпах развития познавательной деятельности.

Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы может быть выявлено в процессе наблюдения. В 1,5 года оно проявляется в том, что ребенок:

- не плачет при расставании с матерью и не скучает некоторое время после него;

- не реагирует эмоционально (отказом от действий, слезами, обращением ко взрослому), когда что-то не получается и не радуется, когда получается;

- не подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации [10].

 

Задания для диагностики развития познавательной деятельности детей 2 лет:

1. Вложить меньший предмет в больший (трехсоставные матрешки).

2. Подобрать по образцу 3-4- цвета.

3. Собрать в правильной последовательности пирамидку из трех колец (после показа).

4. Достать недосягаемый предмет (см. приложение«Диагностика умственного развития детей раннего возраста», задание 9).

Также показателем нормативного психического развития является умение самостоятельно решать игровую ситуацию при предъявлении игрового материала, а также способность подражать действиям близкого взрослого.

Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы проявляется в том, что ребенок:

- не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

- понятия «хорошо» и «плохо» не выступают в качестве регуляторов поведения;

- не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).

 

Задания для диагностики развития познавательной деятельности детей 2,5 лет:

1. Назвать 1-2 цвета, подобрать 4 цвета по образцу.

2. Построить башенку из кубиков.

3. Что-нибудь нарисовать (если не может рисовать, или рисует, но ничего не узнает в каракулях, то это может быть одним из признаков отставания в развитии когнитивной сферы).

4. Сложить пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку.

5. Показать известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда).

6. Сложить разрезную картинку из 2х половинок.

Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы проявляется в том, что ребенок:

- не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;

- легко отвлекается от любого занятия;

- не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

 

Задания для диагностики развития познавательной деятельности детей 3 лет:

1. Назвать свое имя, фамилию, пол.

2. Показать круг, квадрат, треугольник (плоскостная мозаика или картонные фигуры).

3. Дорисовать недостающие детали к рисунку взрослого; скопировать круг, крест.

4. Сложить доску Сегена с 6 вкладышами.

5. Указать самую длинную линию из трех, положить по просьбе в чашку 1-2 кубика.

6. Запомнить простые правила в подвижной игре.

Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы проявляется в том, что ребенок:

- безразличен к похвале, положительному отношению со стороны взрослого;

- не владеет способами эмоционального общения (выразить свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, позой);

- не может проявлять эмоциональную сдержанность (кричит в общественных местах, постоянно вмешивается в разговор взрослых и др).

 

В психодиагностике умственного развития детей раннего возраста Е.А.Стребелева (приложение 3) предлагает учитывать специальные параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий [8; 16; 19]. В основе заданий положены предметно-манипулятивные действия и определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего годов жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предполагается считать принятие задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату своей деятельности.

Принятие задачи – это согласие ребенка выполнять предложенное задание (независимо от качества самого выполнения). При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.

Способы выполнения задания: самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельное после обучения.

Адекватность действий определяют как их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиям инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственного развития ребенка.

Обучаемость определяется только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с речевой инструкцией.

На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показов способа не должно превышать трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действий ребенка.

Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Отношение к деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется, прежде всего, заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности, и к результату.

Для того чтобы задачи диагностики детей раннего возраста решались максимально успешно, требуется особая тактика обследования. У психолога не должно быть сомнения в том, что ему удалось наладить с ребенком доброжелательный контакт, и что ребенок достаточно заинтересован в участии в эксперименте. Особое внимание акцентируется на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и психологом.

При анализе результатов обследования особое внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, то есть его обучаемости. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее простых до более усложненных. Отдельные задания дублируются, то есть даются несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость приложения определенного мышечного усилия, что для отдельных детей может стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, в ходе которого выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Основными методиками являются «Доска Сегена» (2-3 формы), складывание пирамидки (из шариков, колечек), разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), парные и разрезные картинки. Каждое задание оценивается по 4-балльной шкале. При оценке действий ребенка учитывается его зона ближайшего развития: любое задание предлагается выполнять ребенку самому, а при затруднении – вместе со взрослым. Взрослый обучает ребенка конкретному действию, а затем оценивает, может ли ребенок действовать по подражанию, воспроизводить образец.

Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать тот факт, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие, поэтому при необходимости следует провести обследование слуха и зрения.

Для диагностики психомоторного развития детей раннего возраста могут быть использованы Шкалы психомоторного развития А. Гезелла (см. п.2.3. и приложение 1).

Как уже отмечалось, особо важной является диагностика речевого развития. Кроме имеющихся диагностических шкал для оценки развития речи может использоваться прием создания диагностических ситуаций.

