Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика 16 PF Кеттелла



Фактор А: «замкнутость – общительность»

Фактор В: интеллект

Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»

Фактор Е: «подчиненность-доминантность»

Фактор F: «сдержанность – экспрессивность»

Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

Фактор Н: «робость – смелость» и др

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Тест 16-ти факторов личности Кеттелла является одним из самых известных психологических тестов.

 

7 История развития проективного методаТрадиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных ("словесных") ассоциаций. Юнг, сообразно принципам основанной им научной школы, анализировал ответы испытуемого относительно времени реакции на них, а также подвергал последующей интерпретации формальную сторону ответов.В том же году, что и Юнг (1910), Г. Кент и А. Розанов (США) сконструировали и применили тест, чрезвычайно напоминающий юнговский; с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности - этап проективного ее исследования. Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Проективная идеология формировалась под влиянием двух направлений - психоанализа и холистической психологии. В рамках каждого из этих направлений проективный метод разрешает особые задачи и использует особый словарь понятий. Проективные методики представляют собой специфическую, до­вольно неоднородную группу психодиагностических приемов клини­ческой ориентации.

 

9.10 аракт-ные признаки проект.методик. оценка этих методик как пих инст

Характ.призн. проект мет1.Отличительный признак и главная особенность проективных методик: использование в них неопределенных, неоднозначных слабоструктурированных стимулов, которые испытуемый должен интерпретировать, развивать и дополнять. Именно это допускает практически неограниченное разнообразие возможных ответов. Через механизм проекции на эти процессы оказывают влияние личностные черты и мотивы испытуемого. Предполагается, что способ восприятия и интерпретации испытуемым тестового материала или «структур» ситуации отражает фундаментальные аспекты функционирования его психики. Иначе говоря, предполагается, что тестовый материал, это своеобразный экран, на котором отвечающий «проецирует» свойственные ему мыслительные процессы, конфликты, потребности и тревожность.2так же Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу

11 Классиф проект методик 1. Методики дополнения. Стимульный материал• набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).• Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения)2. Методики интерпретации. Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, РАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

12 характ-ка методик ТАТ САТ, рис. Фрустрац

ТАТ Тематический апперцептивный тест — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х вГарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов. После второй мировой войны тест стал широко применяться психоаналитиками и клиницистами для работы с нарушениями в эмоциональной сфере пациентов. Это методика , с помощью которой можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект, или пациент, скрывает или не может показать вследствие их неосознанности.» САТ разработан Леопольдом и Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. С помощью данной методики можно выявить: ведущие потребности и мотивы• особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре)• особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами
• содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка• особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов• агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации

• динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников. Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет РИС ФРУСТР (тест Розенцвейга) Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, можно разделить на две основные группы.препядствие и обвинение Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении

13 Экспрессивные методики ДДЧ.,рис.человека и др.. проект.использование цвета люшер, Заверш.предлож

Рисуночн.методикиНаправлены на измерение свойств личности и особен-й интеллекта. «Рисунок человека» Ф.Л. Гудинаф наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение Тест разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.«Дом-дерево-человек» Дж. Бук в 1948 г. тест предназн-н для детей и взрослых. Суть–обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и ч-ка. Испытуемого просят изобразить дерево, дом и человека в одном рис-е, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и ч-ом представляет собой зрительную метафору. Ещё сюда относ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.