Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цефалометрические измерения



Выбор горизонтальной относительной линии. В любой тех­нике цефалометрического анализа необходимо выбрать ориенти­ровочную плоскость или линию. Та же самая проблема была акту­альна и в ранних антропометрических и краниометрических иссле­дованиях XIX века. В конце 1800-х годов были обнаружены остан­ки первобытных людей, которые стали предметом тщательного ис­следования. В 1882 г. во Франкфурте (Германия) состоялся между­народный конгресс анатомов и антропологов, где одним из главных вопросов повестки дня был выбор горизонтальной ориентировоч­ной линии для изучения черепа. На конгрессе было решено, что на­илучшей естественной ориентацией черепа является Франкфурт­ская плоскость, проходящая от наружного слухового прохода (пориона) к внешней границе края глазницы (рис. 6-33). Эта Франк­фуртская плоскость с самого начала использовалась в цефалометрии для ориентации пациента и продолжает широко использовать­ся в анализе и по сей день.

 

Рис. 6-33. Франкфуртская плоскость изначально предназначалась для ориентации сухих черепов. Эта плоскость проходит от верхней границы на­ружного слухового прохода (А) (пориона) вперед к верхней границе нижне­го глазничного края (орбитали) (В).

 

Однако существуют две сложности использования Франкфурт­ской плоскости. Во-первых, ее оба ориентира, особенно порион, сложно обнаружить на цефалометрическом снимке. Рентгеноконт­растная метка расположена на стержне, который входит в наруж­ный слуховой проход как элемент устройства для позиционирова­ния головы при рентгенографии, а положение данного маркера, называемого «машинный порион», часто используется для обозна­чения местонахождения пориона. Тень слухового прохода может быть видна на цефалометрических снимках и обычно расположена немного выше и сзади машинного пориона. Верхний край данного канала также может быть использован для нахождения «анатомиче­ского пориона», что слегка изменяет (а иногда значительно изме­няет) Франкфуртскую плоскость (рис. 6-34).

 

Рис. 6-34. При использовании «машинного пориона», верхней границы ушного стержня цефалометрического держателя, может появиться откло­нение от Франкфуртской плоскости, использующей «анатомический пори­он», верхнюю границу тени слухового канала. Как порион, так и орбитале, ориентиры Франкфуртской плоскости, с трудом поддаются определению на цефалометрических снимках, делая Франкфуртскую плоскость относи­тельно ненадежным ориентиром для цефалометрического анализа.

 

Альтернативная ориентирная горизонталь, которую легко рас­познать на цефалометрических снимках, представляет собой ли­нию от турецкого седла (S) до переднего края носолобного шва (N). У среднестатистического индивидуума плоскость SN распола­гается под углом 6—7° к Франкфуртской плоскости. Другой способ построить Франкфуртскую плоскость — просто провести линию под наклоном около 6° к линии SN. Это повышает надежность и воспроизводимость измерений, но снижает точность.

Вторая проблема Франкфуртской плоскости более фундамен­тальна. Эта плоскость была выбрана в качестве лучшего анатомиче­ского индикатора фактической или физиологической горизонталь­ной линии. Каждый имеет индивидуальное положение головы, ко­торое определяется физиологически, а не анатомически. Согласно утверждению анатомов прошлого столетия, фактическая горизон­тальная линия почти совпадает с Франкфуртской плоскостью. Од­нако у некоторых индивидуумов наблюдаются значительные от­клонения, до 10°.

Анатомам не оставалось ничего иного, как использовать анато­мический индикатор фактической горизонтали для неживых чере­пов. Однако у живых пациентов возможно использование выбран­ной по физиологическому, а не по анатомическому принципу «фак­тической горизонтальной» линии в качестве ориентирной горизон­тальной плоскости. Этот метод требует выполнения цефалографии при естественном положении головы (т.е. положении, определяе­мом внутренним физиологическим механизмом). Это положение достигается, когда пациент расслабленно смотрит на отдаленный объект или на отражение собственных глаз в зеркале. Естественное положение головы может быть воспроизведено с отклонением 1—2°21.

 

Рис. 6-35. Если цефалометрический снимок пациента сделан при естест­венном положении головы (NHP), то линия, проведенная перпендикуляр­но фактической вертикали (обозначенной свободно свисающей цепочкой у края снимка), является фактической (физиологической) горизонтальной линией. NHP в современной цефалометрии является предпочтительным анатомическим положением головы.