Основное содержание психической активности ребенка в возрасте 12-18 месяцев - это активное исследование окружающего мира методом проб и ошибок. Если находящийся рядом взрослый сопровождает действия ребенка с предметами многократным называнием этих действий, - то количество слов, которое малыш понимает, быстро увеличивается. Это первое достижение ребёнка в традиционных схемах развития обычно описывается следующим образом: «понимает название многих часто употребляемых предметов и действий, в том числе запрет».

Чтобы создать диагностическую ситуацию для наблюдения описанного достижения, необходимо знать, с какими предметами и действиями ребенок чаще всего сталкивается, а затем естественно включать их в совместную деятельность ребенка и наблюдающего за ним взрослого. Например, при одевании, кормлении - просить взять тот или иной предмет, не указывая на него ни жестом, ни взглядом; или при манипулировании с игрушками - показать какое-нибудь действие с одной из них (прокатить в машине, коляске мишку, а потом предложить ребенку также покатать куклу, зайку, мячик и т.п.). Очень важно, что бы все называемые для проверки понимания предметы находились неподалеку, в пределах досягаемости и в поле зрения малыша; взрослому также необходимо следить за собой, чтобы непроизвольно не посмотреть в сторону называемого предмета.

Трудно указать точные нормативные данные о количестве слов, понимаемых ребенком к полутора годам, - то есть назвать определенно то количество, которое может свидетельствовать о безусловно нормальном в этом отношении возрастном развитии. Диапазон нормы может быть достаточно широким: от 20 до 100 и более слов в зависимости от того, насколько разнообразен опыт ребенка и насколько часто его деятельность сопровождается соответствующими комментариями взрослого.

Второе достижение, отмечаемое в полуторагодовалом возрасте, касается осмысления знакомых слов. У большинства малышей к 18 месяцам не только увеличивается количество понимаемых слов, но также происходит и качественное изменение в понимании: некоторые слова приобретают обобщенный характер. Например, слово «собака» может относиться и к большой собаке, и к маленькой, черной, белой, живой, игрушечной, нарисованной.

Диагностическая ситуация для проверки наличия обобщения может представлять собой игру, в которой, например, всех собачек (которых должно быть минимум три и которые должны находиться среди других игрушек) нужно поселить в отдельный дом, или повести гулять, или покормить и т.д. При этом необходимо вести игру так, что бы в действиях взрослого не оказалось непроизвольной подсказки, - например, взглядывания на тот предмет, который нужно взять.

Некоторые дети в полтора года могут произносить уже несколько десятков слов. В этом случае, конечно, легче определить, имеют ли слова малыша обобщенный характер, - иногда для этого бывает достаточно рассматривать и называть картинки в игре. Если там представлены разные виды одной категории предметов.

Описывая основные достижения в понимании речи, которые появляются у большинства двухлетних детей при благоприятных условиях развития, обычно отмечают четыре факта:

1 - понимает смысл фраз, говорящих о его личном прошлом опыте,

2 - словом можно изменить эмоциональное состояние ребенка,

3 - словом можно усложнить действие ребенка,

4 - понимает рассказ по сюжетной картинке.

Из опыта психологического консультирования в детской поликлинике известно, что диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) довольно часто ставится двухлетним детям врачом-невропатологом или логопедом без достаточных на то оснований. За кажущейся простотой описания показателей понимания речи стоят серьезные трудности для их получения, то есть наблюдения фактов, позволяющих сделать обоснованный вывод о действительном наличии или отсутствии у малыша того или иного возрастного достижения.

Возьмем первый показатель: «понимает смысл фраз, говорящих о его личном прошлом опыте». Можно ли в принципе сконструировать стандартный набор таких фраз, которые предлагаются каждому ребенку в одинаковых условиях (а именно этого требуют правила психодиагностики)? Личный прошлый опыт - свой у каждого ребенка, и составляя «проверочные фразы», следует учитывать именно его индивидуальный опыт. Это может сделать только близкий ребенку человек, постоянно находящийся рядом и имеющий возможность внимательно наблюдать за жизнью малыша. Фразы, имеющие диагностическое назначение для одного ребенка, для другого могут не значить абсолютно ничего - и вовсе не потому, что вообще понимание речи у него находится на более низком уровне, а просто его личный опыт располагается в другой области.

Следует отметить, что конструирование диагностических ситуаций для двух-трехлетних детей требует не только знания показателей развития, но и определенных практических навыков взаимодействия с малышами, достаточного понимания, а иногда и интуиции при истолковании их реакций, а также контакта с близкими ребенку взрослыми [20].

 

Контрольные вопросы.

1. Назовите основные показатели развития ребенка в раннем детстве.

2. Определите параметры диагностики психофизического развития в раннем возрасте.

