Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игра «Пусть встанет столько человек, сколько пальцев»



проводится для развития социальной сензитивности.

Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас я буду показы­вать вам разные количества пальцев - на одной или на двух руках. И как только вы увидите, сколько пальцев я показала, пусть сразу вста­нет столько человек, сколько пальцев. Когда им можно будет сесть, я скажу, а потом опять буду показывать пальцы».

Игра «Разговор через стекло»имеет целью тренировку умения использовать невербальные средства общения.

Ход игры: все сидят полукругом или в один ряд, как зрители; пары показывают свой «разговор через стекло» как на сцене, на фоне сте­ны. Тренер: «Давайте разделимся на пары. Выберите себе в пару того человека, которого вы узнали пока меньше, чем других. Теперь пусть каждый представит себе, что он сидит один дома и не может выйти (болеет или мама не разрешила). Ему скучно. И вдруг он ви­дит в окне дома напротив лицо своего приятеля. Он хочет позвонить ему, но телефон занят. Задача - передать сообщение без слов, и вооб­ще без звуков, только с помощью жестов и мимики». (Младшим школь­никам необходимо объяснить, что такое мимика).

Когда первый из пары закончит свое сообщение, тренер спраши­вает у второго, что ему передали, а потом - у первого, что он хотел сказать. Затем второй передает свое сообщение, а первый говорит, что он понял. Тренер уточняет у второго, что он передавал. Игра продолжается, пока все пары не побывают на «сцене».

Игра «Дорисуй картинку»проводится с целью:

а) освоение навыков подстройки;

б) снятия напряжения.

Ход игры: тренер предлагает ребятам разделиться на пары: «Вы­берите себе в пару человека, с которым вы меньше всего разговари­вали за все время наших занятий. Пусть каждая пара займет свой стол. Я раздам вам бумагу и фломастеры, и вы будете рисовать». Тренер раздает фломастеры или цветные карандаши так, чтобы у напарников они были разных цветов и просит ребят не меняться ка­рандашами. Каждой паре дается лист 11 формата (из альбома рисо­вания), разделенный на двенадцать равных квадратов. Тренер: «Сей­час в каждом квадратике вы нарисуете картинку. Пусть первый,

пользуясь только своим фломастером, нарисует в первом квадрати­ке одну, очень простую часть картинки: линию - прямую или волнис­тую, кружочек, квадрат и так далее. А второй своим цветом дорису­ет картинку. При этом его задача - постараться понять, что задумал первый играющий и нарисовать именно это. Затем второй будет на­чинать картинку, а первый - дорисовывать». Игра заканчивается, когда будут дорисованы все двенадцать картинок. Затем все садятся в круг и показывают свои картинки. Тренер побуждает ребят рассказать о том, какие чувства они испытывали, когда партнер правильно угады­вал их замысел.

Игра «Рюкзак»имеет следующие специфические цели:

а) создание благоприятного психологического климата;

б) тренировка умения использовать невербальные средства об­щения.

Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер говорит: «Давайте собе­ремся в поход на несколько дней и сейчас будем укладывать рюкзак. У нас - один рюкзак на всех, и пусть каждый без слов изобразит тот предмет, который он считает необходимым для группы в походе». Все поочередно показывают свои «предметы». Затем тренер просит всех ребят, кроме автора «предмета», сказать, что же положил в «рюкзак» первый играющий, а после всех говорит сам автор. И так -о каждом «предмете». Бывает, что все ребята не понимают, что по­ложил в «рюкзак» такой-то ребенок. Тогда тренер просит этого ре­бенка еще раз показать свой «предмет», но не так, как в первый раз, а по-другому. А потом предлагает остальным ребятам показать этот же предмет каким-то иным способом.

Игра «Пум-пум-пум»направлена на развитие социальной сензитивности.

Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас я мысленно разделю вас на две части по какому-то признаку. В первую часть входят те, у кого этот признак есть, а во вторую - те, у кого этот признак отсутствует. Я назову этот признак «Пум-пум-пум». Таким образом, вы увидите, у кого есть этот признак, а у кого - нет. Ваша задача - догадаться, какой это признак».

Младшим школьникам задается «Пум-пум-пум» попроще, напри­мер, цвет волос или предмет одежды. Перед старшими школьника­ми ставятся более трудные задачи, например, наличие гласной или согласной буквы в начале имени или расположение рядом с челове­ком в брюках и т.д. В таких случаях тренер предупреждает ребят, что «Пум-пум-пум» может касаться не только внешнего вида, но и чего-то другого: «Чтобы задумать этот «Пум-пум-пум», мне не по-

надобились какие-то дополнительные данные о вас - кто как учится, или, кто на какой улице живет; я исходила из того, что можно узнать здесь и сейчас».

