Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Корректурная проба Бурдона



Диагностика внимания

При диагностике вниманиядля исследования особенностей активного внимания, его переключаемости может быть использован корректурный тест, предложенный французским психологом Б.Бурдоном в 1895 г.

Корректурная проба Бурдона

 

Цель. Корректурная проба выявляет колебания внимания, его концентрацию и устойчивость по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора.

 

Инструментарий. Используется специальный бланк с 40 строками букв, в каждой строке по 50 букв, всего на бланке 2000 знаков. В работе используют два бланка. Необходим также секундомер

Применяется преимущественно в работе с детьми среднего и старшего школьного возраста, с детьми младшего школьного возраста применяется только в индивидуальном порядке.

 

Порядок работы. Начинать исследование нужно, лишь убедившись, что у испытуемых есть желание выполнять задание. При этом у испытуемых не должно создаваться впечатление, что их экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк “корректурной пробы” и суть задания разъясняет следующей инструкцией:

“На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку слева направо, отыскивайте все буквы "Р" и "К" и зачеркивайте их. Вычеркивать нужно, ставя вертикальные черточки. Иногда я сам буду ставить на вашем бланке черточки - это будет отметка времени, на это вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы К или Р не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть”.

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал для начала работы. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит черточку в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь по возможности не мешать ему. По истечении 10 мин. Отмечается последняя просмотренная буква.

 

Обработка результатов. Проверка выполнения правильности зачеркивания Р и К проводится по заранее изготовленному ключу (на бланке экспериментатор вырезает все Р и К, затем он накладывает этот бланк на ответы испытуемого и подсчитывает количество верно зачеркнутых букв).

Для школьников среднего возраста можно использовать один бланк, работая в течение 3-5 минут (чтобы проследить динамику работоспособности). В старших классах можно использовать два бланка, задавая классический вариант методики - работать без перерыва в течение 10 минут.

Обработка результатов: при анализе результатов обследования в первую очередь следует уделить внимание двум показателям: скорости и точности.

Скорость выполнения зависит от типа темперамента испытуемого (у холерика и сангвиника - быстрый темп психической деятельности, а у флегматика и меланхолика - медленный), от индивидуальных особенностей испытуемого: быстрый темп с большой неточностью наблюдается при расторможенности, у импульсивных личностей. Снижение скорости работы говорит о пониженном фоне настроения, встречается у лиц, склонных к усталости, а также с отдаленными последствиями черепно-мозговых травм (ушибов).

Точность во многом зависит от заинтересованности личности в обследовании. Соотношение точности и скорости может характеризовать индивидуальный стиль деятельности ученика: установка на количество и пренебрежение качеством, либо установка на качество, при снижении количественных результатов. Обычно в старших классах на одном бланке допускается от пяти до десяти ошибок. При качественном анализе результатов обследования следует обратить внимание на количество ошибок по минутам (при общем снижении работоспособности число ошибок равномерное и к концу работы их количество нарастает).

Далее необходимо проанализировать количество просмотренных строк по минутам и построить график продуктивности работы, где по вертикали откладывается – количество просмотренных строк в минуту, по горизонтали - время (в минутах).

Следует учитывать, что при слабости концентрации внимания у ребенка может отмечаться следующий феномен: на фоне безошибочной работы неожиданно встречается скопление ошибок и даже пропуски целых строк подряд.

Влияние упражняемости на выполнение методики невелико, поэтому ее можно проводить неоднократно.

 

Ключ к бланку (построчно отмечено количество букв "Р" и "К"): 3, 4, 4, 3, 4, 4, 3, 4, 4, 3, 4, 4, 3, 3, 4, 3, 3, 4, 3, 3, 4, 4, 3, 4, 4, 4, 3, 4, 4, 4, 3, 4, 4, 4, 3, 4, 4, 4, 3, 4

 

Успешность выполнения задания можно вычислять по формуле:

C - m

Y = --------- * 100%

C + n

где С - общее количество всех отмеченных испытуемым элементов, m - количество неправильно отмеченных элементов, n - количество попущенных элементов, которые следовало бы отметить.

 

Успешность в процентах оценивается следующим образом:

0 - 10 % - невозможность выполнения задания

11 - 25 % - низкие результаты выполнения задания

26 - 40 % - результаты ниже среднего

41 - 60 % - средние результаты

61 - 75 % - результаты выше среднего

76 - 90 % - высокие результаты

91 - 100 % - отличное выполнение задания


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.