Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация методов диагностики мотивов личности

1 обенностях поведения, интересах и т.д., хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности.методики: «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS), «Форма по изучению личности» Д. Джексона (PRF) - это методика для измерения мотивационной сферы, построенная на теории мотивации Г. Мюррея.2. Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии(ТАТ, ТЮФ-тест юмористич.фраз)

 

18.Мотивация же понимается как процесс выбора между различными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний И поддерживающий эту направленность. мотивация объясняет целенаправленность действия. Опросники мотивационных особенностей. Личностные опросники, так или иначе предназначенные для изучения мотивационной сферы личности: мотивация достижения, мотивация избежания неудач, мотивация одобрения. • Опросник Реана Мотивация успеха и боязнь неудачи. • Опросник Элерса Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Форма по изучению личности» Д. Джексона - это методика для измерения мотивационной сферы, также построенная на теории мотивации Г. Мюррея. Опросник Джексона измеряет 20 мотивационных переменных.Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» А. Мехрабиана измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию и страх отвержения. Опросник состоит из двух шкал. Шкалы оценивают в первом случае общие ожидания индивида о позитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором случае соответственно негативные ожидания. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Методики, которые чаще всего используются для выявления мотивации, - это ТАТ Г. Мюррея, тест фрустраций Розенцвейга, тесты неоконченных предложений, незаконченных рассказов и др.

19.Одной из наиболее известных и распространенных психологических техник, применяемых в целях определения оценочных отношений субъекта к объектам действительности можно назвать "семантический дифференциал" Ч. Осгуда. Метод семантического дифференциала (СД) принадлежит к методам экспериментальной семантики и применяется для построения субъективных семантических пространств. Этот метод был разработан в 1952 г. Группой психологов во главе с Ч. Осгудом. Его используют в психологии, социологии. Осгуд считал, что метод СД позволяет измерять так называемое коннотативное значение, то есть тот непосред­ственный, актуализированный смысл, который возникает вслед за восприятием знака и предшествует осмысленным операциям со знаками. В методе СД измеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых за­даны с помощью вербальных антонимов. Оценки по от­дельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить высококоррели-рующие шкалы и сгруппировать их в факторы. Q-классификация (Q-sort) — ме тодика исследования представления о своем «Я» и об окружающих людях. Предложена В. Стефенсоном в 1953 г.

20. Техника репертуарных решеток - это метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Предложен Г. Келли в 1955 г. Техника репертуарно-матричного тестирования представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного подхода к субъективному шкалированию. При этом целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуальности). Репертуарно-матричные методики являются перспективным направлением развития современной психосемантики и психодиагностики. На основе конструктов создаются репертуарные решетки. В них представлены оцениваемые объекты и выделенные конструкты. Объекты выделяются в зависимости от цели проведения репертуарной техники, т.е. те объекты по отношению к которым вы собираетесь проверить конструкты.

21 Методика предельных смыслов (МПС) была разработана автором в попытках найти новые, нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. В методике был воплощен сравнительно новый методический прием изучения смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении. Методика ценностных ориентаций по Рокичу Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".. М. Рокич различает два класса ценностей: Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации

22 Самосознание как объект психодиагностики.Диагностика самосознания делится на два аспекта: 1.Процесс развития самосознания2.Диагностика продукта самосознания: Я-образ – знание о себе, самоотношение. Образ Я имеет свое уровневое строение. Первый уровень организма – представление своего тела, самочувствия. Второй уровень – уровень социального индивида – социальная идентификация (семейная, профессиональная, гендерная). Третий уровень – личность – рассматривается самоорганизация, мотивы, потребности. Кризис 30 лет – крушение юношеских идеалов, 40 – у мужчин – сопоставление того, что хотел и того, что сделал, 50 – определние «силы уже не те».

23 Проблема диагностики самосознания– Эти вопросы и ряд других не раз служили предметом методологического анализа Можно ли вообще выявить, что о себе человек знает? На первый взгляд вопрос этот риторический: нетрудно тем или иным способом получить самоописание испытуемого или обследуемого, это самоописание и есть показатель знания человека о себе, выражение его «Я-концепции». Однако если человек говорит о себе, что он добрый, деловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, то он не просто сообщает сведения, но и дает оценку самого себя. Выделить эту оценку в самоописаниях и даже отделить ее от словесного самоописания можно, а вот отделить знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно. Но если это так, то не искажает ли оценка знания субъекта о себе? А сама эта оценка в том случае, если она действительно негативна, не оказывается ли искаженной и «упрятанной» в подсознание? А если такие искажения происходят, то каков концептуальный, теоретический статус самоописаний? Эти вопросы и ряд других возникает при анализе самосознания.

