Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Результаты тестирования детей 3-4 лет по теме «Развитие пространственных представлений и понятий»



Фамилия, имя возраст ребенка Полнота усвоения пространственных понятий Примечания (скорость выполнения, уровень внимания и т.п.).
Первая часть Вторая часть Третья часть
Пол. част. не усв. Пол. част. не усв. Пол. част. не усв.
                     

 

В графе таблицы «примечания» фиксируются индивидуальные особенности ребенка при выполнении задания (скорость выполнения задания, время затраченное на тестирование, уровень внимания и т.п.).

В конце учебного года проводится контрольный тест. В нем ставятся те же цели и остается то же содержание заданий. При организации упражнений полностью или частично меняется дидактический материал, используются другие виды игрушек, а также увеличивается количество игрушек во 2-ой и 3-ей части теста.

Возрастают требования к ответам дошкольников в первой части теста. Так, если в начале года дети на вопрос педагога «Какая игрушка находится слева от тебя?» могли ответить одним словом «Кукла», то теперь они отвечают примерно так: «слева от меня сидит кукла», «сзади меня стоит автомобиль и лежит мяч» и т.п.

 

Тест на ориентировку в пространстве для детей 4-5 лет

Первая часть теста направлена на выявление уровня усвоения пространственных понятий и отношений и умения их использовать при описании пространственного расположения предметов.

С этой целью проводится упражнение «Расставь игрушки».

Детям выдается набор игрушек разного вида, например: матрешка, заяц, медведь, собака, лев. Они расположены в один ряд.

Педагог предлагает ребенку расставить игрушки таким образом, чтобы:

1) между матрешкой и львом стоял заяц;

2) за львом справа стоял медведь;

3) перед матрешкой слева располагалась собака.

Схематически это можно изобразить так, как на рисунке 55 (схематические изображения на этом этапе детям не даются).

 

 

собака матрешка заяц лев медведь

 

Рис. 55 Схема расположения предметов детьми при выполнении первой части задания

Задания формулируются строго последовательно. Каждое следующее задание педагогом задает только после того, как ребенок выполнит предыдущее.

По окончанию работы ребенку предлагают рассказать, как он расставил игрушки. Для этого педагог использует следующие вопросы:

1) Где находится матрешка относительно собаки и зайца (матрешка находится между собакой и зайцем; она находится справа от собаки и слева от зайца).

2) Где находится медведь относительно льва? (Медведь находится за львом справа).

3) Где находится лев относительно медведя? ( Лев стоит перед медведем слева от него) и т.д.

Далее педагог предлагает ребенку поставить матрешку посередине стола (карточки, листа бумаги), слева от матрешки поставить льва, справа от матрешки поставить медведя, сзади матрешки поставить зайца, впереди матрешки поставить собаку. Схематически это будет выглядеть так, как на рисунке 56.

заяц

 

лев матрешка медведь

 

собака

Рис. 56 Схема расположения предметов детьми при выполнении второй части задания

 

После того, как дети расставят игрушки, педагог задает вопросы, аналогичные вопросам первой части задания:

Как расположена матрешка относительно других игрушек? (Матрешка расположена посередине).

Где находится лев относительно матрешки? и т.п.

Вторая часть теста направлена на выявление умений ребенка определять собственное положение в пространстве по отношению к окружающим его объектам, и определять расположения объектов относительно его.

С этой целью проводится упражнение «Где я стою».

По указанию педагога ребенок должен пройти в определенное место в помещении и рассказать о том, где он находится и какие предметы его окружают.

Например, педагог дает задание: от того места, где ты сейчас стоишь, сделай два шага вперед, затем три шага налево и расскажи, как ты стоишь относительно других предметов. Ребенок занимает необходимую точку стояния и рассказывает: «Я стою справа от стола перед книжным шкафом». После этого педагог предлагает ребенку рассказать, как окружающие предметы расположены относительно ребенка. Например, стол стоит слева от меня, а книжный шкаф стоит передомной.

Далее педагог дает задание ребенку сделать например, три шага вперед, а затем четыре шага направо и рассказать, где он теперь находится по отношению к окружающим его предметам, и как предметы расположены относительно его (задание повторяется 3-4 раза).

 

Третья часть теста предполагает изучение способности детей изменять свое расположение в пространстве в соответствие с заданным пространственным отношением.

В этой части теста проводится упражнение «Встань так, чтобы…».

Педагог дает ребенку задания, начинающиеся со слов «Встань так, чтобы:

1) стол находился слева от тебя, а стул справа от тебя;

2) ты стоял слева от шкафа;

3) стол находился справа от тебя, а стул слева от тебя;

4) шкаф стоял справа от тебя;

5) ты стоял слева от стола;

6) стол находился впереди тебя, а стул за тобой;

7) ты стоял справа от стула».

