Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. Метод социометрических измерений



Тема 4. Методы изучения межличностных отношений и межличностного восприятия.

Лекция 5.

Под межличностными отношениями (или взаимоотношениями) будем понимать личностно-значимое эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Мы можем исследовать межличностные отношения благодаря тому, что они актуализируются и проявляются в общении (которое является уже наблюдаемым процессом) и в общении же они формируются и развиваются.

Как отмечают исследователи, занимающиеся изучением различных аспектов межличностных отношений, сфера межличностных отношений достаточно широка и охватывает весь диапазон существования человека, начиная c диадных супружеских или детско-родительских отношений до его отношения к большим социальным группам. Возможно именно проникновение межличностных отношений в различные сферы жизнедеятельности человека привело к разработке значительного количества методических средств исследования межличностных отношений. У Бодалева, Столина приводятся различные основания систематизации арсенала методик:

n на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутри группы, в частности в диаде); для каждого объекта - своя специфика;

n на основании задач, решаемых в исследовании (выявление групповой сплоченности, совместимости);

n на основании структурных особенностей самих методик (опросники, проективные методики, социометрия);

n на основании тех параметров, которые являются основанием для суждения психолога о межличностных отношениях (субъективные предпочтения, личностные характеристики участников общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений); это основание связано с определенным теоретическим пониманием исследуемого объекта.

В [Приклад.] отмечается, что для измерения социальных отношений применяются две группы методик:

1) собственно методики оценки отношений;

2) диагностические методики и оценки свойств человека, влияющие на отношения.

Для изучения отношений наиболее распространенным методом исследования является социометрия.

I. Метод социометрических измерений.

Пожалуй, наиболее известным методом изучения межличностных отношений является метод социометрических измерений (его относят к группе специализированных социально-психологических методов). Создатель социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено («Кто выживет?», 1934) считал, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Отсюда следует, что мы можем рассматривать социометрию как метод исследования структуры малой группы и изучения личности как элемента группы. По мнению 269 экспертов СМ тест рассматривается в качестве «независимого от теории метода измерения человеческих предпочтений». Это же является и основой для критики СМ теста, поскольку в основе СМ лежит модель группы как преимущественно эмоционально-психологического феномена (независимо от того, в какую деятельность вовлечена группа). Для уменьшения оторванности от реальной деятельности Я.Л.Коломинский предложил модификацию СМ теста, которую можно охарактеризовать как «выбор в действии» (вместо «выбери товарища по парте» – «поздравь товарища»).

Направленность СМ. Что измеряет СМ? Это вопрос дискуссионный. С уверенностью можно сказать только, что он фиксирует факт выраженного индивидуального предпочтения в отношении взаимодействия с определенным другим индивидом в определенной ситуации. Многие исследователи описывают это явление через понятие установки (таким образом, СМ выбор выявляет межличностные установки членов группы, содержанием которых является потребность того, кто выбирает, в общении с тем кого выбирают). То есть это информация о взаимоотношениях. Что касается внутригруппового общения, то для его изучения необходимы методы, прямо нацеленные на исследование непосредственного взаимодействия (прямое наблюдение, гомеостатические методики и их модификации). Разведение понятий «общение» и «межличностные отношения» может объяснить несовпадения СМ картины и реального процесса общения (например, лидерство – это феномен структуры общения, а уровень .СМ статуса (в том числе «СМ звезда» - характеризует положение в структуре взаимоотношений, поэтому не может служить основанием для рекомендации на руководящую должность). Аналогично, показатель взаимности (определяемый количеством взаимных выборов) не тождественен показателю групповой сплоченности. В связи с методом СМ возникает вопрос: что стоит за определенным выбором, то есть каковы мотивы тех или иных предпочтений.

В отечественной психологии социометрия применяется для изучения малых контактных групп, то есть групп, члены которой находятся на примерно одинаковом и достаточно высоком уровне межличностного познания, познания друг друга. Для групп, члены которых находятся на различных уровнях межличностного познания, использование социометрии неэффективно (следовательно, не имеет смысла использовать СМ для подбора групп, а только для хорошо знакомых друг с другом людей).

Какая именно структура группы может быть исследована с помощью социометрии? Как известно, в любой группе можно выделить, во-первых, официальную или формальную структуру общения, которая отражает нормативную сторону человеческих взаимоотношений. Помимо официальной структуры в любой социальной группе имеется неофициальная или неформальная структура, формирующаяся как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства.

По процедуре СМ тест представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях. Контролируемые условия задаются с помощью СМ критериев. Правильный выбор СМ критериев является основным этапом разработки программы СМ измерения. Требования к выбору СМ критериев: 1) их смысл должен быть понятен каждому члену группы; 2) их содержание должно затрагивать важные для группы стороны их жизнедеятельности. Для этого необходимо предварительное знакомство с объектом исследования. СМ критерий является инструментом для измерения межличностных отношений в группе. Но взаимоотношения имеют много измерения (деловые, половые, психологические). Поэтому вопрос "Как Вы относитесь к ...?" не имеет смысла. Его нужно конкретизировать, чтобы он был индикатором определенного измерения взаимоотношений. СМ критерии можно разбить на два класса: 1) коммуникативные (цель: отразить реальные или воображаемые отношения в группе); 2) гностические - отражающие, как воспринимают члены группы свои взаимоотношения. 1) класс критериев называют СМ тестом, 2) - тестом социальной перцепции.

