Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изучение распределения внимания



Исследуемый предлагает испытуемым следующие задания:

1. Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться – у него слабое распределение внимания;

2. Считать вслух от 1 до 31, но ребёнок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трём. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Обработка результатов:Подсчитать ошибки: максимум – 12, минимум – 0.

Принято считать, что хорошее распределение внимания – от 0 до 4 ошибок; среднее – от 5 до 7; ниже среднего – от 8 до 10; плохое – от 11 до12.

Образец правильного счета: 1, 2, _, 4, 5, _, 7, 8, _, 10, 11, _, _, 14, _, 16, 17, _, 19, 20, _, 22, _, _, 25, 26, _, 28, 29, _, _ (черта замещает числа, которые нельзя произносить).


Диагностика памяти

Способ подачи материала. В исследованиях памяти экспериментальный материал может предъявляться зрительно или на слух. Кроме того, возможны различные варианты этих двух основных способов: зрительно-слухо-моторный и зрительно-моторный (одновременно со зрительным предъявлением материала испытуемый читает его вслух или про себя), зрительно-слуховой (одновременно со зрительным предъявлением материала его читает вслух экспериментатор) и т.п.

При различной форме подачи материала необходимо строго следить за продолжительностью процесса запечатления. При предъявлении материала следует помнить, что на процесс заучивания влияют быстрота предъявления, промежутки между предъявлениями, промежутки между заучиванием и воспроизведением, количество повторений.

Материал для исследования памяти. В качестве материала для запоминания могут предлагаться картинки, слова, бессмысленные слоги и целые рассказы. Это определяется тем, какие аспекты памяти мы хотим исследовать. Важным свойством материала являются: легкость его воспроизведения, не связанная со специальными способностями ученика, например, умением рисовать; удобство числового выражения объема воспроизведенного или узнанного.

Методы изучения памяти. Рассмотрим теперь наиболее распространенные методы изучения памяти.

Метод удержания членов ряда.

В этом методе все элементы ряда (слоги, числа, фигуры, слова) предъявляются обследуемому последовательно. Такое предъявление может осуществляться в разных модальностях (зрительно или на слух). В зависимости от целей эксперимента ряд может предъявляться один или несколько раз. После предъявления всего ряда обследуемому предлагают либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести (устно или письменно) все, что он запомнил, независимо от порядка элементов ряда. Количество правильно воспроизведенных элементов является показателем степени запоминания материала. Такой метод можно использовать для определения непосредственного объема памяти, зависимости процессов запоминания от содержания и структурных особенностей материала.

Например, в качестве материала предлагаются 4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках: 1 - слухового; 2 - зрительного; 3- моторно-слухового; 4 - зрительно-слухо-моторного.

Слова для запоминания:

1. дирижабль 3. пароход

лампа собака

яблоко парта

карандаш сапоги

гроза сковорода

утка калач

обруч роща

мельница гриб

попугай шутка

листок сено

 

2. самолет 4. волк

чайник бочка

бабочка коньки

ноги самовар

свеча пила

тачка весло

журнал загадка

машина прогулка

столб трактор

бревно книга

 

Первый ряд слов читает психодиагност с интервалом 4-5 с. между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает слова и 10 мин отдыхает.

Второй ряд читает ученик 1 раз про себя (зрительное запоминание) и затем записывает. Через 10 мин воспринимается 3 ряд. Психодиагност читает слова, а ребенок шепотом повторяет их и «записывает» в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание). Потом записывает эти слова на листе бумаги. С перерывом в 10 мин воспринимаются слова 4 ряда. В этот раз психодиагност читает слова, а испытуемый одновременно следит зрительно по карточке и шепотом повторяет каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).

 

Метод парных ассоциаций.

В данном методе экспериментальным материалом являются ряды из пар слогов, чисел, фигур, слов, которые обследуемый должен запомнить.

Стимульный материал предъявляется последовательно пара за парой. Между парами стимулов соблюдается строго фиксированная пауза.

При использовании зрительной модальности испытуемому предлагается читать про себя или вслух каждую пару с ударением на первом ее элементе.

В случае использования слуховой модальности психодиагност сам зачитывает пары, используя аналогичные правила.

После предъявления всего материала один или несколько раз испытуемому предъявляется зрительно или на слух только первый элемент каждой пары, а он должен воспроизвести (устно или письменно) второй элемент пары.

Число правильно воспроизведенных вторых элементов пар является количественным показателем прочности образовавшихся ассоциаций.

Например, предлагаются 2 ряда слов. В первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором она отсутствует. Испытуемым зачитываются 10 пар слов 1 ряда (интервал между парой – 5 с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 с), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

 

       
 
Слова к заданию 1 КУКЛА – ИГРАТЬ ЛАМПА – ВЕЧЕР ГРУША – КОМПОТ ПАРОВОЗ – ЕХАТЬ КОРОВА – МОЛОКО ЧЕРНИЛА – ТЕТРАДЬ СНЕГ – ЗИМА БАБОЧКА – МУХА КНИГА – УЧИТЕЛЬ ЩЕТКА - ЗУБЫ  
 
Слова к заданию 2 ЖУК – КРЕСЛО СПИЦА – СЕСТРА РЫБА – ПОЖАР ШЛЯПА – ПЧЕЛА БОТИНКИ – САМОВАР МУХОМОР – ДИВАН КОМПАС – КЛЕЙ ГРАФИН – БРАТЬ СПИЧКА – ОБУВЬ ТЕРКА - ИДЕТ    
 

 


По каждому опыту требуется подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочно воспроизведенных слов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.