1. Предметное содержание современной клинической психологии.
Клиническая психология как междисциплинарная область знаний. Соотношение клинической и медицинской психологии. Проблема предмета и объекта клинической психологии. Цели и задачи клинической психологии. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками.Научно-теоретические задачи современной клинической психологии. Прикладные и практические задачи клинической психологии. Основные направления в решении научно практических задач — гериатрия, психогигиена, психология труда, психотерапия, психофармакология. Связь клинической психологии с общей психологией и психиатрией. Основные отрасли современной клинической психологии. Роль и значение клинической психологии в понимании природы человека и его развития.
История становления отечественной медицинской психологии.
Организация экспериментально-психологических лабораторий в России. Исследования по проблеме соотношения мозга и психики. Нейропсихологические исследования Л.С.Выготского. Теоретические исследования В.М.Бехтерева, И.П.Павлова. Развитие нейропихологической школы в России. Развитие патопсихологии. Психология отношений В.Н.Мясищева.
Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога.
Формирование этических моделей в медицине. Модель Гиппократа. Модель Парацельса. Деонтологическая модель. Биоэтика. Этические вопросы деятельности клинического психолога. Психологические основы взаимодействия в системе «пациент- медицинский работник». Содержание и организационные формы деятельности клинического психолога (диагностическая, экспертная, коррекционная, профилактическая, реабилитационная, консультативная, научно-исследовательская).
Проблема нормы и патологии в клинической психологии.
Общее определение здоровья,предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Критерии психического здоровьяпо определению ВОЗ. Понятие болезни. Различные определения психической нормы. Многофакторная природа возникновения расстройств (генетические, биохимические, нейрофизиологические, психофизиологические, личностные, социально-психологические, социологические). Соотношение биологического и социального, генетического и приобретенного, органического и функционального, при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологии.
Реабилитационный подход в клинической психологии.
Основные этапы реабилитационных программ. Критерии успешной реабилитации. Практические задачи деятельности клинического психолога в реабилитационном центре или отделении. Принцип приближения психологической помощи к населению. Принцип системности. Принцип непрерывности. Реабилитационное направление в нейропсихологии, психосоматической клинике, психиатрии, детском воспитательном учреждении.
Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.
Нейропсихологические факторы, определяющие характер симптомов и синдромов, возникающих в результате мозговой патологии. Основные нейропсихологические синдромы. Методы нейропсихологической диагностики. Задачи, решаемые с помощью нейропсихологических методов при системном анализе нарушений ВПФ. Стандартизованные, гибкие, психометрические, качественные нейропсихологические методы. Система приемов А.Р. Лурия, направленная на характеристику клинического «поля факторов (выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки).
Психосоматические расстройства и заболевания.
Основные зарубежные концепции психосоматики. Психоаналитическое направление.Антропологическое направление.Концепция профиля личности.Концепция алекситимии.
Проблема психосоматических соотношений в отечественной медицине. Кортико-висцеральная теория патогенеза болезней внутренних органов. Клинико-психологические исследования соматических расстройств при неврозах. Медико-психологические исследования психосоматических соотношений при «больших» психосоматических заболеваниях.Изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях.
История становления отечественных исследований в области психосоматики. Теоретические положения кортиковисцеральной концепциипсихосоматических расстройств И. П. Павлова (1849-1936).Соматопсихическое направлениев трудах С. С. Корсакова, П. Б. Ганнушкина, В. А. Гиляровского, Е. К. Краснушкина. Два пути патогенного влияния соматической болезни на психику: собственно соматогенный (интоксикационное воздействие на ЦНС) и психогенный(острая реакция личности на заболевание и его последствия).
Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств.Соматизация нервно-психических заболеваний у детей и подростков. Психология соматического больного. Психологическое воздействие госпитализации.Синдром госпитализма. Симптомы госпитализма у детей. Особенности госпитализма взрослых людей. Психологическая адаптация больного к заболеванию.Возрастные особенности внутренней картины болезни и складывающейся психосоматической ситуации.
Типы поведения соматических больных. Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации.
Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание. Реакция диссимуляции. Реакция аггравации. Реакция анозогнозии. Реакция «ухода в болезнь». Фактор «социальной престижности» болезни в формировании психологической реакции пациента на заболевание. Поведение симуляции.
Основные психопатологические и психосоматические расстройства периодов новорожденности и младенчества.
Психопатологические и психосоматические расстройства детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Психопатологические и психосоматические расстройства детей подросткового возраста.