Обычно подростки долго смотрят друг на друга и пытаются отка­заться от дальнейших попыток решения. В таких случаях тренер по­могает им и подсказывает идею смены стратегии: «До сих пор вы делали одно и то же - смотрели и сравнивали. Это не привело к успе­ху. Может быть, вы сделаете что-то другое?»

Для иллюстрации этой идеи проводится игра «Стихи», основная цель которой - помочь ребятам осознать зависимость успешности действия от выбора стратегии.

Ход игры: все стоят лицом в круг. Тренер: «Сейчас тот, кто захо­чет, выйдет из комнаты. Пока он отсутствует, мы договоримся о том, что мы ему скажем, а когда мы его позовем, мы скажем ему что-то. Водящему надо догадываться, что мы сказали». Когда водящий вы­ходит, надо попросить его отойти подальше от двери, чтобы не слы­шать, как ребята будут репетировать. Затем тренер предлагает группе. вспомнить первые две строчки каких-нибудь очень известных детс­ких стихов, например, «Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик» и распределяет слова между играющими так, чтобы первый говорил «Наша», второй - «Таня», третий - «громко». Так как в этих строчках - семь слов, то восьмой игрок опять получает слово «наша», «девятый - «Таня» и т.д. Тренер: «Теперь мы все одновременно про­изнесем эти стихи, и при этом каждый скажет свое слово». Тренер подает какой-то сигнал (без слов), и группа произносит стихи. Репе­тируют несколько раз, чтобы добиться одновременности, и зовут во­дящего.

Обычно водящий становится в центр круга (реже - снаружи) и пытается слушать всех одновременно. Группа повторяет стихи столько раз, сколько попросит водящий. Пока водящий слушает всех одновременно, он не может понять, что говорит группа, но как только он догадывается послушать каждого в отдельности, он легко нахо­дит решение.

Чтобы привести ребят к осознанию зависимости успеха действия от выбора стратегии поведения и необходимости гибкости - в данном случае - умения отказаться от какой-то стратегии, если она не дает успеха, спрашивают у ребят, почему водящий сначала не понимал, что говорит группа, что помогло ему понять, что он сделал для этого, что изменилось в его поведении и привело его к успеху.

Водящему задаются вопросы о том, что мешало ему отказаться от неудачной стратегии поведения и сделать что-то другое.

Игра «Часы»проводится в начале дня или после обеденного пе-

рерыва для активизации участников и тренировки внимания. Ее мож­но проводить, только если в группе не меньше двенадцати человек.

Ход игры: все сидят по кругу. Тренер: «Давайте представим себе, что мы - большие часы. Я буду называть время, а вы будете изобра­жать бой часов». Затем тренер, начиная со своего соседа слева, рас­пределяет все числа циферблата между играющими так, что соседу тренера слева дается число «1», следующему - «2», и так - до числа «12».

Тренер: «Теперь я буду называть время, и тот, у кого число, на которое указывает часовая стрелка, когда часы показывают назван­ное мной время, встанет и скажет «Хлоп», а тот, на число которого указывает минутная стрелка, встанет и скажет «Бом». Если я назову время, при котором обе стрелки указывают на одну цифру, например, «Два часа, десять минут», тогда один и тот же человек говорит «Хлоп» и «Бом». «Затем вставшие садятся, и тренер быстро называет ка­кое-то другое время.

Игра «Нас с тобой объединяет...»проводится для создания ат­мосферы доброжелательности и доверия в группе.

Ход игры: участники сидят лицом в круг, у тренера в руках - мя­чик.

Тренер: «Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом. Я брошу кому-то мяч, назову его по имени и скажу, что нас объединяет. Поймавший бросит мяч кому-то другому, назовет его по имени и скажет: «Нас с тобой объединяет ...». Постараемся быть внимательными и никого не пропустить».

Игра «Передача движения»проводится в начале или в середи­не дня для физической и эмоциональной разрядки и в то же время способствует тренировке внимания.

Ход игры: все стоят лицом в круг. Тренер: «Давайте займемся гимнастикой. Пусть каждый выберет себе какое-то простое движе­ние (руками, головой, корпусом или ногами), и пусть это движение будет достаточно простым, чтоб его мог повторить любой из при­сутствующих. Когда я скажу: «Раз!», каждый играющий несколько раз проделает свое движение. Когда я скажу: «Два!», каждый будет делать то движение, которое перед этим делал его сосед слева, а его движение перейдет к соседу справа.

На счет «Три» каждый снова будет делать то, что перед этим делал его сосед слева, но это будет уже другое движение. Таким образом, на первый счет мы делаем каждый свое движение, а на все остальные - берем от соседа новое движение». Тренер тоже уча­ствует в передаче движений. Подавая команды «Раз!» ...»Два!»...

