Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Результаты тестирования детей 5-6 лет по теме «Развитие пространственных представлений и понятий»



Фамилия, имя, возраст ребенка Уровни усвоения пространственных понятий Примечания
Первая часть теста Вторая часть теста Третья часть теста
пол. част. не усв. распол. в прост. слов. обоз. распол-я ориент. по схеме чтение схемы
                 

 

В таблице по результатам первой части теста фиксируется полнота усвоения детьми пространственных понятий: полное усвоение, частичное усвоение, не усвоено (пояснение смотрите на странице 67 к таблице № 21).

При анализе второй части теста выделяется два основных параметра, каждый из которых оценивается по двухбалльной системе.

Первый параметр – умение располагать предметы на плоскости в соответствии с заданием педагога:

0 баллов – ребенок практически не выполняет задания, допускает большое количество ошибок, его действия часто не соответствуют указаниям педагога;

1 балл – ребенок выполняет только часть заданий;

2 балла – ребенок самостоятельно выполняет все задания.

Второй параметр – способность ребенка давать словесное описание пространственного расположения предметов на плоскости:

0 баллов – существенно затрудняется в описании расположения предметов на плоскости, практически не отвечает на вопросы педагога;

1 балл – отвечает только на часть вопросов, в некоторых случаях затрудняется описать местоположение предмета;

2 балла – не затрудняется в подборе наречий и предлогов при описании пространственного расположения предметов.

При анализе третьей части теста также предполагается двухбалльная система оценки. Оцениваются умения ребенка ориентироваться по схеме, и умения читать схему используя наречия и предлоги, позволяющие описать расположение предметов в пространстве.

Первый параметр оценки - ориентация по схеме:

0 баллов – ребенок не ориентируется по схеме, ему непонятны символические обозначения, он не соотносит их с окружающими предметами, в результате чего не выполняет задание;

1 балл – ребенок узнает на схеме только часть символических обозначений, либо узнает все символические обозначения, но затрудняется в установлении их пространственных отношений, что мешает ему безошибочно выполнить задание; упражнение выполняется, но при некоторой косвенной помощи взрослого;

2 балла – ребенок правильно определяет по схеме местонахождение спрятанного предмета, а перепрятав его, точно обозначает новое место расположения объекта на схеме.

Второй параметр оценки - умения читать схему используя наречия и предлоги позволяющие описать расположение предметов в пространстве:

0 баллов – дети затрудняются в описании пространственного расположения предметов на местности по схеме даже путем ответов на поставленные вопросы;

1 балл – дети описывают пространственное расположение предметов путем ответов на поставленные вопросы;

2 балла – дети самостоятельно и достаточно детально описывают пространственное расположение предметов на местности, используя схему или ту местность, которая изображена на схеме.

В графе «примечание» педагог отмечает индивидуальные особенности, которые ребенок продемонстрировал в ходе тестирования. Кроме того, в этой графе могут фиксироваться пространственные понятия, не усвоенные детьми.

На контрольном этапе исследования, в конце учебного года тест на ориентировку в пространстве повторяется. Обязательными при этом являются лишь следующие изменения. Во второй части теста используется тот же дидактический материал, но изменяются указания по расположению фигур в пространстве, например, посередине карточки нужно положить большой синий квадрат, а не большой красный треугольник, слева от квадрата положить малый желтый треугольник и т.д. При этом предполагаемое расположение геометрических фигур не должно быть ранее использовано в учебных упражнениях.

В третьей части теста работа проводится на местности малознакомой для детей, на территории которая ранее не была использована для организации учебных упражнений на формирование пространственных понятий и отношений. Это, например, могут быть соседние группы ДОУ, музыкальный или спортивный зал, территория «живого уголка» и т.п.

 

Тест на ориентировку в пространстве для детей 6-7 лет

Первая часть теста направлена на определение уровня умений ориентироваться на листе бумаги в клетку. С этой целью проводится графический диктант «Составь фигуру».

Детям предлагается лист бумаги в клетку и набор цветных карандашей. Под диктовку педагога тестируемые расставляют на листе бумаги точки, строго соблюдая указанные пространственные отношения.

Задание: «отступите две клетки сверху вниз и две слева направо и поставьте точку красным карандашом. От красной точки отступите 6 клеток слева направо и поставьте точку синим карандашом. Отступите 6 клеток сверху вниз от красной точки и поставьте зеленую точку. Отступите от зеленой точки 6 клеток слева направо и поставьте черную точку. Соедините точки между собой. Какая геометрическая фигура получилась?

В правой верхней части листа расставьте точки следующим образом: отступите две клетки сверху вниз и три клетки справа налево и поставьте точку красного цвета. От красной точки отступите две клетки сверху вниз и десять клеток справа налево и поставьте зеленую точку. От зеленой точки отступите три клетки сверху вниз и пять клеток слева направо и поставьте точку синего цвета. Соедините точки между собой. Какая геометрическая фигура получилась?

 

 

 
 


к с к

 
 


з

 


с

   
 
 
 


з ч

Рис. 59 Образец выполнения графического диктанта «Составь фигуру»

 

Между получившимися квадратом и треугольником зарисуйте разносторонний прямоугольник так, чтобы интервал между квадратом и прямоугольником был равен четырем клеткам, а между прямоугольником и треугольником – трем клеткам».

Вторая часть теста также направлена на определение уровня умений ориентироваться на листе бумаги в клетку, но, кроме того, ребенок должен продемонстрировать умение читать графический рисунок, используя в речи пространственные понятия.

Во второй части теста проводится графический диктант «Орнамент».

Материал: лист в клетку или тетрадь в клетку, простой карандаш.

Задание выполняется под диктовку педагога. Педагог сообщает детям, что они будут рисовать орнамент под диктовку. Рисунок должен точно соответствовать указанным в задании размерам и направлениям линий.

