функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
• самостоятельная работа должна быть конкретной но своей предметной направленности;
• самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Цель самостоятельной работу студентов организация систематического изучения студентами учебного материала, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, формирование готовности студентов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Перечислим основные функции самостоятельной работы в учебном процессе:
1) закрепление психологических знаний и умений, изученных в рамках аудиторной работы;
2) расширение и углубление знаний по отдельным темам; освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач;
3) освоение умений самопознания и саморазвития.
Самостоятельное чтение учебных пособий, первоисточников и конспектов может использоваться в разных ситуациях учебной работы студентов:
• па семинарах, практических занятиях;
• при подготовке к лекциям, семинарам, практическим занятиям;
• при подготовке рефератов;
• при подготовке к экзамену и зачету.
Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
• самоконтроль и самооценка студента;
• контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.
Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый харакгер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Кроме того, самостоятельная работа имеет и воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.
В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование навыков и умений самостоятельной работы студента может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
При обучении по бально-рейтинговой системе самостоятельной работе студентов уделяется важное место. Практика преподавания показывает, что в группах с большим количеством студентов возникают сложности при наборе баллов, необходимых для допуска студента к сессии. В данной ситуации рекомендуется преподавателю заранее спланировать дополнительные способы набора недостающих баллов.
При организации самостоятельной работы студентам необходимо помнить, что данный вид работы - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.