3. Каковы основные критерии нормативности психического развития раннего возраста?

4. Перечислите признаки нарушений нервно-психического развития в период раннего возраста.

5. Каковы диагностические возможности методики диагностики умственного развития детей раннего возраста Е.А.Стребелевой?

6. Каковы особенности диагностики речевого развития в раннем детстве?

 

Словарь терминов

Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.Анамнез может быть: медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический.

Влияние наблюдателя – искажающее влияние присутствия наблюдателя на наблюдаемое поведение.

Диагностические обследование – применение готовых методик с целью выявления психологических особенностей испытуемого по одному или нескольким критериям. Обследование предполагает учет определенной точки отсчета для интерпретации полученных результатов, в качестве которой могут выступать «сырые баллы», стандартные показатели, соответствующие некому уровню, или качественные признаки. Основными задачами обследования являются обеспечение индивидуального подхода к коррекции и отслеживание индивидуальной динамики становления различных параметров психической деятельности (мониторинга развития).

Диагностические признаки – это симптомы, обнаруживаемые непосредственно в диагностическом обследовании. Чаще всего эти признаки неспецифичны, то есть можно предполагать различные причины их появления.

Зона ближайшего (потенциального) развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослого.

Игра предметная – детская игра с предметами человеческой культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Интеллект – 1) совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности; общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 3) система всех познавательных процессов: ощущения, восприятии, памяти и т.д.

Клинический метод – гибкий, полустандартизованный метод постановки перед детьми задач и вопросов.

Когнитивная сфера – часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека (восприятия, внимания. Воображения, памяти, мышления, речи).

Комплекс оживления – эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка 2-3 месячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в повышении общей двигательной активности, вокализациях, проявлениях положительных эмоций.

Метод проб и ошибок – один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.

Наглядно-действенное мышление – совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.

Обучаемость – способность к приобретению знаний, умений и навыков (научению).

Ориентировочная реакция – естественная реакция внимания на новые стимулы.

Подражание – вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания.

Предметная деятельность – практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно-обусловленному назначению.

Психодиагностика – теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию о них.

Психологический диагноз – структурированное описание выявленных индивидуально-психологических особенностей конкретного испытуемого в их взаимосвязи; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Психологический прогноз - оценка потенциального уровня развития, выделение критериев, которые считаются важными для дальнейшего развития.

Сензитивный период развития – этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности.

Симптом – характерное проявление, признак психических или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующий об изменении обычного или нормального функционирования организма или психики.

Синдром – комплекс симптомов, определенное сочетание группы симптомов, объединенных единым механизмом возникновения. Внутри общего синдрома симптомы объединяются закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма.

Социальная ситуация развития – социальные условия, система факторов, в которых и под воздействием которых происходит психическое развитие человека.

Тест – стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологических особенностей человека с использованием сравнения этих оценок со стандартными нормами.

Уровень интеллекта – показатель интеллектуального развития, выраженный в стандартных баллах.

Уровень психического развития - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни.

Шкала Апгар – тест на жизнеспособность новорожденного. Предложена доктором Вирджинией Апгар. Обычно используется для оценки состояния новорожденного сразу после рождения или 5 минут спустя. Шкала позволяет дать интегральную оценку приспособляемости малыша к внешней среде, учитывающую цвет кожи, ритм сердечных сокращений и дыхания, мышечный тонус, проявления рефлексов. Каждый признак оценивается максимум 2 баллами, сумма может составить 10 баллов. Нормальными оценками считаются итоговые баллы от 7 до 10.

 

 

Литература

1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3 лет // Дефектология. – 2002. - №5.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.

1. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома// Вопросы психологии. – 1994. - №4. – С.82-92.

2. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Качество жизни. Методы исследования развития ребенка: новый инструментарий оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001. – 200 с.

3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ - Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.

4. Домишкевич С.А., Инденбаум Е.Л. Психологическая диагностика в специальной психологии (общие вопросы): Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. – 64 с.

5. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 42 с.

6. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.

7. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. – СПб., 2004.

8. Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика: Методические рекомендации. – Иркутск: изд-во ИГПУ, 2001. – 32 с.

9. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития // Психопрофилактика в практике педиатра. – Л.: Медицина, 1984. – С. 36-47.

10. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.

11. Психологическое тестирование/ А.Анастази, С.Урбина. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.

12. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов /И.В.Кузнецова, Т.В.Ахутина, М.Р.Битянова и др. – Кн. 1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С.Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.

13. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – С-Пб: Питер, 2000.

14. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости// Дефектология. – 1994. - №1.

15. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.

16. Флэйк_Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С.Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.

17. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

18. www.detisite.ru

 

Приложение 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.