«Классический» вариант СМ процедуры: конфиденциально назвать наиболее желательных партнеров для определенных видов совместной деятельности (работа, отдых, проживание, другие критерии). Модифицированный вариант был предложен в 1958 году R.Tagiuri, он дополнил классическую методику вопросом: «Кто, по мнению опрашиваемого, отдаст ему свои выборы?». Это дает возможность получить информацию о социальной чувствительности и самооценке испытуемого. СМ методика проверена на надежность и обоснованность.

Существуют различные формы организации социометрического исследования. Одноактная социометрия дает срез групповой структуры, многоактная дает информацию о динамических характеристиках, то есть об изменении структуры.

Общая схема действий при социометрическом исследовании включает:

n формулировку задач исследования;

n выбор объекта измерения;

n формулировку основных гипотез;

n выдвижение возможных критериев для опроса членов группы.

Главные требования к проведению СМ теста:

n четкое указание критерия;

n ограничение допустимого числа выборов (поскольку при неограниченном числе выборов достоверность информации снижается, однако ограниченное число выборов не позволяет оценить социальную экспансивность членов группы);

n указание границ популяции (?);

n обеспечение конфиденциальности ответа.

Социометрическая процедура может осуществляться в 2-х формах:

1) непараметрическая. Инструкция: отвечать на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов. Теоретически возможное число выборов в данном случае (N-1), где N - число членов группы. Достоинствами данной формы является возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы и среза многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: сложность в обработке большого количества связей при N=12-16, вероятность большого количества случайных выборов (выбор по принципу «выбираю всех»).

2) параметрическая процедура. Выбор строго фиксированного числа из всех членов группы. Лимит выборов облегчает статистическую обработку, повышает надежность данных и дает возможность сопоставительного анализа в группах различной численности (за счет стандартизации условий выбора).

Считается, что для N=22-25 минимальная величина социометрического лимита должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Для выбора d можно использовать формулу определения вероятности случайного выбора, предложенную Дж. Морено и Е.Дженнингс:

d

P(A) = ------

N-1

P(A) выбирается в пределах 0.2 - 0.3, подставляя, получаем d.

Недостатком параметрической процедуры является возможность раскрыть только наиболее субъективно значимые связи.

СМ критерии. Они определяются задачами исследования. Критерий должен быть сформулирован как можно конкретнее. Их не должно быть слишком много, чтобы не перегружать карточку. Критерии должны быть логически связаны между собой и вызывать интерес. Смысл их должен быть очевиден для опрашиваемых.

Например, для изучения групповой структуры симпатий-антипатий критерий можно было бы задать с помощью следующего вопроса: «Если бы Вы захотели организовать встречу Нового года у себя дома, в кругу близких знакомых и товарищей по работе, то кого бы из членов группы Вы пригласили?»

Коммуникативный критерий должен давать испытуемому преставление о том, кого и зачем выбирать для совместной деятельности.

В групповых структурах общения существуют горизонтальный и вертикальный контуры взаимоотношений. Горизонтальный - отношения координации и корреляции, вертикальный -субординация, соподчинение. Для изучения этих отношений применяют соответственно двойные и одинарные критерии. (Основанием для такого деления является характер, а точнее, симметрия отношений между испытуемым и другим членом группы. Симметричные отношения предполагают выбор партнера равной роли, например, соседа по столу в учебной аудитории и направлены на исследование отношений горизонтального уровня (координации и корреляции)). Двойные критерии дают возможность взаимного выбора. Например, "с кем бы вы хотели сидеть за одним столом?" Критерии для выявления отношений субординации, соподчинения в структуре взаимовлияния - это одинарные критерии. Например, кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?" Одинарные критерии вскрывают отношения лидерства.

Критерии могут быть сильными и слабыми в зависимости от значимости (и конкретности) задаваемой ситуации (например, «С кем бы хотел сидеть за одной партой (работать на одной операции)?» – это сильный, а «С кем бы хотел провести свободное время?» – слабый). Значимость ситуации выбора для группы можно оценить либо на основе наблюдения за группой, либо на основе нестандартизированных интервью с членами группы. Считается, что сильные критерии позволяют выявлять более обобщенные и непосредственные отношения между испытуемыми, которые основаны на непосредственном влечении к человеку. ?Выбор по слабому критерию в основном зависит от требований той деятельности, для которой выбирается партнер.

Ролевые критерии позволяют выявить особенности взаимоотношений в группе на основе указанного ролевого поведения. Например: "кого бы Вы хотели выбрать своим помощником, если бы Вы были бригадиром?" Ролевые критерии обозначают ту социальную роль, которая может быть значима для личности в ее социально-психологических отношениях с окружающими. ролевые критерии успешно применяются при изучении проблем лидерства.

В тех случаях когда в формулировке критерия указывается на последовательность выборов, говорят о критериях ранжирования. Например: "С кем бы Вы хотели готовиться к экзаменам в первую очередь, во вторую, в третью...? Укажите по порядку." Последовательность выборов дает указание на интенсивность взаимосвязей выбирающего с выбираемым. На основе ранжирования всех членов группы от самого предпочитаемого до непредпочитаемого можно определить социальную дистанцию между членами группы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.