«Три!.. «Четыре!» ..., тренер делает после каждого счета паузу, что­бы дать возможность играющим несколько раз повторить очередное движение. Когда тренер доходит до счета, на единицу меньшего, чем число участников вместе с тренером, он говорит: «Нас здесь - де­сять человек. Сейчас на счет «Десять!» ваш сосед слева покажет ваше собственное, самое первое движение или то, во что преврати­лось ваше движение».

Игра «Ассоциации»направлена на развитие творческих способ­ностей, умения нестандартно смотреть на вещи, а также - на разви­тие социальной сензитивности. Вместе с тем, эта игра дает возмож­ность получить внимание группы тем подросткам, которые субъек­тивно ощущают его дефицит. Игра предназначена для старшекласс­ников.

Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас тот, кто захо­чет угадывать, выйдет из комнаты, а мы задумаем человека - одно­го из присутствующих. Затем вернется наш доброволец, и будет за­давать, кому захочет, вопросы о задуманном нами человеке. Водя­щий будет сравнивать задуманного человека с разными вещами, и строить свои вопросы так: «Если бы этот человек был деревом, то каким?» Если бы этот человек был музыкой... блюдом... мебелью, ... и т.д., то какой?» Если захочет, он может задавать один и тот же вопрос разным людям. Задача водящего - по нашим ответам дога­даться, какого человека мы задумали.

Другая модификация игры «Ассоциация» имеет те же цели, что и первая, но в большей степени, чем первая модификация, способству­ет восполнению дефицита группового внимания. Если тренер видит, что в группе есть подросток, меньше других ощущающий себя вклю­ченным в группу, отстраненный, страдающий от того, что группа, по его мнению, не проявляет к нему внимания, то тренер предлагает этому подростку самому задумать какого-то человека из присутству­ющих, а всем остальным участникам - задавать водящему вопросы о задуманном. Так же, как и в первой модификации этой игры, вопро­сы задаются методом сравнения человека с различными предмета­ми.

Для младших школьников с целью восполнения дефицита внима­ния проводится игра «Сказочный герой».

Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас тот, кто захо­чет угадывать сказочного героя, выйдет из комнаты, а мы задумаем героя или героиню какой-нибудь известной сказки и напишем его имя на листке бумаги. Когда водящий войдет, мы прикрепим ему на спи­ну табличку с именем героя, но так, чтобы водящий не увидел, что там написано. Затем водящий будет задавать, кому захочет, вопросы

об этом герое. И строить эти вопросы он будет так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет», возможен ответ «не знаю». Например, если водящий хочет узнать, какого возраста этот герой, то не надо спрашивать: «Сколько ему лет?» или «Этот герой -взрослый или ребенок?» Так нельзя спрашивать. Можно спросить так: «Этот герой - взрослый?» и после ответа, допустим, положительного, можно задать следующий вопрос: «Он - старый?»

Если ребенок вызывается водить, а потом не может задать воп­росы, не знаю, что спрашивать, то тренер подсказывает водящему, о чем он может спросить.

В другой модификации игры «Сказочный герой» еще более усилен момент восполнения дефицита внимания. В этом варианте игры во­дящему, предлагается самому задумать сказочного героя, а группа задает ему вопросы и угадывает задуманное.

Еще более ориентированной на психологическую поддержку явля­ется - третья модификация игры «Сказочный герой», которая приду­мана для самых робких и застенчивых детей.

В этой игре неуверенный в себе ребенок с заниженной самооцен­кой получает возможность отождествления, с положительным геро­ем, и это способствует преодолению неуверенности и повышению самооценки.

Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер сам выбирает ребенка, который больше других нуждается в поддержке в этот момент и пред­лагает ему быть водящим. Тренер говорит: «Сейчас водящий вый­дет ненадолго из комнаты и там задумает своего героя. Я тоже вый­ду с ним, а когда мы вернемся, вы будете задавать вопросы водяще­му так, как будто он и есть этот сказочный герой, и все ваши вопросы будут начинаться со слов «ты» или «у тебя». Например, «У тебя есть помощники?», или «Ты - человек?»

Затем водящий и тренер выходят из комнаты, и тренер предлага­ет водящему задумать своего самого любимого сказочного героя, того, кто, по мнению водящего, лучше всех других героев, самый добрый, ловкий, умный, находчивый и т.д. и побывать этим героем. Когда дети будут задавать вопросы, то отвечать надо от имени этого героя. Игра продолжается до тех пор, пока группа не угадает героя.

Если процесс угадывания не затягивается и есть желание продол­жать игру, то тренер может предложить еще одному ребенку заду­мать героя и побыть им.

