Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исходные психолого-педагогические условия обучения русскому языку младших школьников



Решение коррекционных, развивающих, образовательных и
воспитательных задач при обучении детей в значительной мер
зависит от профессиональной подготовки и педагогического мас­
терства учителя, от понимания им причин трудностей обучений
и личностных особенностей каждого ученика, от умения осуществлять индивидуально-коррекционный подход к ребенку.

Прежде всего, перед учителями и воспитателями стоит задача сформировать ребенка утерянную веру в свои познавательные возможности, пробудить, а если он впервые становится школьни­ком, поддержать или сформировать желание учиться. Успех радует у детей веру в себя. Жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается, прежде всего, на успехи в его основном труде — учении. Наличие достаточно высокой оценки ребенком своих возможностей — условие и одновременно сред­ство обучения и воспитания, утверждал В.А. Сухомлинский. Лишь на этой основе возможно дальнейшее успешное развитие школь­ника. Опыт работы лучших учителей и воспитателей показал, что необходимо находить любой повод для того, чтобы похвалить ребенка. Однако школьнику должно быть ясно, какие конкретные действия, дела, поступки в учебной и внеучебной работе вызвали одобрение и что у него не получается, чему он должен научиться.

Знания и умения, с которыми приходят в школу дети с за­держкой психического развития, не соответствуют тому уровню, с которого начинается школьное обучение. В силу недостаточногоразвития познавательной деятельности и речи у них не накопились элементарные знания и представления о языке, на кото­рые учитель мог бы опираться непосредственно в процессе изу­чения учащимися грамматико-орфографических тем. Практиче­ские знания грамматики родного языка, которыми нормально раз­вивающийся ребенок овладевает без целенаправленно организованного обучения в процессе общения с окружающими, у детей, испытывающих трудности в обучении, оказываются крайне бед­ными, недостаточными, а иногда и ошибочными. Их приходится Поэтому восполнять в процессе специального обучения. Учиты­вая это, обучению грамоте, а также изучению любого раздела Учебной программы предшествует подготовительная языковая работа. Именно путем восполнения пробелов предшествующего развития и коррекции нарушенных и недоразвитых функций формируется готовность учащихся к овладению учебным материалом. Обучение организуется таким образом, чтобы дети получают знания о языке, опираясь на свой личный слуховой и производительный опыт.

В области родного языка подготовительная работа имеет ми-1РМум три направления:

- обогащение сенсорного опыта учеников;

- уточнение, а также расширение их словарного запаса, раз­витие умения строить предложения, употреблять их в связ­ной речи;

- ознакомление с необходимой терминологией, введение ее в пассивный словарь ребенка.

Существенное значение в обучении имеет практическая деятельность ребенка. Работа ученика с разрезной азбукой, схемами, таблицами, памятками повышает его интерес к учебному материалу и является одним из основных учебных средств, с помощью которых возможно пробуждение познавательной активное, формирование полноценной учебной деятельности. Извест­но, что знания, полученные в результате деятельности самого ребенка, усваиваются им легче и более прочно.

Недостаточность основных мыслительных операций и памя­ти, а также замедление скорости приема и переработки сенсор, ной и вербальной информации у этих учеников определяют не­обходимость сообщения нового материала предельно развернуто и небольшими дозами. Все свои практические действия учащие­ся сопровождают речью, в которую постепенно вводятся специ­альные термины («звук», «гласные», «согласные» и т.д.). Чет­кая последовательность, поэтапность действий и рассуждений школьников постепенно свертывается. Однако в случае затрудне­ний ученику предлагается вернуться к развернутым действиям, сопровождающимся словесным комментированием. В этом состо­ит одно из проявлений дифференцированного подхода к обуче­нию таких детей.

Развитию познавательной активности учеников, появлению заинтересованности в знаниях о родном языке способствуют так­же занимательные дидактические игры и игровые приемы. Эти формы работы создают у школьников положительный эмоциональ­ный настрой, повышают их интерес к учению, способствуют «эмо­циональному пробуждению разума». Используемые игры не но­сят, однако, развлекательного характера, а направлены непосред­ственно на решение учебной задачи конкретного урока.

Исследования и практика обучения показывают, что прин­ципиальное значение в оптимизации усвоения знаний школьни­ками с задержкой психического развития имеет использование условно-графических схем и графическое моделирование учебных текстов. Применение этих приемов при обучении родному языку способствует осмыслению школьниками фонетической и син­таксической структуры речи и более полному пониманию содер­жания текстов учебника.

Значительно облегчает процесс усвоения и применения знаний и умений работа с алгоритмическими предписаниями. Благодаря им учащиеся приобретают навыки последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых, для решений определенных учебных заданий. Кроме того, они усваивают различные структуры предложений, в которые включена необходимая научная терминология.

Большое внимание уделяется формированию у учеников навыков самостоятельного использования имеющихся у них знаний и умений. Только самостоятельное выполнение школьниками задает учителю повседневную информацию о фактических умениях и знаниях детей. Такая обратная связь содействует выявлению усвоенного и неусвоенного материала, а также определенных индивидуальных трудностей, имеющихся у отдельных детей. Что способствует своевременному предупреждению и устранению пробелов в умениях, знаниях и навыках школьников.

В обучении детей с трудностями усвоения школьных знаний Предусматривается также систематическое повторение пройденного материала, что является необходимым как для закрепления и обобщения ранее изученного, так и для полноценного усвоения нового.

Анализ и сравнение речевого материала, выделение на этой основе его различий и сходства, вычленение существенных фоне­тических признаков, синтез, обобщение и классификация грам­матических явлений, установление между ними зависимостей ведут к общему развитию детей.

Обучение отстающих в развитии школьников на основе изло­женных положений предполагает не только усвоение ими знаний и умений в области грамматики и правописания родного языка, но и содействует преодолению недостатков их умственного и личностного развития.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.