Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тесты на определение уровня усвоения детьми



Представлений и понятий о времени

Данный раздел содержит восемь контрольных упражнений, целью которых является определить уровень усвоения детьми знаний о времени. Упражнения подобраны в соответствии с основными темами, предусмотренными в программах и методиках по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Упражнение 1. «Части суток».

Материал: два набора картинок. В первом наборе картинки, ярко отображающие ту или иную часть суток через природные явления (восход солнца, закат, наличие луны и звезд на темном небе и т.п.). Второй набор представлен картинками, на которых изображены действия детей в определенные части суток (мама ведет ребенка в детский сад, ребенок с другими детьми гуляет на участке детского сада, рисует за столом, педагог читает детям сказку, ребенок идет с мамой из детского сада домой, ребенок умывается, ложиться спать и т.п.).

Первая часть упражнения. Педагог раскладывает перед ребенком первый вариант картинок и просит рассказать, в какой части суток так бывает. В процессе беседы задаются следующие вопросы:

- В какой части суток так бывает?

- Почему ты считаешь, что на картинке изображено утро?

- Если бы ты рисовал утро, что бы ты нарисовал еще?

Подобные вопросы задаются по каждой из четырех картинок.

Вторая часть упражнения. Педагог раскладывает перед ребенком в непроизвольном порядке картинки из второй серии и просит их разложить по порядку. «Все картинки перепутаны, разложи их по порядку в той последовательности, как эти события могли происходить в один и тот же день». После того, как дети выполнят задание, им предлагают составить по картинкам рассказ.

Упражнение 2. «Разложи картинки по сезонам».

Материал: набор картинок с ярко выраженными сезонными явлениями (весна – птицы вьют гнезда, бегут ручьи, расцветают подснежники; лето – деревья зеленые, кругом трава, цветут цветы, в гнезде у птицы птенцы; осень – птицы улетают, идет дождь, листья на деревьях пожелтели; зима – на домах, деревьях, на земле лежит снег, на реке лед).

Педагог беспорядочно раскладывает перед ребенком картинки и просит их разложить в порядке следования сезонов, а затем составить рассказ по этим картинкам.

Упражнение 3. «Вчера – сегодня – завтра».

Материал: 5 наборов картинок по три картинки в каждом наборе со следующим примерным содержанием: мальчик играет с машиной, мама покупает мальчику машину в магазине, папа с мальчиком чинят сломанную машину. Педагог объясняет ребенку, что нужно разложить картинки так, чтобы можно было сказать: «Это было сегодня, это было вчера, это будет завтра». Посередине нужно разместить картинку, глядя на которую можно сказать, что это было сегодня. Слева от нее положить картинку, на которой отражено событие вчерашнего дня. Справа от картинки с сегодняшними событиями поместить картинку с событиями завтрашнего дня.

 
 


Рис. 63 Схема раскладывания картинок

После необходимых пояснений педагог в непроизвольном прядке раскладывает все картинки перед детьми, а дети их поочередно упорядочивают вышеуказанным способом.

Упражнение 4. «Разложи по порядку».

Детям предлагаются наборы карточек «листы календаря» обозначающих дни недели (примерно такие, как из модели календаря, предлагаемой в пособии Т.Д. Рихтерман).

 

МАРТ   суббота
МАРТ   пятница
МАРТ   воскресенье
МАРТ   вторник
МАРТ   четверг
МАРТ   понедельник
МАРТ   среда

Рис. 64 Наборы карточек «листы календаря»

 

На карточках записаны дни недели. Кроме того, дни недели обозначены цветовыми символами (разные цвета полосок на карточках соответствуют определенным дням недели). Вместе с тем на карточках, предназначенных для данного упражнения отсутствуют числа, т.к. при раскладывании карточек ребенок может ориентироваться на числовые значения.

Педагог выкладывает беспорядочно «листы календаря» и предлагает ребенку разложить их по порядку следования дней недели.

Упражнение 5. «Найди соседей».

Для данного упражнения используется тот же материал, что и в упражнении 4 (модели «листов календаря»). А задание предлагается по типу задания в упражнении 3. Дети должны разложить карточки по схеме:

«вчера сегодня завтра» начиная от разных дней недели. При этом дети могут заполнять следующую таблицу.

 

Вчера Сегодня Завтра
? ? ? ? ? ? ? Среда Понедельник Воскресенье Четверг Вторник Суббота Пятница ? ? ? ? ? ? ?

 

Рис. 65 Таблица-схема последовательности дней недели

 

При заполнении таблицы ребенок рассуждает следующем образом. Например, если сегодня среда, то вчера был вторник, а завтра будет четверг.

Упражнение 6. «Расставь по порядку следования месяцы года».

Из модели календаря выбираются листки, обозначающие разные месяцы года. По одному листку календаря каждого из 12 месяцев.

                   
 
МАРТ     среда
 
ФЕВРАЛЬ     понедельник
 
МАЙ     четверг
 
ДЕКАБРЬ     вторник
 
ИЮЛЬ     воскресенье


Рис. 66 Наборы карточек «месяцы года»

Листы располагает педагог беспорядочно на столе и просит ребенка разложить их по порядку следования месяцев в году (каждый месяц года на карточке отмечен определенным цветом).

Упражнение 7. «Назови соседей».

Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Назови соседей». Правила игры заключаются в том, что педагог называет какой-либо месяц, а ребенок должен назвать месяц, который идет до названного месяца и после него. Педагог может руководствоваться схемой предложенной ниже.

 

 

до   после
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Август Ноябрь Апрель Сентябрь Май Февраль Октябрь Январь Март Июнь Декабрь Июль ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

 

Рис. 67 Таблица-схема с заданиями к упражнению «Назови соседей»

Упражнение 8.Упражнение проводится в форме беседы с детьми. Каждому ребенку задается 15 вопросов, на которые он должен ответить. В качестве наглядного материала используется макет часов и модель календаря времени разработанную Т.Д. Рихтерман.

Перечень вопросов и заданий детям.

1. Как называется самая малая единица времени?

2. Какие еще единицы времени ты знаешь? Назови их, начиная от секунды по возрастанию. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год).

3. Как называется прибор для измерения времени?

4. Покажи на макете часов интервал времени в 5 минут, 10 минут, 15 минут, полчаса, час.

5. Определи, сколько времени на часах (4-5 заданий).

6. С какого дня недели может начинаться год?

7. С какого числа начинается год?

8. С какого дня недели может начинаться месяц?

9. С какого числа начинается каждый месяц?

10. Посмотри по календарю и скажи, сколько дней было в этом году в месяце январе (феврале, апреле)? (Детям предлагаются любые 3-4 месяца на усмотрение педагога).

11. Сколько месяцев в году?

12. Сколько сезонов в году? Назови сезоны по порядку их следования.

13. Назови летние месяцы.

14. Назови зимние месяцы.

15. Назови весенние месяцы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.