Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психосоматические расстройства и заболевания



ПРОГРАММА

ГЭК по клинической психологии.

1. Предметное содержание современной клинической психологии.

Клиническая психология как междисциплинарная область знаний. Соотношение клинической и медицинской психологии. Проблема предмета и объекта клинической психологии. Цели и задачи клинической психологии. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками.Научно-теоретические задачи современной клинической психологии. Прикладные и практические задачи клинической психологии. Основные направления в решении научно практических задач — гериатрия, психогигиена, психология труда, психотерапия, психофармакология. Связь клинической психологии с общей психологией и психиатрией. Основные отрасли современной клинической психологии. Роль и значение клинической психологии в понимании природы человека и его развития.

 

История становления отечественной медицинской психологии.

Организация экспериментально-психологических лабораторий в России. Исследования по проблеме соотношения мозга и психики. Нейропсихологические исследования Л.С.Выготского. Теоретические исследования В.М.Бехтерева, И.П.Павлова. Развитие нейропихологической школы в России. Развитие патопсихологии. Психология отношений В.Н.Мясищева.

 

Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога.

Формирование этических моделей в медицине. Модель Гиппократа. Модель Парацельса. Деонтологическая модель. Биоэтика. Этические вопросы деятельности клинического психолога. Психологические основы взаимодействия в системе «пациент- медицинский работник». Содержание и организационные формы деятельности клинического психолога (диагностическая, экспертная, коррекционная, профилактическая, реабилитационная, консультативная, научно-исследовательская).

 

 

Проблема нормы и патологии в клинической психологии.

Общее определение здоровья,предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Критерии психического здоровьяпо определению ВОЗ. Понятие болезни. Различные определения психической нормы. Многофакторная природа возникновения расстройств (генетические, биохимические, нейрофизиологические, психофизиологические, личностные, социально-психологические, социологические). Соотношение биологического и социального, генетического и приобретенного, органического и функционального, при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологии.

 

Реабилитационный подход в клинической психологии.

Основные этапы реабилитационных программ. Критерии успешной реабилитации. Практические задачи деятельности клинического психолога в реабилитационном центре или отделении. Принцип приближения психологической помощи к населению. Принцип системности. Принцип непрерывности. Реабилитационное направление в нейропсихологии, психосоматической клинике, психиатрии, детском воспитательном учреждении.

 

Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.

Нейропсихологические факторы, определяющие характер симптомов и синдромов, возникающих в результате мозговой патологии. Основные нейропсихологические синдромы. Методы нейропсихологической диагностики. Задачи, решаемые с помощью нейропсихологических методов при системном анализе нарушений ВПФ. Стандартизованные, гибкие, психометрические, качественные нейропсихологические методы. Система приемов А.Р. Лурия, направленная на характеристику клинического «поля факторов (выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки).

 

Психосоматические расстройства и заболевания.

Основные зарубежные концепции психосоматики. Психоаналитическое направление.Антропологическое направление.Концепция профиля личности.Концепция алекситимии.

Проблема психосоматических соотношений в отечественной медицине. Кортико-висцеральная теория патогенеза болезней внутренних органов. Клинико-психологические исследования соматических расстройств при неврозах. Медико-психологические исследования психосоматических соотношений при «больших» психосоматических заболеваниях.Изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях.

История становления отечественных исследований в области психосоматики. Теоретические положения кортиковисцеральной концепциипсихосоматических расстройств И. П. Павлова (1849-1936).Соматопсихическое направлениев трудах С. С. Корсакова, П. Б. Ганнушкина, В. А. Гиляровского, Е. К. Краснушкина. Два пути патогенного влияния соматической болезни на психику: собственно соматогенный (интоксикационное воздействие на ЦНС) и психогенный(острая реакция личности на заболевание и его последствия).

Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств.Соматизация нервно-психических заболеваний у детей и подростков. Психология соматического больного. Психологическое воздействие госпитализации.Синдром госпитализма. Симптомы госпитализма у детей. Особенности госпитализма взрослых людей. Психологическая адаптация больного к заболеванию.Возрастные особенности внутренней картины болезни и складывающейся психосоматической ситуации.

Типы поведения соматических больных. Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации.

Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание. Реакция диссимуляции. Реакция аггравации. Реакция анозогнозии. Реакция «ухода в болезнь». Фактор «социальной престижности» болезни в формировании психологической реакции пациента на заболевание. Поведение симуляции.

Основные психопатологические и психосоматические расстройства периодов новорожденности и младенчества.

Психопатологические и психосоматические расстройства детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Психопатологические и психосоматические расстройства детей подросткового возраста.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.