50. Перед упаковкой произведения темперной живописи группируются по размерам, в соответствии с которыми заказывается упаковочная тара.
Все предметы перед упаковкой обертываются микалентной бумагой, затем воздушно-пупырчатой пленкой, крафтом и закрепляются липкой лентой. Красочный слой обязательно закрывается восковой калькой, папиросной или микалентной бумагой.
50.1. Произведения темперной живописи небольшого размера пакуются в ящик в горизонтальном положении, укладываются попарно красочной поверхностью одной картины к красочной поверхности другой и перекладываются по углам мягкими прокладками.
На дно ящика укладывается поролон, пенопласт или гофрированная бумага. Пустоты между стенками ящика и торцами предметов плотно заполняются свертками из мятой бумаги или упаковочным материалом.
50.2. Произведения темперной живописи большого размера пакуются в ящик не более 1-2 произведений. Дно и две смежные стенки ящика закрепляются амортизационными прокладками.
Предметы укладываются живописной поверхностью одного к живописной поверхности другого. По верхнему и нижнему краям живописной поверхности нижележащего произведения накладываются жгуты толщиной не менее 2 см из плотной бумаги.
Предметы крепятся небольшими брусками с боков и рейками сверху. В местах соприкосновения их поверхности с креплениями прокладываются подушки.
50.3. Упаковка икон с уникальными окладами производиться только под руководством опытного реставратора.
Иконы небольшого размера перед укладкой в ящик помещают в индивидуальные кассеты.
50.4. Произведения с покоробленной основой упаковываются в отдельные ящики. Они кладутся в ящик живописным слоем вниз на мягкие прокладки и плотно прижимаются к ним обернутыми в бумагу брусками, положенными вдоль волокна доски по линии ее наибольшего прогиба. Брусок крепится к боковым стенкам ящика. Между стенками ящика и краями доски помещается амортизационная прокладка из гофрированного картона, а при значительном зазоре – обернутые в плотную бумагу деревянные бруски, укрепленные на боковых стенках ящика.
50.5. Произведения, сильно поврежденные жуками-точильщиками, пакуются в отдельные ящики, строго соответствующие их размерам. Между произведениями и стенками ящика помещают амортизационные прокладки из гофрированного картона или поролона.
Транспортировка таких предметов допускается только в исключительных случаях, например, отправка на реставрацию.
Упаковка произведений графики
51. Акварели, рисунки и гравюры пакуются в ящики в таких же папках, в каких они хранятся в фондах музея.
51.1. Папки делятся на группы по размерам, обертываются в бумагу, заключаются во влагонепроницаемые двойные пакеты, затем укладываются в ящики в горизонтальном положении.
На дно ящика кладется прокладка из пенопласта. Все пустоты в ящике плотно заполняются упаковочным материалом – свертками мятой бумаги, поролоном. Ящики изнутри оклеиваются водонепроницаемым материалом.
51.2. Произведения графики упаковываются монтированными в паспарту, при необходимости – под стеклом и в рамах. Перед упаковкой стекло заклеивается специальной липкой лентой для стекла, концы которой не должны доходить до рамы на 1 см.
51.3. Произведения графики в старой художественной или авторской монтировке размонтированию при упаковке не подлежат. Такие произведения перед укладкой в ящик помещают в индивидуальные деревянные кассеты с прокладкой из поролона со стороны стекла и с оборота, а по бортам – из пенопласта.
51.4. Транспортировка пастелей и рисунков углем допускается только в исключительных случаях и обязательно в застекленном виде. Стекло предварительно заклеивается липкой лентой.
При упаковке этих произведений нельзя допускать никаких сотрясений. Категорически запрещается забивка гвоздей. Транспортировка ящиков в этом случае производится только в вертикальном положении.