Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Интеграционная группировка стран АСЕАН



Ассоциация стран Юго-Восточной Азии за последние четыре с лишним десятилетия превратилась в одну из главных региональных интеграционных группировок и, безусловно, самую крупную в мире среди развивающихся стран. Все это время она оставалась в центре всеобщего внимания из-за тех достойных удивления темпов роста и экономических преобразований, которые демонстрировали входящие в нее государства. В целом эти преобразования соответствовали той главной задаче, которую страны – члены АСЕАН с самого начала перед собой поставили, – содействовать социально-экономическому прогрессу и повышению жизненного уровня своих народов.

Странами – учредителями АСЕАН в 1967 г. стали Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. В 1984 г. к АСЕАН присоединился Бруней. В 1995 г. в ее состав вошел Вьетнам, в 1997 г. были приняты Мьянма и Лаос, в 1999 г. – Камбоджа. Это означает, что АСЕАН ныне объединяет все 10 стран Юго-Восточной Азии, кроме Тимора-Лесте и Папуа – Новой Гвинеи (рис. 87). Их общая территория составляет 4,5 млн км2, а население – 580 млн человек. Следовательно, по обоим этим показателям АСЕАН превосходит Европейский союз.

Очень важно подчеркнуть, что АСЕАН представляет собой не только экономическую, но и политическую группировку– несмотря на различия политических режимов входящих в нее стран. Само образование ее в 1967 г. в какой-то мере стало следствием «холодной войны» и стратегической конфронтации двух мировых систем и великих держав. В этих условиях страны-основатели попытались защитить себя от политических и экономических посягательств и угрозы нестабильности. В 1990-х гг. АСЕАН предприняла несколько неординарных политических акций: сначала приняла в свои ряды бывшего коммунистического противника – Вьетнам, затем Мьянму с ее неспокойным внутриполитическим положением и, наконец, Камбоджу. Ввод вьетнамских войск в Камбоджу в 1978 г. привел Ассоциацию к длительной политической борьбе за мирное решение камбоджийской проблемы. А после того как этого удалось добиться, Камбоджа еще восемь лет готовилась к вступлению в АСЕАН. Другие политические задачи АСЕАН – поддержание постоянного диалога и сотрудничества между членами ассоциации, принятие мер по предотвращению не только международных, но и внутригосударственных конфликтов, решение проблем региональной безопасности дипломатическими путями.

Рис. 87. Интеграционная группировка стран АСЕАН

 

И тем не менее еще больше внимания АСЕАН привлекает как экономическая группировка,за короткое время добившаяся многих, можно сказать, рекордных показателей. При этом ее экономический профиль постепенно изменялся. Из стран-основателей Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины, обладающие большими людскими и природными ресурсами, исторически ориентировались преимущественно на первичные отрасли экономики – добычу сырья и сельскохозяйственное производство, и только Сингапур – на вторичные отрасли. Но постепенно во всех этих странах стал совершаться поворот не просто к отраслям вторичного сектора, но и к тем из них, которые связаны с более высокими технологиями. Затем по этому же пути пошел и Вьетнам. И только в маленьком Брунее основой богатства и благополучия была и остается нефтяная промышленность.

С течением времени формы экономической интеграции стран АСЕАН усложнялись. В общих чертах они решили пойти по пути Европейского союза: от общего рынка к таможенному союзу и затем к единому экономическому и валютному пространству (но без создания наднациональных органов, как в ЕС!). На ежегодных саммитах входящих в АСЕАН государств принято уже много соответствующих постановлений. Однако пока еще в основном решается задача создания зоны свободной торговли (АФТА).

В 2003 г. все таможенные тарифы, исключая импортные пошлины на некоторые сельскохозяйственные продукты, были снижены максимум до 5 %. На втором этапе, до 2010 г., предполагается распространить такой режим и на «аграрный список» стран АСЕАН, а на третьем этапе, до 2015 г., все таможенные пошлины в торговле между странами должны быть вообще отменены. Впрочем, Бруней, Индонезия,

Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины обязались сделать это уже в 2010 г.

С географических позиций не меньший интерес представляют разрабатываемые странами АСЕАН проекты производственного сотрудничества, т. е. создания совместных производств с долевым участием стран-членов. Примером такого рода может служить начатый в 1986 г. выпуск «асеановского» автомобиля. Его производят в Малайзии, но оснащают двигателями японского производства.

Финансово-экономический кризис 1997–1998 гг., естественно, заставил страны АСЕАН внести в свою экономическую политику коррективы. Ведь только с июня 1997 г. по начало 1998 г. общие потери Юго-Восточной Азии, по некоторым оценкам, составили 700 млрд долл.! По мнению аналитиков, в послекризисный период этим странам необходимо провести серьезные структурные реформы, оздоровить финансовый сектор, ликвидировать избыточные производственные мощности в некоторых отраслях. Но для всего этого требуются очень большие средства, главными источниками которых могут быть только Международный валютный фонд и США. Такая ситуация уже привела к еще большему повышению экономической и политической роли США в этом регионе.

Нельзя не учитывать и то, что страны АСЕАН начинают испытывать все большую конкуренцию со стороны Китая. А также то, что пока еще различия в благосостоянии между ними остаются чрезвычайно большими. Достаточно сказать, что в Сингапуре ВВП на душу населения составляет 49 тыс. долл., а в Мьянме – 1900 долл. В 2001 г. странами АСЕАН был принят специальный документ, предусматривающий увеличение экономической помощи четырем отстающим государствам – Мьянме, Лаосу, Камбодже и Вьетнаму.

Еще одно важное направление государственной политики стран АСЕАН – дальнейшее расширение экономического сотрудничества с Китаем, Японией, Республикой Корея и шире – со всеми странами группировки Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в состав которой входит и Россия.

По мнению отечественных экономистов, торгово-экономическое сотрудничество России со странами АСЕАН может успешно развиваться в двух главных направлениях. Во-первых, в добыче и переработке российского углеводородного, рудного и лесного сырья и, во-вторых, в деле налаживания в России производства высококачественных товаров народного потребления, включая электронику и другие изделия длительного пользования, по которым страны АСЕАН занимают передовые позиции в мире. Благоприятны и перспективы развития научно-технического сотрудничества. Уже теперь страны АСЕАН в отношениях с Россией уделяют много внимания научным разработкам в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, аэрокосмической техники, медицины, освоения Мирового океана. Россия заинтересована также в привлечении инвестиций из стран АСЕАН, в первую очередь в район Сибири и Дальнего Востока.

Но при этом страны АСЕАН не хотели бы, чтобы ассоциация растворилась в более крупной и мощной АТЭС, а также обзавелась наднациональными органами, которые ущемляли бы их суверенитет.

Можно утверждать также, что будущее стран АСЕАН во многом зависит не только от политической и экономической, но и от демографической ситуации. Ведь, согласно прогнозам ООН, в 2010 г. численность населения десяти стран АСЕАН должна достигнуть 620 млн, а в 2025 г. – 750 млн человек!

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.