Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Языка в повседневном общении



Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.

Вопросы для анализа речи детей

? Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (нераспространенные, распространенные простые, сложносо­чиненные, сложноподчиненные предложения)?

? Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

 

Высокий уровень

Ребенок использует в речи разнообразные синтаксические конст­рукции (распространенные простые, сложносочиненные, сложнопод­чиненные предложения), употребляет образные средства языка (ус­тойчивые выражения, сравнения, слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами и т.д.), заимствованные из художе­ственной литературы и речи взрослых, в зависимости от ситуации и в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками).

 

Средний уровень

Ребенок использует в речи в основном простые предложения; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить с помощью подсказки взрослого. Образные средства языка употребляет редко, наблюдаются единичные случаи.

 

Низкий уровень

Ребенок использует в речи преимущественно простые предложе­ния; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить только по образцу взрослого («скажи, как я»). Образные средства языка не употребляет.

 

Задание 3

Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы

Определение умений подбирать антонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Воспитатель: Я буду начинать предложение, а ты его закончишь.

² Принцесса красивая, а Баба Яга... (страшная, безобразная).

² Ночью темно, а днем... (светло).

² Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то... (грустит, огорчается, плачет).

² Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит... (быстро).

² Торт сладкий, а лимон... (кислый).

 

Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Воспитатель:

² Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сы­новья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро!».

? А как бы вы обратились к ним? (Дети)

 

² Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную.

? Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что? (Дом)

 

² Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчи­ку, а сама его и выгнала. Идет Зайчик по дороге и рыдает.

? Как можно еще сказать? Что делает Зайчик? (Плачет)

 

² Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выг­нал. Развеселился Зайчик.

? Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик? (Обрадовался, рассмеялся)

 

Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №1. Буквенные обозначения предъявляемого речево­го материала и графы таблицы совпадают.

Таблица № 1

Антонимы и синонимы, названные детьми

 

Имя ребенка а б в г д е ж з и
Андрей С.                  
Артём К.                  

 

За каждый правильный ответ, данный самостоятельно или с помощью воспитателя, ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 бал­лов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 6 — 9 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 4-5 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 3 балла.

 

Задание 4

Понимание значений многозначных слов и фразеологизмов

Воспитатель:

? О чем или о ком можно сказать «идет»? (человек, время, дождь)

? О чем или о ком можно сказать «сильный»? (человек, ветер)

? Какая бывает игла? (швейная, хвойная)

Воспитатель:

? Про кого говорят «мастер на все руки»?

? «Мастер на все руки» - это какой мастер?

? Встает «ни свет, ни заря» - это значит когда?

Если ребенок не отвечает самостоятельно, воспитатель предлага­ет слово или фразеологизм в контексте. Например: Сегодня на улице дует сильный... (ветер). Про кого еще можно сказать «сильный»? Хаврошечка вставала ни свет ни заря. Как ты думаешь, когда просы­палась Хаврошечка? И т.д.

 

Высокий уровень

Ребенок правильно, самостоятельно объясняет значения всех предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.

 

Средний уровень

Ребенок правильно, но с помощью воспитателя в контексте объяс­няет значения некоторых предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.

 

Низкий уровень

Ребенок не понимает значений предлагаемых воспитателем мно­гозначных слов и фразеологизмов, молчит, отказывается отвечать.

 

Старшая группа

Задание 1

Выявление умений элементарного анализа

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.