 

В настоящее время цефалометрические снимки выполняются при естественном положении головы (NHP), так что обеспечивается физиологически правильная горизонтальная плоскость (рис. 6-35). Хотя положение NHP нельзя воспроизвести также точно, как ори­ентацию головы относительно Франкфуртской плоскости, потен­циальные ошибки низкой воспроизводимости все же не так вели­ки, как ошибки неточной ориентации головы22. Отклонение SN от фактической горизонтальной плоскости (или от Франкфуртской плоскости, если фактическая горизонтальная плоскость неизвест­на) должно всегда учитываться, и если отклонение SN более 6°, то все измерения на основе SN должны корректироваться с учетом этой разницы.

Анализ Steiner. Этот анализ, разработанный и введенный в употребление Cecil Steiner в 1950 г.23, считается первым современ­ным цефалометрическим анализом по двум причинам: он отобра­жал измерения таким образом, что выделялись не только индиви­дуальные параметры, но и их взаимоотношение, и он предложил специфические правила использования цефалометрических изме­рений при планировании лечения. Элементы этого анализа ис­пользуются и по сей день.

В анализе Steiner в первую очередь измеряется угол SNA, кото­рый определяет переднезаднее положение верхней челюсти отно­сительно передней части основания черепа (рис. 6-36). Нормой для угла SNA является 82+2°. Если угол SNA у пациента больше 84°, то это будет интерпретировано как верхнечелюстная протрузия, а ес­ли значение SNA меньше 80°, то это — верхнечелюстная ретрузия. Таким же образом угол SNB используется для оценки переднезаднего положения нижней челюсти, норма для которого составляет 78±2°. Эта интерпретация действует только в том случае, если пло­скость SN имеет уклон по отношению к фактической горизонтали (или если значение скорректировано так, как описано выше) и по­ложение N нормально.

 

Рис. 6-36. В анализе Steiner углы SNA и SNB служат для обозначения положения нижней и верхней челюстей по отношению к основанию чере­па, а угол SN-MP (нижнечелюстная плоскость) служит для обозначения вертикального положения нижней челюсти.

 

Разница между SNA и SNB — угол ANB — обозначает величину скелетного челюстного несоответствия, и для Steiner это было на­иболее интересным измерением. Нельзя не согласиться, что этот параметр представляет наибольший интерес, ведь в действительно­сти угол ANB измеряет то несовпадение между челюстями, которое должно быть преодолено в процессе лечения.

 

Рис. 6-37. Угол ANB может ввести в заблуждение при смещении назиона кпереди, как у этого пациента. Обратите внимание, что угол ANB всего 7°, а разница А—В в проекции на фактическую горизонталь составляет 14 мм. ANB в лучшем случае является косвенным измерением разницы А—В и должен использоваться при полном осознании всех его ограничений.

 

Величина угла ANB кроме переднезаднего несоответствия по­ложения челюстей также подвержена влиянию еще двух факторов. Одним из них является высота лица. При увеличении расстояния между назионом и точками А и В угол ANB уменьшается. Во-вто­рых, если переднезаднее положение назиона не является нормаль­ным, то это отразится на величине угла (рис. 6-37). Это или эти недостатки послужило/и поводом для использования иных инди­каторов челюстного несоответствия в более поздних анализах, опи­санных в последующих разделах.

 

Рис. 6-38. В анализе Steiner соотношение верхних резцов и линии NA ис­пользуется для определения положения верхнего зубного ряда относительно базиса верхней челюсти. Производится измерение как расстояния от ла­биальной поверхности резца до линии NA (в мм), так и угла наклона про­дольной оси резца относительно этой линии. Положение нижнего резца из­меряется таким же образом по отношению к линии NB. Кроме того, пере­днее смещение подбородка определяется посредством измерения расстоя­ния от линии NB до погониона, наиболее выступающей точки кости подбо­родка.

 

Следующим этапом анализа Steiner является оценка отношения верхнего резца к линии NA и отношения нижнего резца и подбо­родка к линии NB (рис. 6-38). Ранее Tweed предположил, что ниж­ний резец должен располагаться под углом 65° к Франкфуртской плоскости, компенсируя своим положением наклон нижнечелюст­ной плоскости24. В анализе Steiner измеряется как угол наклона каждого резца относительно вертикальной линии, так и расстояние в миллиметрах от края резца до вертикальной линии. Расстояние в миллиметрах определяет степень протрузии резцов относительно базиса соответствующей кости, а угол указывает на наклон или пе­ремещение зуба. Смещение подбородка вперед (погонион) в срав­нении со смещением нижнего резца имеет некоторую зависимость: чем больше выдвинут подбородок, тем больше может быть выдви­нут резец, и наоборот. Такое важное соотношение часто называют отношением Holdaway. Последним измерением в рамках анализа Steiner является угол нижнечелюстной плоскости относительно SN, что представляет собой единственный индикатор вертикаль­ных пропорций лица (см. рис. 6-38). Стандартные величины пяти разных групп населения приведены в таблице 6-8.

Таблица 6-8

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.