В ходе выполнения упражнений педагог наблюдает за действиями детей и фиксирует в протоколе такие показатели, как понимание заданий, действия в соответствие с указаниями, степень усвоения пространственных понятий, скорость выполнения задания, уровень внимания. Протокол может оформляться в виде таблицы № 21.

В конце учебного года проводится контрольный тест. В нем используются те же тестовые задания, но при организации упражнений в первой части теста полностью или частично меняется дидактический материал, кроме того, увеличивается его количественный состав. Вторая и третья части теста должны быть организованны в малознакомом или незнакомом для детей пространстве, например, в другой группе или в той части местности, на территории которой не проводилось учебных упражнений по пространственной ориентации.

 

Тест на ориентировку в пространстве для детей 5-6 лет

Первая часть теста направлена на выявление умений размещать предметы на плоскости в соответствии с заданными пространственными направлениями.

Детям предлагается набор геометрических фигур разного цвета и величины и чистая карточка в форме квадрата.

Задания. Разложи геометрические фигуры:

1) по диагонали от верхнего левого угла, к нижнему правому углу карточки;

2) от центра карточки, вверх;

3) от центра карточки, вниз;

4) слева направо;

5) справа налево.

Вторая часть теста направлена на анализ умений располагать предметы на листе бумаги относительно друг друга и относительно плоскости в соответствии с указаниями педагога, а также словесно отражать пространственные отношения объектов на плоскости подбирая необходимые предлоги и наречия.

Тестовое задание проводится в форме упражнения «Разложи фигуры».

Дидактический материал используется тот же, что и в первой части теста. Педагог предлагает детям поочередно выполнить следующие задания:

1) положите большой красный треугольник посередине карточки;

2) слева от него положите малый синий круг;

3) справа от треугольника положите большой красный круг;

4) в верхний левый угол карточки положите желтый большой прямоугольник;

5) в нижний правый угол карточки положите желтый малый прямоугольник;

6) в верхний правый угол карточки положите малый синий треугольник;

7) под большой красный треугольник положите желтый большой квадрат;

8) в нижний левый угол положите малый желтый квадрат;

9) над большим красным треугольником положите овал любого цвета и размера.

 

Схематически разложенные фигуры выглядят так, как на рисунке 57.

 

                       
   
 
ж
 
 
   
 
     
   
 

 


ж
ж
ж

 

Рис. 57 Расположение фигур на карточке в соответствии с заданием педагога

 

После того, как дети разложат фигуры, им задаются вопросы:

1) Как расположен большой красный треугольник относительно других геометрических фигур?

2) В какой части карточки расположен большой желтый прямоугольник?

3) Как расположен большой желтый квадрат относительно малого желтого квадрата?

4) Как расположен малый желтый квадрат относительно синего малого круга?

5) В какой части карточки расположен малый синий треугольник? и т.д.

Третья часть теста предполагает изучение возможностей детей ориентироваться в пространстве используя графический план местности.

Упражнение. «Найди спрятанную игрушку».

Тест проводится в виде игры с несколькими детьми. Детям поочередно предлагается план какой-то определенной местности, с которой дети хорошо знакомы. Например, игровой комнаты. Рисунок-план приведен ниже (рисунок 58).

Педагог предлагает ребенку определить, какая часть комнаты зарисована на схеме. Затем просит ребенка описать расположение предметов на местности по схеме. Например, по данной схеме ребенок дает следующее описание.

«На схеме изображен игровой уголок. Посередине его стоит стол. Вокруг стола стоят четыре стула, один слева от стола, другой справа от стола, третий перед столом, четвертый за столом. Справа от стола находится шкаф с игрушками, перед столом справа находится шкаф с посудой для кукол, за столом справа расположен шкаф с одеждой для кукол, в левом углу игрового уголка находится мягкая мебель для кукол - диван и два кресла которые расположены по бокам дивана.

                                   
   
     
 
 
 
   
   
 
   
       
 
 
 
 
   

 

 


 


Рис. 58 Схематический план игровой комнаты

 

Если ребенок затрудняется в описании местности по схеме, ему задается вопрос следующего содержания.

- Какая часть комнаты зарисована на схеме?

- Что обозначает круг, зарисованный по середине листа?

- На какую мебель указывают квадраты расположенные вокруг круга?

- Какая мебель зарисована на рисунке прямоугольниками?

- Как расположен в игровом уголке стол относительно других предметов мебели?

- Как относительно стола расположен шкаф с игрушками?

- В какой части игрового уголка расположены диван и кресла?

- Как кресла расставлены по отношению к дивану и т.д.

После того, как ребенок опишет схему, педагог объясняет, что в этой части комнаты спрятана игрушка, на рисунке место ее нахождения отмечено крестиком, эту игрушку, по правилам игры нужно найти. После того, как ребенок найдет игрушку, он должен ее перепрятать в другое место и на схеме это место пометить крестиком.

Результаты тестирования вносятся в таблицу 22.

Таблица 22

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.