Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономическая отдача на социальный капитал: эмпирический анализ



Располагая индикаторами социального капитала, можно количественно оценить связь между доверием, нормами поведения и социальными сетями, с одной стороны, и состоянием экономики и общества, -с другой. Такой анализ возможен на микро-, мезо- и макроуровнях: в первом случае измеряется вклад социального капитала в благополучие индивидов и домашних хозяйств, во втором - в положение местных сообществ и эффективность работы организаций, в третьем-в развитие стран и регионов30.

Социальный капитал семьи и индивида способствует экономическому успеху за счет личных связей, обеспечивающих доступ к информации и вакансиям, снижающих трансакционные издержки в бизнесе и позволяющих рассчитывать на поддержку в трудных ситуациях. Вместе с тем такого рода частные выгоды далеко не всегда сопровождаются приростом общественного богатства - "индивидуальный" социальный капитал может быть источником лишь перераспределительных преимуществ.

Культурные ценности и поведенческие стереотипы, поддерживаемые социальным капиталом, могут стать частью определенной идентичности, под влиянием которой принимаются те или иные экономические решения. Идентичность маргинальных или подвергающихся дискриминации групп может препятствовать их продуктивной экономической деятельности и интеграции в экономический и социальный мейнстрим. В таких случаях вновь проявляется "теневая сторона" социального капитала, и экономическая отдача на него оказывается отрицательной31.

На мезоуровне социальный капитал сокращает трансакционные издержки в организациях частного, государственного и некоммерческого секторов. Согласно Коузу, организации увеличиваются в размере до тех пор, пока экономия трансакционных издержек не перекрывается ростом издержек управления. Социальный капитал способствует сокращению обоих типов издержек и приводит, таким образом, к увеличению эффективного размера организации32.

Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о ключевой роли социального капитала в успешной самоорганизации местных сообществ для совместного управления природными ресурсами, объектами локальной инфраструктуры, поддержания общественного порядка и пр. Предпосылкой получения отдачи на социальный капитал выступает соблюдение ряда принципов "эффективного дизайна" коллективных действий, в том числе четких границ сообщества, стабильной и компактной группы пользователей, регулярного общения друг с другом и возможности самостоятельно устанавливать правила и процедуры принятия коллективных решений. При выполнении пере-

30 Halpern D. Op. cit.; Durlauf S., Fafchamps M. Op. cit.

31 Akerlof G., Kranton R. Economics and Identity // Quarterly Journal of Economics. 2000. Vol. 115, No 3. P. 715 - 753.

32 Coase R. The Nature of the Firm // Economica. 1937. Vol. 4, No 16. P. 386 - 405; La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R. Trust in Large Organizations // American Economic Review. 1997. Vol. 87, No 2. P. 333 - 338.

стр. 57

численных условий социальный капитал повышает эффективность коллективного управления земельными, лесными, водными и иными природными общедоступными ресурсами33. В частности, социальный капитал дает осязаемую отдачу в коллективном управлении жилыми домами, организованными в форме кондоминиумов, кооперативов, товариществ собственников жилья и пр.34

Первую попытку подтвердить отдачу на социальный капитал на макроуровне предпринял Патнэм, исследуя провинции Италии35. Используя различные индикаторы политической культуры, членства в ассоциациях и распространения просоциальных ценностей, автор обнаружил значительно больший запас социального капитала на севере Италии, нежели в южной части страны, и связал эти перепады с "естественным экспериментом" - - различной политической историей Севера и Юга. Исторический опыт демократии и самоуправления в итальянских городах-республиках способствовал накоплению социального капитала, тогда как колониальная зависимость юга страны препятствовала этому процессу36. Согласно приведенным Патнэмом данным, качество регионального управления также заметно выше в провинциях Севера, что связано с большей "насыщенностью" этих провинций социальным капиталом. Установленную связь можно интерпретировать как свидетельство экономической отдачи на социальный капитал, измеряемой эффективностью работы региональных органов власти и дееспособностью демократии на региональном уровне.

