Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы литературного произведения



РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Методическое пособие

 

 

ББК 74.102

Рецензенты: О.В.Бережнова, кандидат филологических наук,

С.Ю.Бубнова, кандидат педагогических наук.

Научный редактор: Н.Ю.Астахова, кандидат педагогических наук.

 

 

М 15 Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. — 80 с.

 

ISBN 978-5-93134-350-1

 

В пособии представлена методика обследования особенностей упот­ребления детьми образных средств языка для детей разных возрастных групп. Предлагаются художественные тексты, которые используются при обследовании речи детей, словарь образных средств языка, литература по проблеме.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических учебных заведений.

 

Редактор Е.А. Андрюкова

Корректор О.А. Михайлова

Верстка Н.А. Толмачева

Дизайн обложки О.В. Ястребова

 

Педагогическое общество России

115035, г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр.1.

Тел./факс: (495) 953-9912, 953-2170, 953-9865

E-mail: pedobsh@online.ru, pedobsh@mail.ru

www.pedobsh.ru

 

Подписано в печать 13.02.2007. Формат 60х90'/16.

Гарнитура Times. Бумага газетная. Печать офсет. Усл. нем. л. 5.00.

Тираж 3000 экз. Заказ № 5990.

ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир. Октябрьский проспект, д. 7.

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

Методика изучения образности речи детей

Дошкольного возраста

 

Диагностическая методика изучения особенностей развития об­разности речи у детей дошкольного возраста включает несколько серий заданий для средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольных образовательных учреждений. Задания в своей основе заимствованы из исследования Н.В. Гавриш и доработаны с учетом конкретных задач экспериментальной деятельности.

Содержание диагностики изменяется по возрастным группам с учетом речевых возможностей детей и в целом направлено на выяв­ление следующих характеристик речевого развития детей: умения элементарного анализа содержания и формы литературных произве­дений; умения придумывать монологи с использованием вырази­тельных средств языка, пересказывать литературные произведения описательного и сюжетного характера; умения использовать образ­ные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач; особенности понимания фразеологизмов; умения подбирать синонимы и антонимы к словам, изолированным и предъявляемым в контексте; особенности понимания переносно­го значения и многозначности слов, различения смысловых оттен­ков слон; понимание смысла пословиц.

Данная методика может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития образной речи у детей, а также в ходе обучения для того, чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффек­тивность отдельных методических приемов, определять перспекти­вы дальнейшей работы с детьми.

Обследование может проводиться индивидуально, с двумя деть­ми или с подгруппой в зависимости от содержания заданий. Важно обеспечить такую организацию обследования, чтобы дошкольники не имели возможности повторять ответы друг друга. Благоприятные условия для этого создаются при индивидуальном общении с ре­бенком. Если обследование проводится одновременно с двумя деть­ми («в парах»), то можно использовать прием «прошепчи ответ на ушко» (Ш.А. Амонашвили). Обследование «в парах» удобно прово­дить при выполнении заданий на подбор синонимов, антонимов, объяснение значений многозначных слов, т.е. тех заданий, при которых детям необходимо ответить на вопрос воспитателя несколь­кими словами. Одновременное участие в обследовании подгруппы детей возможно в ситуациях, когда требуется чтение художественных произведений. Такая организация работы значительно сокраща­ет время проведения обследования.

Результаты, полученные в ходе обследования, фиксируются. Спо­собы фиксации могут быть разными: дневниковые записи, состав­ление протоколов наблюдений, бесед, заполнение таблиц, магни­тофонные записи, стенограммы. Выбор способа фиксации полученных результатов зависит от сложности речевого материала, формы организации работы с детьми, степени сформированности умений вос­питателя быстро и точно выделять исследуемые факты речи и др. В предлагаемой методике изучения речи детей способы фиксации вы­являемых речевых особенностей рекомендуются в некоторых сериях заданий, в остальных — эти способы выбирает сам воспитатель. На основе анализа полученных фактов составляются характеристики речи детей, определяются уровни развития ее образности и намечается программа дальнейшей педагогической работы.

Тексты произведений художественной литературы, используемые при обследовании, представлены в приложении.

 

 

Средняя группа

 

Задание 1

Выявление умений элементарного анализа содержания и

формы литературного произведения

Воспитатель:

? Тебе читают книги? Какие? Назови их.

Воспитатель читает ребенку рассказ К.Д. Ушинского «Васька».

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно на­звать «красивыми»? Почему?

? О ком этот рассказ?

? Что нового ты узнал о Ваське из рассказа?

 

Воспитатель читает русскую народную сказку «Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы).

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?

? Как жилось зайцу в лесу? Как он хвастался? О чем разгова­ривала ворона с зайцем?

? Как заяц спас ворону? Как ворона похвалила зайца?

? Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?

? Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы заяц испугался собак? Какими еще словами ворона могла бы по­благодарить зайца? Какими словами обычно заканчиваются сказки?

? Вспомни, как заяц-хвастун говорил про свои ноги, хвост, глаза?

? Расскажи кукле сказку, которую я тебе прочитала (повторное чтение с установкой на пересказ).

 

Воспитатель: Прочитай стихотворение, которое ты знаешь.

? Какие «красивые» слова есть в этом стихотворении? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?

 

Высокий уровень

Ребенок:

² называет несколько любимых произведений, правильно указы­вая их жанр (сказка, стихотворение, рассказ);

² отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение; называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет несколько «красивых» слов;

² знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;

² замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);

² может по просьбе педагога придумать вариант развития действия (другое окончание сказки, например, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);

² может придумать новое название рассказа или сказки;

² fинтонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений;

² «играет» со словами, образуя новые по аналогии с авторскими из текста (например, «глазищи», «хвостище», «ножищи» и т.д.).

 

Средний уровень

Ребенок:

² называет одно любимое художественное произведение, правильно, но не уверенно или после наводящих вопросов, определяет жанр названного или прочитанного произведения;

² называет героев, некоторые основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет одно-два «красивых» слова;

² называет один вариант зачина и концовки сказок;

² иногда замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);

² с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.) может придумать вариант развития действия (например, другое окон­чание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) в одной или двух фразах;

² может придумать новое название рассказа или сказки с помо­щью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.);

² при чтении стихотворения выбирает правильную интонацию с помощью педагога;

² с нежеланием «играет» со словами, по просьбе воспитателя образует новые по аналогии с авторскими из текста с помощью взрослого.

 

Низкий уровень

Ребенок:

² не называет художественное произведение, которое ему нра­вится, не может определить жанр названного или прочитанного вос­питателем произведения:

² называет не всех героев, пропускает основные события, о ко­торых рассказывается в произведении, не может выделить «краси­вые» слова в тексте;

² не называет ни одного варианта зачина и концовки сказок;

² не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);

² не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) и новое название рассказа или сказки;

² читает стихотворение интонационно не выразительно, «фор­мально»;

² не проявляет интереса к игре со словами, не может образовать новые слова по аналогии с авторскими.

 

Задание 2

Выявление умений использования образных средств




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.