На основе полученных данных педагог планирует дальнейшую работу по развитию представлений о времени у детей.
Раздел 2. Тесты на выявление уровня развития психических
Процессов при работе с математическим материалом
Тесты на определение уровня развития внимания ребенка
при выполнении упражнений с математическим содержанием
Тесты на определение уровня развития внимания ребенка разработаны на базе математического материала, предназначены для детей в возрасте 5-7 лет и предполагают исследование таких качеств детского внимания, как устойчивость (тесты 1-5), объем (тест 6), распределение (тест 7), переключаемость (тест 8). Так как устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание, то все упражнения на развитие этого свойства предполагают определенную продолжительность во времени, и определенную сложность заданий. Причем продолжительность и сложность заданий от упражнения к упражнению увеличиваться, что позволяет определить уровень устойчивости внимания у детей с различным уровнем математических способностей.
Тест 1.«Подчеркни числа в соответствии с заданием». В качестве дидактического материала детям предлагают карточки с числами записанными в один ряд (от 7 до 12 чисел в одном ряду). Количество чисел в одном ряду зависит от сложности задания, чем сложнее задание, тем чисел меньше. В данном упражнении могут быть использованы как ранее изученные, так и малознакомые или незнакомые для ребенка числа.
1) 1 5 3 8 15 4 35 4 35 15 24 80
2) 10 11 18 20 14 12 30 0 54 50
3) 18 20 35 11 10 30 17 14 33
4) 3 55 34 33 24 22 18 44
5) 26 38 44 53 64 18 28 17
6) 14 17 54 13 25 15 11
7) 15 14 25 34 52 37 54
8) 25 50 13 52 70 10 15
9) 32 81 54 72 84 52 87
Рис. 68 Карточки к упражнению 1
Номер задания предлагаемого ребенку педагогом соответствует номеру строки на карточке.
В том случае, если педагог использует не все задания теста, а лишь некоторые из них, он должен пометить номера тех заданий и строк, которые были выпущены при тестировании. В соответствии с этим будет и изменена общая оценка за тест.
Задания детям:
1) Подчеркните числа, в которых есть цифра 5.
2) Подчеркните числа, в которых есть 0.
3) Подчеркните числа, в которых есть единица.
4) Подчеркните числа, в которых первая и вторая цифра одинаковые.
5) Подчеркните числа, в которых первая и вторая цифра обозначают четные числа.
6) Подчеркните числа, в которых сумма первой и второй цифры равна четному числу.
7) Подчеркните числа, в которых первая и вторая цифра обозначают нечетные числа.
8) Подчеркните числа, в которых сумма первой и второй цифры составит число 7.
9) Подчеркните числа, в которых разность между первой и второй цифрой составит число 1.
В ходе выполнения упражнения детьми педагог заполняет таблицу 25.