Несмотря на обнаруженную ранговую корреляцию между социальным капиталом и государственным управлением, экономическая отдача на социальный капитал оставалась гипотезой до появления более строгих эмпирических доказательств, полученных с использованием современных эконометрических моделей. Впервые такой анализ предприняли С. Нэк и Ф. Кифер, которые оценили регрессионную модель, связывающую темпы экономического роста государств с уровнем доверия, этических норм и членства в ассоциациях37. Было показано, что доверие и нормы вносят значимый положительный вклад в экономическое развитие, но для членства в ассоциациях подобную связь не удалось обнаружить. Авторы предположили, что этот отрицательный результат связан с тем, что в статистике членства в ассоциациях присутствуют как группы Патнэма, так и группы Олсона, в то время как вклада в экономическое развитие можно ожидать лишь от первых. Тем не менее членство в группах Патнэма также оказалось незначимым для экономического

33 Ostrom E. Collective Action and the Evolution of Social Norms // Journal of Economic Perspectives. 2000. Vol. 14, No 3. P. 137 - 158.

34 Saegert S., Winkel G. Social Capital and the Revitalization of New York City's Distressed Inner-city Housing // Housing Policy Debate. 1998. Vol. 9, No 1. P. 17 - 60; Полищук Л., Борисова E., Пересецкий А. Управление коллективной собственностью в российских городах: экономический анализ товариществ собственников жилья // Вопросы экономики. 2010. N 11. С. 115 - 135.

35 Putnam R. Op. cit.

36 Положительное воздействие опыта демократического развития на накопление социального капитала убедительно подтверждено дальнейшими исследованиями. См., например: Persson Т., Tabellini G. Democratic Capital: The Nexus of Political and Economic Change // American Economic Journal: Macroeconomics. 2009. Vol. 1, No 2. P. 88 - 126.

37 Knack S., Keefer Ph. Op. cit.

стр. 58

роста. Таким образом, выяснилось, что социальный капитал не следует рассматривать как однородную субстанцию, и влияние его различных составляющих на экономику и общество во многом зависит от контекста. Дальнейшие исследования подтвердили этот вывод38.

Исследование Нэка и Кифера проливает свет и на механизмы связи социального капитала с экономическим ростом - авторы показали, что "передаточным ремнем" в таком механизме служат инвестиции и государственное управление. Таким образом, в установленной взаимосвязи можно усмотреть воздействие социального капитала на развитие как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальный передаточный механизм обеспечивает более эффективную работу государственных органов и укрепление формальных институтов, необходимых для благоприятного инвестиционного климата, а горизонтальный, как уже отмечалось, способствует распространению информации и доверию в деловой среде, что также поддерживает инвестиционную активность.

Чтобы убедиться в причинном характере связи между социальным капиталом и развитием и, в частности, исключить, что обнаруженная корреляция порождена "пропущенным фактором", влияющим одновременно на развитие и социальный капитал, авторы включают в регрессионные уравнения различного рода контролирующие и инструментальные переменные. Задача последних заключается в том, чтобы связать социальный капитал с теми или иными экзогенными характеристиками, указывающими на его культурные, исторические, географические и другие корни. В качестве таковых Кифер и Нэк используют этническую неоднородность стран, исходя из того, что в многонациональных государствах при прочих равных условиях труднее достичь согласия в обществе. Двухшаговый метод наименьших квадратов с использованием указанных инструментов подтверждает вывод о том, что социальный капитал оказывает благотворное влияние на экономический рост.

