Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовка и проведение обследования



 

Предварительная подготовка необходима для того, чтобы при проведении обследования не возникли непредвиденные обстоятельства, которые могут заметно повлиять на выполнение заданий и тем самым затруднить возможность сравнения полученных результатов с нормативными данными. Необходимо заранее подготовить помещение, аппаратуру, стимульный материал, опросники, бланки ответов и т. п., исключить возможность прерывания обследования, если оно не предусмотрено инструкцией. Помещение должно быть светлым, изолированным от шума, от всего, что отвлекает внимание. Во время обследования необходимо создать естественную, непринужденную и доверительную обстановку. Взаимопонимание — очень важный момент при проведении обследования. Оно помогает вызвать у испытуемого интерес к тесту, установить с ним контакт, обеспечить точное и добросовестное выполнение инструкции.

Психолог работает в тесном контакте с врачом: в предварительной беседе с ним он уточняет все интересующие его моменты, в частности, особенности течения заболевания, дифференциально-диагностические предпосылки, особенности поведения больного в отделении, предпочтительные контакты и т. п.

Встрече с больным предшествует изучение патопсихологом истории болезни. Необходимо ознакомиться с анамнестическими данными, с особенностями возникновения и течения заболевания, результатами других лабораторных исследований, психическим статусом больного. Необходимо помнить, что в процессе знакомства с историей болезни у психолога иногда непроизвольно может формироваться определенная установка по отношению к больному. Последнее может явиться причиной неправильного выбора стратегии обследования, а также отразиться в заключении и привести к так называемым «ошибкам фиксации». Изучая историю болезни, психолог проводит психолого-биографический анализ, позволяющий уточнить поставленную задачу и наметить предварительный план исследования.

Для проведения обследования выбираются методы, подходящие как для той цели, с которой проводится обследование, так и для испытуемого. Необходимо ознакомиться с литературой по выбранной методике, оценить такие ее параметры, как нормы, надежность, валидность. Необходимо учитывать те условия, которые могут повлиять на выполнение заданий (например, окружающая обстановка, помещение, наличие шума, «сбивающих» факторов и т. д.). В успешном проведении обследования очень важную роль играет состояние больного. Перед началом эксперимента следует выяснить, какие психотропные препараты получает больной, убедиться в отсутствии астенизации, физического переутомления. Если же все-таки таковые имеют место, нужно убедиться, настолько ли они остры и интенсивны, чтобы привести к значительному искажению результатов. В таком случае следует временно отказаться от проведения обследования. Легкие неблагоприятные воздействия не препятствуют проведению эксперимента, но обязательно учитываются психологом и получают качественную и количественную оценку в заключении.

Исследованию с помощью методик предшествует беседа с больным, в ходе которой составляется первое суждение о его психическом состоянии, отсутствии или наличии сознания болезни, отношении к стационированию и патопсихологическому обследованию. При обследовании труднодоступных (например, возбужденных, мутичных, дементных, бредовых и т. п.) больных следует определить ориентировку во времени, месте и собственной личности с тем, чтобы правильно подобрать и использовать экспериментальные приемы. Беседа ставит также целью установление контакта с больным, от которого зависит дальнейший ход обследования.

Необходимо обеспечить условия для проявления диагностически значимых аспектов личности больного. Очень важно подвести больного к тому, что ситуация исследования - это ситуация проверки, оценки его познавательных возможностей, поскольку способность к осознанию диагностической ситуации как субъективно значимой является важной положительной характеристикой деятельности и личности. Чтобы обеспечить осознание больным значимости исследования для него самого, при общем доброжелательно-нейтральном отношении экспериментатора можно допустить (а иногда это просто необходимо) прямые оценки действий больного, провоцирование переживаний успеха или неуспеха. В зависимости от поведения и реакций больного можно акцентировать его внимание на положительных результатах, успокаивать или, наоборот, указывать на ошибки, связывать результаты обследования с дальнейшими жизненными перспективами (выписка из больницы, привлечение к судебной экспертизе и т. п.). Эффективен прием модификации какого-либо экспериментального задания по типу методики «Уровень притязаний». В этом случае экспериментатор просит больного перед выполнением какого-либо задания самого определить, справится он с ним или нет, за какое время и т. п. По ходу работы можно искусственно создавать ситуацию успеха или неуспеха («Время вышло, а вы не выполнили задания»). Разумеется, эти и другие подобные приемы не могут быть самоцелью и не должны нарушать принципов медицинской этики и деонтологии.

