Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рапорт об обнаружении признаков преступления



Рапорт как повод к возбуждению дела — это официальное письменное сообще- ние должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им призна- ков преступления (ст. 143 УПК).

Рапорт как повод к возбуждению дела возникает тогда, когда нет ни заявления, ни явки с повинной, а признаки преступления все же попали в поле зрения правоох- ранительных органов, которые обязаны выявлять преступления и изобличать винов- ных. Поэтому рапорт является универсальным поводом для возбуждения дела, офор- мляющим сообщения из так называемых иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140).

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляют сотрудники право- охранительных органов, в том числе сотрудники оперативно-розыскных подразделе- ний, иных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. При этом составление рапорта при обнаружении признаков преступления является обязанно- стью не только лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и иных сотруд- ников правоохранительных органов (иногда вне зависимости от выполнения в данный момент служебных обязанностей). Так, сотрудник милиции независимо от занимаемой должности, места нахождения на территории Российской Федерации и времени суток обязан принять меры к предотвращению и пресечению преступления и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции (ст. 18 Закона РФ «О милиции»). Рапорт адресуется начальнику следственного органа или органа дознания (приложение 1 к ст. 476 УПК). Однако адресация его иному должностному лицу органов уголовного преследования не исключает процессуального значения рапорта. В отличие от заяв- ления в содержании рапорта нет требования о привлечении к уголовной ответствен- ности, в нем лишь содержится информация о признаках преступления. Если же со- трудник правоохранительного органа лично заинтересован в деле (например, сам является пострадавшим), то его требование о привлечении кого-то к уголовной ответ- ственности должно быть оформлено в виде заявления в порядке ст. 141 УПК.

Чтобы рапорт мог служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84), он должен отвечать следующим условиям: быть удостоверенным подписью сотрудни- ка правоохранительного органа, содержать необходимые сведения о нем, признаках об- наруженного преступления и — что самое существенное — об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75). Вместе с тем если точные сведе- ния об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указы- ваются (п. 4 ст. 5 Закона РФ от 21.07.93 г. «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 Феде- рального закона от 12.08.95 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»). Когда ис-


 

точник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140), но не может быть доказательством.

Содержание рапорта различается в зависимости от источника («иного источни- ка») информации о преступлении. Таким источником может быть: а) первоначальное сообщение о преступлении, не обладающее признаками самостоятельного повода; б) непосредственное обнаружение признаков преступления (например, самим лицом, составившим рапорт, либо органом дознания).

Обычно «иным источником» информации о признаках преступления является пер- воначальное сообщение о преступлении, не обладающее признаками самостоятель- ного повода, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы этот рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо, чтобы первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, не имело признаков заявления о преступлении или явки с повинной. Такой рапорт об обнаружении признаков пре- ступления может быть основан на первоначальных сообщениях, полученных:

— от лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам на конфи- денциальной основе;

— от иных подразделений самих правоохранительных органов: паспортных служб — об утрате паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение об их хище- нии; работников дорожно-патрульной службы — о дорожно-транспортных происше- ствиях и др.;

— правоохранительными органами по телефону, телетайпу, телефаксу, телеграфу, Интернету от граждан, внешних организаций, должностных лиц и не являющихся заяв- лениями ввиду отсутствия необходимого для уголовного процесса удостоверения;

— правоохранительными органами от внешних источников, не обладающих призна- ками заявлений в силу отсутствия информации о явных признаках преступления (напри- мер, сообщения администрации предприятий о несчастных случаях с людьми и др.);

— из материалов, специально не направлявшихся в правоохранительные органы, но пришедших другим путем. Это может быть массовая информация: статьи, замет- ки, письма граждан, опубликованные в печати; информация, распространенная по те- левидению, радио, в Интернете и др.

«Иным источником» может быть и непосредственное обнаружение признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного след- ствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов. Например, рапорт сотруд- ника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное об- наружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника. При обнаружении признаков преступления рапорт должен быть составлен и направлен в соответствующий орган расследования немед- ленно. С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок предварительной про- верки сообщения о преступлениях (ч. 1 ст. 144). Лицо, составившее рапорт о непо- средственном обнаружении признаков преступления, не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя, прокурора и подлежит отводу, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 61); б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41).


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.