В ряде более поздних работ, выполненных с использованием большей выборки, панельных данных и различного рода инструментальных переменных и тестов робастности, убедительно подтверждена значительная экономическая отдача на социальный капитал, наблюдаемая на уровне стран39. Характерно, что в этих работах, как правило, измеряется влияние социального капитала на эффективность формальных институтов и государственного управления40, возвращая данное научное направление к традициям, заложенным Патнэмом. Преобладание такого подхода можно рассматривать как неявное признание большей важности вертикального механизма воздействия социального капитала на экономику и общество по сравнению с горизонтальным. Иными словами, большинство авторов исходят из того, что в современном мире способность общества к самоорганизации наиболее важна и востребована в обеспечении подотчетности государства,

38 См., например: Bjornskov Ch. Op. cit.

39 La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R. Op. cit.; Bjornskov Ch. Op. cit.; Tabellini G. Institutions and Culture // Journal of the European Economic Association Papers and Proceedings. 2008. Vol. 6, No 2 - 3. P. 255 - 294.

40 В числе других показателей экономического благополучия используются валовой продукт на душу населения, темпы роста экономики, уровень удовлетворенности жизнью и др.

стр. 59

а в меньшей степени - в возможности замещения государства (и иных формальных институтов) в повседневной жизни людей.

Несмотря на согласие относительно экономической ценности социального капитала на макроуровне, указанные работы отличаются существенными деталями. В частности, Х. Бьорнсков методами факторного анализа подтвердил правомерность измерения отдачи на социальный капитал в рамках триады "доверие-ценности-сети/ассоциации" и установил, что из трех названных "осей" только доверие значимо связано с достигаемыми результатами - качеством государственного управления и удовлетворенностью жизнью. Г. Табеллини обнаружил значимость не только доверия, но и просоциальных норм. Наконец, далеко не всегда удается отделить влияние собственно социального капитала от воздействия формальных институтов, которые также способны предотвращать оппортунистическое поведение, но не на основе внутренней убежденности и усвоенных просоциальных норм, а за счет эффективных санкций, применяемых к нарушителям. При включении в регрессионные модели институциональных переменных экономическая оценка социального капитала может снизиться41. Одно из возможных объяснений такого эффекта заключается в том, что институты испытывают на себе благотворное воздействие социального капитала. С другой стороны, членство в ассоциациях и участие в сетевой деятельности в странах Западной Европы заметно выше, чем в Центральной и Восточной Европе, и эти различия удается объяснить качеством институтов в соответствующих частях континента42.

Помимо различий в методологии анализа, составе выборки, периоде наблюдений и др., подобные разногласия могут быть связаны с объективными трудностями соблюдения в межстрановых исследованиях принципа "при прочих равных условиях" - специфика стран лишь отчасти может быть учтена включением в регрессионные уравнения различных контрольных переменных, особенно в том, что касается институтов43.

Сомнения в наличии "пропущенных переменных" не столь серьезны, если объектами наблюдения становятся не различные страны, а регионы и города отдельных стран. Такой подход к измерению отдачи на социальный капитал следует традиции, заложенной Патнэмом; в этом случае между элементами выборки обычно гораздо больше сходства в отношении институциональных, политических и экономических условий развития, и если индикаторы социального капитала и социально-экономические результаты заметно различаются от одного региона к другому, то выводы об экономической отдаче на социальный капитал выглядят более обоснованными.

Характерным примером такого рода исследований может служить оценка воздействия социального капитала на качество работы правитель-

41 См.: Beugelsdijk S., De Groot H., Schaik T. van. Trust and Economic Growth: a Robustness Analysis // Oxford Economic Papers. 2004. Vol. 56, No 1. P. 118 - 134; Beugelsdijk S., Schaik T. van. Social Capital and Growth in European Regions: an Empirical Test // European Journal of Political Economy. 2005. Vol. 21, No 2. P. 301 - 324.

42 Fidrmuc J., Gerxhani K. Mind the Gap! Social Capital, East and West // Journal of Comparative Economics. 2008. Vol. 36, No 2. P. 264 - 286.

43 Подробнее о методологических проблемах измерения отдачи на социальный капитал см.: Durlauf S., Fafchamps M. Op. cit.

