Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика диагностики оперативной памяти



Методика применяется для изучения оперативной памяти в тех случаях, когда она несёт основную функциональную нагрузку.

Порядок проведения.Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор даёт следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 сек.

Образец бланкаСтимульный материал Ключ

№ ряда Сумма
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  
9.  
10.  
1. 5,2,7,1,4
2. 3,5,4,2,5
3. 7,1,4,3,2
4. 2,6,2,5,3
5. 4,3,6,1,7
6. 4,2,3,1,5,
7. 3,1,5,2,6
8. 2,3,6,1,4
9. 5,2,6,3,2
10. 3,1,5,2,7
1. 7,9,8,5
2. 8,9,6,7
3. 8,5,7,5
4. 8,8,7,8
5. 7,9,7,8
6. 6,5,4,6
7. 4,6,7,8
8. 5,9,7,5
9. 7,8,9,5
10. 4,6,7,9

Интерпретация результатов: Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число – 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше. Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает немного времени – 4-5 мин. Для получения более надёжного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Метод заучивания. При этом методе обследуемый должен выучить ряд элементов (слогов, чисел, фигур, слов). Стимульный материал предлагается обследуемому несколько раз. После каждого предъявления его просят воспроизвести материал. Количество повторений, потребовавшихся для первого безошибочного воспроизведения всех элементов в любом порядке, является показателем способности к запоминанию.

Метод узнавания. При узнавании необходимо лишь выделить среди множества объектов те, которые подлежат запоминанию. При методе узнавания обследуемому после показа ряда элементов для их запоминания предъявляется второй ряд с большим или таким же количеством аналогичных элементов, среди которых есть все или несколько элементов первого ряда, которые и предлагается узнать.

 

Метод опосредованного запоминания (по Л.С. Выготскому).

Испытуемому читают вслух слова и предлагают для лучшего их запоминания воспользоваться картинками, которые разложены перед ним на столе или же нарисовать эти картинки самому. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем способности к установлению осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом инструментальных приемов.

В качества примера можно привести методику «Пиктограмма». Она направлена на исследование опосредованной памяти, а также дает информацию и о развитии мышления. В качестве стимульного материала потребуется лист белой бумаги (формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Для детей 5-10 лет может быть использован следующий набор из 12 слов:

 

веселый праздник обман

вкусный ужин расставание

строгая воспитательница развитие

тяжелая работа слепой мальчик

теплый ветер страх

болезнь веселая компания

 

Инструкция: «Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов достаточно много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким образом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».

Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превышает 1-2 минут. Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расставание» считается правильным.

Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа рисунков. При этом у детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой, либо связь их поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем мышления рисунки отражают суть данного предмета.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Это говорит о том, что низкий уровень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. Тот факт, что у ребенка отмечается низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть показателем его общего интеллектуального отставания.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностике 6-леток, так как это является одним из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, при этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотично разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова.

 

Подсчет результатов. Для количественной оценки особенностей памяти используется ряд показателей:

1. количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала. Указанный показатель называется коэффициентом запоминания. Его численное значение выражается формулой:

KЗ = (M/N) ´ 100, где

KЗ - коэффициент запоминания;

М – количество правильно воспроизведенных или узнанных элементов;

N – объем материала (общее количество предъявленных элементов).

 

2. количество элементов ряда, воспроизведенных в той последовательности, в которой они предъявлялись обследуемому. Если это количество взять в относительном виде или в процентах, мы получаем коэффициент точности запоминания. Его численное значение выражается формулой:

Kт = (L/M) ´ 100, где

Kт – коэффициент точности запоминания;

L – количество элементов, воспроизведенных в той же последовательности, в которой они предъявлялись;

М – количество правильно воспроизведенных элементов.

 

3. количество ошибок, допущенных при воспроизведении или узнавании стимульного материала в абсолютных числах или в процентах к общему объему материала. Такой относительный показатель называется коэффициентом ошибок. Численно он определяется по формуле:

Kо = (R/N) ´ 100, где

Kо – коэффициент ошибок;

R – количество ошибок, допущенных обследуемым;

N – объем материала (общее количество предъявляемых элементов).

 

4. время, необходимое для достижения определенного уровня запоминания.

5. число повторений стимульного материала, необходимое для его заучивания.

 


Диагностика мышления

Методика «Исследование гибкости мышления» позволяет определить вариативность подходов, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе.

Учащимся предлагают бланк с записанными анаграммами (наборами букв). В течение 3 минут они должны составлять из набора букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы.

 

Образец бланка
ЙВО ЙЛА АБЛ АШР ОЗВ УКБ ИРМ ОТМ АСД ОБЛ ЯОДЛ РУОТ ЕНОБ АУКЛ ИАПЛ ААПЛ ОРЩБ ОЕТЛ ОЕРМ ОКТС АИЦПТ УАРДБЖ УАРГШ УАККЖР ООСВЛ ООАРБД ОАЛМС ААККЗС БРЕОР УАЬБДС ОТМШР АИСЛПК ОЕЛСВ ЕУЗНКЦ ААШЛП УАПРГП ОЕСМТ ОООЛТЗ АИЛДН ЬОЕЧЛМ ОАЕФМРС АИККРПС ОАИДМНЛ ЕЕЪВДДМ ЕЕДПМТР ОАЬТДРС АААЛТПК ОАЕМЛСТ ААЬБДЕС ААОСКБЛ
Уровень гибкости мышления Взрослые Учащиеся
3-4 классов 1-2 классов
Высокий Средний Низкий 26 и более 21-25 11-20 20 и более 13-19 7-12 15 и более 10-14 5-9

Методика «Исследование быстроты мышления». Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин вписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.

Образец бланка

Д-ЛО П-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ

К-ША О-Р-Ч К-Н-А К-С-А-НИК

С-ДА К-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь

В-ЗА З-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН

Н-ГА В-С-ОК Т-А-А С-А-Ц-Я

М-НА С-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А

Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-А

К-НО П-Д-АК С-У-А Т-У-О-ТЬ

Б-ДА П-Р-А С-А-А С-Е-О-А

Ч-ДО Б-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А

 

Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов (н.п.) выступает количество составленных слов:

§ менее 20 слов – низкая быстрота мышления и подвижность н.п.;

§ 21-30 слов – средняя быстрота мышления и подвижность н.п.;

§ 31 слово и более – высокая быстрота мышления и подвижность н.п.

Оценка понятийного мышления производится с помощью методики «Сравнение понятий».Понятийное мышление относится к позднему виду. Для того чтобы использовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно длительный период осознанного и адекватного владения ими. Обычно понятийное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид является не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, буквально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действенное и наглядно-образное. В онтогенезе ребенок под влиянием окружающий его взрослых также может пользоваться понятиями, но у него они скорее используются в приблизительном, неосознанном виде, за что и получили название «псевдопонятий».

Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 – к разным.

Инструкция состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности.

Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.