При исследовании особенностей личности больного с помощью проективных методик необходима иная тактика - здесь, напротив, нужно снизить субъективную значимость ситуации, чтобы обеспечить более свободное проявление личностных черт. При применении таких методик не стоит говорить больному о том, что исследуется его личность, поскольку это вызовет сопротивление, защитное поведение. Чаще всего в этих случаях экспериментатор либо предъявляет задание без каких-либо (кроме инструкции) комментариев или, если больной проявляет интерес к цели зада-ния («А зачем это?»), говорит, что исследует воображение, речь и т. д. Важно подчеркнуть, что в данном задании нет правильных и неправильных ответов.

Подбор экспериментальных методик, составление программы исследования, выбор порядка предъявляемых методик также требуют от психолога активности и творческого подхода. Программа исследования после ознакомления с медицинской документацией и в дальнейшем, уже при встрече с больным, уточняется в зависимости от его реакций, поведения, результатов выполненных заданий. Коррекция программы «на ходу» также необходима, чтобы не оказаться «в плену» исходной гипотезы (предлагаемого клиницистами диагноза) - она необязательно подтвердится в ходе психологического исследования; иногда наблюдаются расхождения между клиническим диагнозом и особенностями нарушения психической деятельности и личности, выявляемыми в экспериментально-психологическом исследовании.

Выбор конкретных методик строится с учетом такой особенности психической функции, как их системность. С одной стороны, фактически не существует какой-либо методики, исследующей только память, только мышление и т. д. Можно говорить лишь о том, что та или иная методика преимущественно исследует память (но также и речь, и восприятие, и др.) или мышление (но также и память, и внимание, и др.). С другой стороны, системная природа психики проявляется и в том, что один и тот же дефект может обнаруживаться при выполнении самых различных проб (например, искажение мышления, опора на латентные признаки могут проявиться и при исследовании мышления методикой «Классификация предметов», и при исследовании опосредованного запоминания методикой «Пиктограммы»). Бывает, что дефект обнаруживается лишь при выполнении какого-то одного задания и больше нигде.

Все это определяет объем используемой системы методик. Он не должен быть слишком мал, так как применяемые методики могут оказаться нечувствительными к какому-либо психическому нарушению. Этот объем не должен быть и слишком велик, чтобы не дублировать полученные результаты и не перегружать больного. Одно из основных правил состоит в том, что для определения состояния отдельных психических функций ни в коей мере нельзя ограничиваться какой-то одной методикой («на память», «на мышление»). Лишь анализ результатов исследования по ряду методик дает возможность сгладить посторонние влияния и охарактеризовать психическую функцию.

Из всех известных методик психолог выбирает восемь-десять (или большее количество, когда этого требуют обстоятельства), которые наиболее полно помогут раскрыть цель обследования и ответить на поставленные психиатром вопросы. При выборе методик необходимо учитывать образование больного, его культурный уровень, эрудицию, круг интересов, потребности и жизненный опыт. Варианты методик, порядок их предъявления, полнота обследования могут и должны варьироваться в зависимости от целей, задач и индивидуальности больного.

Большое значение имеет и порядок предъявления методик. Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные задания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с больным. Начинать исследования с проективных методик рискованно, зачастую это вызывает резко негативную реакцию.

Выполнению заданий по каждой методике предшествует инструкция, которая составляет часть общего определения экспериментальной ситуации и должна обеспечивать сотрудничество обследуемого с экспериментатором. От инструкции зависит то, насколько больной понимает и выполняет задание. Поэтому инструкция должна предъявляться четко, по установленной форме; она должна быть лаконичной и понятной. Небрежно, нечетко сформулированная инструкция может быть причиной неправильного ее понимания и искажения результатов. Если требуется, в начале работы можно пояснить инструкцию одним — двумя примерами. Когда в ходе деятельности больного выявляется потребность в помощи, важно определить, насколько эффективной она оказывается, принимается ли она испытуемым или отвергается. Все эти наблюдения очень важны при анализе результатов и составлении заключения.

Опыт показывает, что свыше 1,5 – 2-х часов с больным работать не желательно: он утомляется, восприятие его ухудшается, а результаты искажаются. Поскольку продолжительность полного психологического исследования чаще составляет 3 – 4 часа, то его следует проводить в течение 2-х дней. Эксперимент следует планировать, как правило, в утренние часы и проводить в спокойной обстановке, наедине с больным или в присутствии лаборанта, который записывает ход исследования, реакции больного, его высказывания и ответы. По окончании экспериментатор проводит беседу: разъясняет, даёт рекомендации, успокаивает больного.