стр. 60

ственных органов в штатах США, предпринятая Нэком44. В качестве индикаторов социального капитала использованы данные о доверии, распространенности волонтерской деятельности, интенсивности неформального общения, членстве в клубах и ассоциациях и др. Объясняемые переменные характеризовали работу правительств штатов и включали в числе прочего оценки качества бюджетного планирования, соответствия расходных приоритетов общественным нуждам, степень вовлеченности общественности в процесс принятия государственных решений, оценки системы государственных закупок, а также общий уровень прозрачности и подотчетности правительств штатов. Расчеты выявили существенную отдачу на социальный капитал, различные индикаторы которого оказались высокозначимыми предикторами большинства перечисленных критериев оценки работы правительства. Характерно, что и в данном случае роль членства в ассоциациях значительно слабее, чем других составляющих социального капитала. Используя в качестве инструментальных переменных религиозную принадлежность населения, Нэк подтвердил, что связь между социальным капиталом и качеством работы правительств штатов имеет причинный характер ожидаемой направленности.

В аналогичном исследовании для регионов Германии45 также анализируется связь социального капитала с эффективностью работы местных органов власти, с тем важным различием, что в данном случае рассматривается воздействие социального капитала не населения и общества в целом, а политических элит. Социальный капитал элит напрямую влияет на работу органов власти: доверие в среде политиков и чиновников и разделяемые ими нормы и ценности способствуют повышению эффективности государственного сектора. Регрессионный анализ подтверждает значимое положительное влияние социального капитала, в том числе доверия среди элит, на оценку гражданами работы региональных и городских органов власти. В другой работе экономический рост немецких регионов связан, помимо традиционных индикаторов социального капитала, с отношением в обществе к рыночной экономике и участием в политических партиях и движениях. Установлено, что наиболее сильно с темпами роста связаны "рыночные ценности", на фоне которых роль доверия и других традиционных индикаторов социального капитала несколько ослабевает46.

Аналогичные исследования выполнены для ряда других государств47. В частности, установлена связь экономической активности в регионах Англии с доверием к политическим институтам и членством в общественных ассоциациях. Экономический рост, доходы населения и инвестиции в районах Китая сильно коррелируют с доверием, которое, в свою очередь, связано с уровнем урбанизации и развитием региональных рынков. Любопытно, что данные по Польше не позволяют обнаружить заметного вклада социального капитала в рост региональной экономики.

44 Knack S. Social Capital and the Quality of Government: Evidence from the States // American Journal of Political Science. 2002. Vol. 16, No 4. P. 772 - 783.

45 Cusak T. Social Capital, Institutional Structures, and Democratic Performance: A Comparative Study of German Local Governments // European Journal of Political Research. 1999. Vol. 35, No 1. P. 1 - 34.

46 Blume L., Sack D. Patterns of Social Capital in West German Regions // European Urban and Regional Studies. 2008 Vol. 15, No 3. P. 229 - 248.

47 Casey T. Social Capital and Regional Economies in Britain // Political Studies. 2004. Vol. 52, No 1. P. 96 - 117; Ke R., Zhang Zh. Trust in China: A Cross-Regional Analysis // William Davidson Institute Working Paper No 586, 2003; Dzialek J. Social Capital and Economic Growth in Polish Regions // MPRA Working Paper. 2009. No 18287.

стр. 61

Можно констатировать, что в большинстве случаев сильное гражданское общество способствует социально-экономическому развитию региона, однако в разных странах могут оказаться значимыми различные составляющие социального капитала - доверие, членство в ассоциациях, толерантность, чувство ответственности, гражданская активность и пр. Такого рода индикаторы далеко не всегда коррелируют друг с другом и во многом зависят от индивидуальных характеристик - возраста, образования, профессии, религиозной принадлежности и пр., что необходимо учитывать при измерении отдачи на социальный капитал.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.