24 есты-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта;поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Методика Свободного Самоописания (МСС)А. В.Визгина. Относится как к классу проективных методик, так и к вербальным самоотчетам, и выявляет в разной степени осознанные аспекты самосознания и самоотношения, в т. ч. и их процессуальной составляющей - внутр. диалога.Проективная техника —это группа методик, предннных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать.

25 Методика предназначена для выявления структуры самоотношенияличности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле "Я" как выражение смысла "Я", как обобщенное чувство в адрес собственного "Я". В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость. Методика допускает индивидуальное

и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не

должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания - 30 – 40 минут.

26 В процессе формирования самосознания у человека появляется определённое отношение к себе (эмоциональный компонент). Сочетаясь с знаниями о себе (содержательный компонент), отношение к себе образует неотъемлемую часть самосознания - самооценку человека, которая является результатом сравнительного познания себя через соотношение знаний о себе с знаниями о других или об идеальном образе личности, существующем в его представлениях. Традиционно выделяют три основных формальных параметра самооценки: высоту, устойчивость и адекватность. Очень важным для самооценки считается её высота. Существуют различные варианты её измерения. В качестве одной из наиболее распространённых в отечественной экспериментальной психологии методик можно назвать технику Дембо-Рубинштейн, которая предоставляет возможность дать количественную характеристику самооценки по показателю высоты. Адекватность самооценки оценивается как соответствие либо несоответствие реальным возможностям индивида, что устанавливается с использованием объективных критериев (эксперимента) либо с применением экспертных оценок. Третий обычно учитываемый параметр самооценки - её устойчивость во времени и по шкалам - предполагает постоянство и надситуативность выявляемой у испытуемого оценки себя. Наиболее изученным измерением в настоящее время следует признать высоту

27 Методика диагностики самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина. Самооценка уровня тревожности на данный момент (реактивной) и личностной. Методику можно проводить для определения уровня тревожности Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожностьхарактеризуется напряжением,беспокойством, нервозностью.Оченьвысокая реактивнаятревожностьвызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координацииОчень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротическогоконфликта,с эмоциональными иневротическими срывами психосоматическими заболеваниями.

28 Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям. Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году. Для определения локуса контроля используется опросник Роттера. Также о нём можно узнать из методики Розенцвейга Опросник Роттера-Обозова Методика предназначена для диагности-ки расположения так называемого локус контроля. Тестируемому субъекту предъявляется 44 утверждения, касающихся различных явлений и событий жизни и отношения к ним. Он должен оценить степень своего согласия и несогласия с каждым из утверждений, используя 6-балльную шкалу Низкий показатель, полученный свидетельствует о том, что он имеет склонность снимать с себя всякую ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи.Самоочет .К этому типу методик психодиагностического.

30 Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения:мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое. Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярности.

31. В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические,психологические и поведенческие аспекты.Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов: на физиологическом уровне проявляется,например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий,возможность регулирования состояния организма и т.п.;на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.; на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

32 психологической диагностике психическихсостояний принято выделять три основныегруппы методов, с помощью которых можнооценить состояние человека:методы, направленные на изучение осознаваемых компонентов психических состояний (субъективно-оценочные методы); методы, направленные на изучение неосознаваемых психических состояний; методы, направленные на изучение экспрессивного (поведенческого)компонента психических состояний. Субъективно-оценочные методы диагностикипсихических состояний – это методысамооценки психических состояний. Припомощи данной группы методовдиагностируются состояния. Методы, направленные на изучение неосознаваемых компонентов психическихсостояний, можно также разделить на двегруппы. К первой группе относятсяфизиологические методы, которые неявляются собственно психологическими. Ко второй группе данных методов,направленных на изучение неосознаваемыхкомпонентов психических состояний, относятсяпсихологические проективные методики. Онинаправлены на исследование глубинныхнеосознаваемых переживаний. Методы, направленные на изучение экспрессивного компонента психических состояний,используются для описания тогокомпонента эмоциональных состояний,который проявляется в основном вмимических комплексах, а также в позе иречи.

33. самой распространенной группой методов окажутся опросники, направленные на самооценку своего психологического состояния испытуемым. Одной из самых распространенных методик диагностики психологического состояния в отечественной психологии является методика САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психологического состояния (по 10 на каждую шкалу). Распространенным также является методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя выступает в качестве психологического состояния. Среди наиболее известных опросников на диагностику психологического состояния можно еще указать "Опросник нервно-психического напряжения" Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.