Приложение 7

Написание заключения

Письменное заключение является конечным этапом экспериментально-психологического обследования. Содержание заключения должно строиться на всех полученных патопсихологом данных, как тестовых, так и нетестовых. Заключение пишется в двух экземплярах, один из которых включается клиницистом в историю болезни, а другой подшивается к протоколу обследования и остается в архиве лаборатории. Последнее необходимо для того, чтобы при повторных поступлениях больного в стационар или необходимости научного обобщения и обработки данных как у психолога, так и у врача была реальная возможность проанализировать полученные ранее психологические данные.

Единой стандартной формы и правил написания заключения не существует. Содержание и стиль заключения могут и должны меняться в зависимости от цели изучения случая, ситуации, в которой оно проводится, адресата заключения, теоретических установок и специализации психолога. Очень важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Содержание заключения должно непосредственно следовать из цели обследования. Из множества собранных формальными и неформальными методами данных патопсихолог должен отобрать лишь те, которые относятся к ответу на поставленные вопросы. Те или иные особенности или нарушения психики должны подтверждаться фактами, полученными в эксперименте, или основываться на тех суждениях и действиях больного, которые свидетельствуют о патологии.

В настоящее время заключения обычно ориентируются также и на определенные рекомендации, т. к. врачи используют их при выборе типа лечения, диагностике, описании личности и динамики ее развития.

Результаты тестирования могут не обсуждаться с испытуемым, но если больной проявляет интерес к данным обследования, то, соблюдая все этические и деонтологические принципы, ему можно их сообщить. Не следует забывать, что содействие самопониманию может стать важной целью обследования и быть составной частью некоторых видов психотерапии.

В заключении прежде всего должны быть отражены отличительные свойства индивида, т. е. те черты, результаты обследования которых были или заметно низкими, или заметно высокими. Особенности, по которым индивид имеет показатели, близкие к средним, в заключении не отражаются. Заключение эффективно, если оно применимо лишь к данному больному, а не состоит из общих, стереотипных утверждений, применимых к большинству людей.

Главное, что должно сообщаться в заключении, — это интерпретация и выводы. Психологическое заключение должно основываться на качественном, содержательном анализе способов деятельности больного, характерных особенностей самого процесса выполнения работы в целом, а не отдельных заданий. Предъявляя методики, важно учитывать отношение больного к исследованию, его состояние и уровень психического развития. В заключении необходимо описать не только нарушенные стороны психических процессов, но и те, которые остаются сохранными.

Протокол, если в этом возникает необходимость, прилагается к заключению отдельно. Конкретные данные (ответы больного, результаты субтестов и т. д.) обычно приводятся только для иллюстрации или объяснения подхода к интерпретации. Заключение составляется после тщательного обдумывания по заранее составленному плану. Если данные, изложенные в заключении, содержат противоречия, обязанность психолога обратить внимание врача на их противоречивость и по возможности объяснить ее. При составлении заключения не следует забывать, что патопсихолог не формулирует клинического диагноза, а описывает испытуемого в терминах психологической науки (патопсихологические синдромы, тип изменения психических процессов). Заключение не дублирует психический статус больного, а выделяет присущие обследуемому патопсихологические «синдромы». Заключение является для врача ценным вспомогательным материалом, служащим для углубленного клинического анализа и существенно дополняющим описание больного сведениями, которые нельзя получить без психологического эксперимента.

Интерпретация полученных данных, на основе которой формируется заключение, должна учитывать следующее:

1) оценка отдельного симптома производится с учетом состояния больного в целом (например, снижение продуктивности запоминания может быть свидетельством как нарушений мнестической деятельности, так и депрессивного состояния);

2) при оценке симптома учитывается взаимодействие экспериментатора и больного (например, трудности концентрации внимания при стрессогенной тактике поведения экспериментатора и при поддерживающей тактике указывают на разную природу нарушений);

3) оценки результатов по отдельным методикам обязательно должны сопоставляться и увязываться с оценкой целостного контекста всех проб. Единичные случаи проявления патопсихологических симптомов (например, снижение уровня обобщения) в диагностическом плане менее достоверны;

4) важно не только выявить структуру нарушений психической деятельности больного, но и определить сохранные функции и компенсаторные возможности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.