Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Серия 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ



Эти задания сложны и информативны. С целью разграничения допускае­мых ошибок их оценка производится по 4 критериям. Начисленные баллы затем суммируются.

а) Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок

Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ. 22

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 баллов — картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;

10 — использование стимулирующей помощи при раскладывании кар­тинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;

5 — при раскладывании картинок или при интерпретации происходя­щего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкова­ние событий;

0 — невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.

Критерий возможности программирования текста

15 баллов — рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие зве­нья, нет трудностей переключения;

10 — пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связую­щих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощенных связующих элементов;

5 — выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов, грамматических конструкций, или на­личие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из пре­дыдущего пункта;

0 — невозможность самостоятельного построения связного текста.

Критерий грамматического оформления

15 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с использо­ванием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, но однооб­разно или имеются нарушения порядка слов;

5 баллов — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 баллов — множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов — адекватное использование вербальных средств;

10 — длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лекси­ки или единичные близкие словесные замены;

5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;

О — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вер­бальных средств.

Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60.

б) Пересказ текста

Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пере­сказывать.

«ГАЛКА И ГОЛУБИ»

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала no-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.

По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том,

насколько ребенок понял смысл ситуации:

Почему галку не признали свои?

Понравилось ли тебе поведение галки и почему?

Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполне­ния

15 баллов — правильный и самостоятельный пересказ, верное понима­ние смысла происходящего;

10— неточное описание ситуации с правильными ответами на вопро­сы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 — правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 — искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности программирования текста

15 баллов — пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет труд­ностей переключения;

10 — пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связую­щих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;

5 — тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повто­ры слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочета­ние нескольких ошибок из предыдущего пункта;

О — невозможность построения связного текста даже в условиях помо­щи в виде вопросов.

Критерий грамматического оформления

15 баллов — пересказ оформлен грамматически правильно с использо­ванием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 — пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграм-матизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 — множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов — адекватное использование вербальных средств;

10 — поиск слов с использованием непродуктивной лексики или еди­ничные близкие словесные замены;

5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо «выгнали», примули вместо «приняли» и т.д.);

0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вер­бальных средств.

Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.

В качестве дополнительных оценок, не влияющих на балл за серию, но учитываемых при вы­числении индексов, подсчитывается:

1. Количество вербальных замен, т.е. замены одного слова на другое, чаще семантически близкое (например, «лебеди» вместо «голуби», «увидела» вместо «услышала» и т.д.). Этот вид ошибок оценивается по 15-балльной шкале с отрицательным знаком. Штраф­ная оценка входит в задний индекс. Для пересчета количества ошибок в баллы исполь­зуется следующая шкала:

0 баллов — при отсутствии ошибок или одной ошибке;

—5 баллов — за 2-3 ошибки;

-10 баллов — за 4—5 ошибок;

-15 баллов — за 6 и более ошибок.

2. Средняя длина текста. Определяется путем суммарного подсчета слов в обоих текстах (учитываются все слова, включая служебные) и деления результата на 2. Полученное число соотносится с балльной оценкой:

15 баллов — 32 слова и больше; 10 — 25-31,9 слова; 5 — 18-24,9 слова; 0 — 17 и менее слов.

Этот показатель мы включили в передний индекс со знаком «+». Малая длина текста свиде­тельствует о трудностях смыслового программирования и грамматического структурирования.

3. Индекс прономинализации. Представляет собой отношение доли местоимений к доле существительных. Для вычисления этого показателя следует общее количество местоимений в обоих текстах разделить на общее количество существительных, а полученный результат разделить на 2. Средние значения индексов прономинализации представлены в таблице среднегрупповых показателей дополнительных оценок. Этот параметр не включен ни в один из индексов, но может быть полезен при качественном анализе результатов. Высокий индекс прономинализации, как правило, наблюдается при ослаб­лении парадигматических связей языка, опирающихся на работу задних отделов мозга. Трудности выбора нужного слова в таком случае компенсируются использованием ме­стоимений. Мы не предлагаем балльной оценки этого показателя. Для младших школь­ников условно высоким можно считать индекс от 1,0 и выше, а низким — меньше 0,7.

4. Средняя длина синтагмы (отрезок речи между двумя паузами). Вычисляется путем деления общего количества слов в двух самостоятельных текстах на количество син­тагм, полученный результат делится на 2. Средняя длина синтагм для каждой группы представлена в таблице среднегрупповых показателей дополнительных оценок. Значе­ния выше среднего можно условно оценивать как большую, а ниже — как малую длину синтагмы. Малая длина синтагм указывает на синтагматические трудности, т.е. функ­циональную недостаточность передних отделов коры мозга. Параметр не включен в индексы, но используется для качественного анализа.

5. Стереотипность грамматического оформления высказывания. Подсчитывается количе­ство стереотипно построенных синтаксических конструкций. Оценивается через систему штрафных очков:

0 баллов — за 0-1 ошибку; -5 — за 2-3 ошибки; -10 — за 4-5 ошибок; -15 — за 6 и более ошибок.

Большое количество таких ошибок свидетельствует об инертности, трудностях грамматичес­кого структурирования, что можно расценивать как проявление «передних» проблем. Пока­затель также не входит в индексы, но может использоваться при качественной интерпрета­ции данных.

Максимальная оценка за всю серию равна 120 баллам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.