При исследовании процесса переключения вниманияопределяют способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой, осознанного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на другие.
Существует несколько способов диагностик переключениявнимания. Прежде всего, следует указать метод Шульте.
Таблицы Шульте
Цель: исследование психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взгляда, исследование объема внимания.
Инструментарий: предлагаются четыре таблицы, размером 60х60 см. На каждой таблице расположено в беспорядке 25 цифр от 1 до 25.
Инструкция: испытуемый должен указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Задание постараться выполнить как можно быстрее.
При оценке результатов обратить особое внимание на время поиска чисел по каждой из таблиц. Для возрастной группы 14-16 лет время поиска чисел равно интервалу 30-40 сек, в младших классах до минуты.
При анализе работы с каждой таблицей следует учитывать задержки в счете, ошибки, характер темпа деятельности. Неравномерность поиска прослеживается при работе даже с одной таблицей, когда счет начинает производиться быстро, затем наступает замедление темпа, после чего может возникнуть опять убыстрение деятельности.
При выполнении задания можно проследить:
- характер выполнения: азартность, формализм, педантичность, несерьезное отношение к заданию, критичность, равнодушие, нарочитость и позерство;
- вегетативные характеристики: покраснение лица, усиление и изменение ритма дыхания, усиление тремора рук;
- речь: усиление или ослабление громкости голоса, демонстративный шепот или молчание, оханье, стоны.
Характер утомляемости прослеживается по времени поиска чисел от таблицы к таблице. Если время поиска имеет тенденцию к увеличению, то можно прогнозировать астенизацию и уменьшение объема внимания у испытуемого.
Младшие школьники тратят на поиск чисел по одной таблице от 40 до 60 с. К возрасту 10 лет время поиска уменьшается до 30 - 40 сек. К концу среднего школьного возраста время поиска чисел колеблется около 30 сек. Характер утомляемости проявляется более выражено в младшем школьном возрасте, менее в среднем школьном возрасте и утомляемость должна отсутствовать в старшем школьном возрасте.