Задания: «отступите две клетки сверху вниз и две слева направо, поставьте точку. Эта точка будет началом рисунка. От точки провидите линию равную двум клеткам в направлении сверху вниз, две клетки слева направо, три клетки сверху вниз, три клетки слева направо, четыре клетки сверху вниз, 5 клеток слева направо, две клетки сверху вниз, четыре клетки слева направо, две клетки снизу вверх, 5 клеток слева направо, четыре клетки снизу вверх, три клетки слева направо, три клетки снизу вверх две клетки слева на право, две клетки снизу вверх».

 
 

 


Рис. 60 Образец выполнения графического диктанта «Орнамент»

 

У ребенка должно получиться изображение подобное рисунку 60.

После того, как дети закончили рисовать им предлагают продиктовать свой орнамент.

Третья часть теста направлена на изучение возможностей детей самостоятельно составлять графический план местности при ориентировке в пространстве.

Детям предлагается выбрать на свое усмотрение ту часть комнаты, где они хотят спрятать игрушку, а затем зарисовать графический план выбранной части комнаты и пометить крестиком то место, где будет спрятана игрушка. После того, как планы местности составлены, и игрушки спрятаны детьми, они меняются планами местности и по ним находят спрятанные игрушки. Кроме того, дети должны продемонстрировать не только умение изображать план местности графически и ориентироваться по нему, но и читать его, указывая пространственное отношение между предметами обозначенными в плане. Например, «между книжным шкафом и учебной доской стоит письменный стол», «слева от двери расположен журнальный стол, справа от двери аквариум», «спрятанная игрушка находится в верхней части книжного шкафа, который расположен справа от окна» и т.д.

Если дети затрудняются в самостоятельном чтении схемы, им задаются примерно следующие вопросы.

- Где расположен спрятанный предмет?

- Как расположен шкаф относительно других предметов?

- Что обозначает прямоугольник?

- Как расположен стол относительно других предметов изображенных на схеме?

- Какие предметы из окружающих не изображены на схеме?

- Какими условными знаками их можно изобразить?

- Как эти предметы нужно расположить на схеме относительно других предметов?

Последние вопросы задаются в том случае, если дети при зарисовке плана местности не обозначили какие-либо объекты.

При этом в протоколе, в графе «Приложение» педагог указывает, насколько полно был составлен план местности каждым из детей, и способен ли ребенок, работающий по неполному плану, заметить расхождение графического рисунка с оригиналом и внести необходимые уточнения.

В конце учебного года проводится контрольное тестирование, содержащее следующие упражнения.

Первая часть контрольного теста представлена упражнением «Закончи орнамент». Данное упражнение проводится так же, как и упражнение по зарисовке орнамента под диктовку, но дети зарисовывают под диктовку педагога только первую часть орнамента, вторую часть они должны зарисовать самостоятельно, а затем продиктовать ее. При этом педагог напоминает детям, что в орнаменте части симметричны между собой.

Задания под диктовку: «отступите две клетки сверху вниз и две слева направо и поставьте точку, от которой вы будите рисовать орнамент. Далее рисуйте под диктовку. Проведите линии: три клетки слева направо, три клетки сверху вниз, четыре клетки слева направо четыре клетки сверху вниз, пять клеток слева направо, две клетки сверху вниз, четыре клетки слева направо, две клетки снизу вверх, пять клеток слева направо …. (дальше продолжайте орнамент сами)».

По заданным параметрам детский рисунок должен выглядеть так, как на рисунке 61.

 
 

 


 

Рис. 61 Образец выполнения графического диктанта «Закончи орнамент»

 

После того, как дети закончат работу, их просят продиктовать ту часть орнамента, которую они выполняли самостоятельно без диктовки педагога.

Во второй части контрольного теста исследуется степень сформированности умений детей самостоятельно составлять графический план местности при ориентировке в пространстве.

Детям предлагается составить план малознакомой местности, причем территория выбирается большая по площади и с большим количеством расположенных на ней объектов (например, участок дороги от дошкольного учреждения до школы, парка или магазина).

Ребенку нужно не только правильно зарисовать при помощи условных обозначений и графических символов расположение предметов в указанном пространстве относительно друг друга (составление графического плана местности), но и, используя составленный план, описать пространственное расположение предметов на местности относительно друг друга и относительно человека находящегося на этой территории (чтение графического плана местности).

Пример чтения плана местности (по рисунку 62) . Чтобы дойти от детского сада до школы, нужно от детского сада повернуть налево и пройти рощу, которая находится сразу за детским садом слева, автобусную остановку, жилые дома и дойти до первого перекрестка. Там нужно повернуть направо и, двигаясь по противоположной стороне дороги пройти двухэтажное здание, в котором находится ателье, с левой стороны от здания находится дерево, а напротив ателье, по другую сторону улицы, расположены жилые многоэтажные дома. Следом за ателье с правой стороны от него находится школа, на схеме она отмечена галочкой. Последняя стрелка, указывающая направление пути, доходит до здания школы. Напротив школы по другую сторону улицы расположена больница. На схеме она обозначена крестом.

       
   

 

 


А
  š

 

 

Рис. 62 Образец изображения плана местности «От детского сада до школы»

При анализе результатов графического диктанта учитываются такие показатели, как способность ребенка выполнять графический рисунок в тетради в клетку, точно соблюдая заданные пространственные ориентиры «слева направо», «справа налево», «сверху вниз», «снизу вверх», принимая за условную единицу измерения «клетку».

Также учитывается умение читать (диктовать) рисунок, правильно словесно обозначая существующие пространственные отношения.

Результаты тестирования вносятся в таблицу 23.

 

Таблица 23

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.