Если большое количество детей хотят побыть героем сказки, то тренер предлагает на сегодня ограничиться двумя водящими, а зав­тра опять поиграть в «Сказочного героя». Это делается потому, что процесс решения этой задачи требует длительной концентрации вни­мания и интеллектуальных усилий, после двух водящих дети устают

и нуждаются в физической разрядке и смене вида деятельности.

Игра «Грузим баржу»проводится в качестве разминки в начале дня или после обеденного перерыва.

Ход игры: все сидят лицом в круг, и тренер говорит: «Сейчас мы будем бросать друг другу мячик, и при этом «грузить баржу» пред­метами, названия которых начинаются на букву, например, «к». Тот, у кого в руках оказывается мяч, называет предмет на буква «к» и бы­стро бросает другому игроку, тот называет свое слово на эту же бук­ву и бросает мячик третьему. Не надо передавать ход обратно, то есть бросать мяч тому, кто только что бросил его тебе». Игра про­должается до тех пор, пока у каждого играющего мяч не побывает несколько раз.

Игра «Четыре позиции»направлена на:

а) осознание собственных предпочтений и организации простран­ства общения;

б) осознание различий в восприятии и эмоциях разных людей в одной ситуации;

в) преодоление стереотипов.

Ход игры: тренер предлагает участникам разделиться на пары по признаку наименьшего знакомства. Младших школьников тренер де­лит на пары сам, так как эта задача может оказаться для них невы­полнимой, или они сознательно выберут себе в пару как раз того че­ловека, которого знают лучше других.

1 этап. Тренер просит пары распределиться по всей комнате так, чтобы каждая пара была возможно дальше от других, и поставить свои стулья спинками друг к другу, вплотную. Тренер «Теперь вы ся­дете на стулья и будете полторы минуты разговаривать, не поворачи­вая корпус. Тему выберите сами или я вам предложу. Для этого вы­бора у вас есть некоторое время. Когда я скажу «Начали!», вы при­ступите к разговору». Тренер следит за временем и, когда истекают полторы минуты, говорит «Стоп!»

2-й этап. Тренер предлагает парам: «Теперь пусть один из вас си­дит, а другой встанет прямо напротив партнера, и по команде вы про­должите ваш разговор. Тема - та же, а если хотите, можете взять другую тему. Через полторы минуты после команды «Начали!» я вас остановлю».

3-й этап. Партнеры меняются местами в позиции «один стоит, другой сидит» и опять разговаривают полторы минуты.

4-й этап. Партнеры беседуют, сидя лицом друг к другу. Затем все садятся в круг, тренер предлагает каждому сказать, в каком положе­нии ему было удобнее и приятнее всего разговаривать, а в каком по-

ложении - наименее приятно. При этом тренер обращает внимание играющих на следующее правило этой игры - нельзя в своих выраже­ниях использовать слова: конечно, разумеется, естественно, безус­ловно, обычно, всегда, все люди, каждый человек и т.д., говорить нужно только о себе и своих переживаниях, например, «Я чувствова­ла себя...», «Мне было приятнее всего...» По ходу обсуждения тре­нер обращает внимания ребят и подчеркивает те моменты, когда иг­рающие высказывают противоположные мнения, или когда они гово­рят об одинаковых чувствах в одной и той же ситуации, но при этом у них различные или даже противоположные мотивы.

Игра «Детектив»направлена на то, чтобы помочь ребятам осоз­нать источники некоторых трудностей в общении; осознать тот факт, что хорошее слушание - это особая деятельность, которая требует определенных умений, и таким образом, способствовать формирова­нию установки на активное слушание.

Ход игры: все сидят лицом в круг, у тренера в руках - мячик. Тре­нер говорит: «Давайте сочиним детектив и делать это мы будем так: я скажу первую фразу и брошу мяч кому-то из вас. Поймавший по­старается точно повторить мою фразу, а затем скажет свою, разви­вая действие нашего детективного романа, затем он бросает мяч еще кому-то. Следующий играющий повторяет последнее предложе­ние - только одно и добавляет свою фразу. Пусть каждая фраза вклю­чает не меньше пяти слов. Не нужно передавать ход обратно, то есть тому, от кого вы получили мяч.

Тренер останавливает игру не раньше, чем каждый из играющих получит ход хотя бы один раз, а если игра нравится подросткам, и группа невелика, то можно и два-три раза дать возможность каждо­му принять участие в сочинении детектива. После остановки игры, тренер спрашивает ребят, что было труднее - повторить предыду­щую фразу или сказать свою и почему.

Игра «Зеркало»направлена на снятие напряжения, физическую и эмоциональную разрядку и вместе с тем она способствует мышеч­ной релаксации и развитию навыков подстройки.

Ход игры: дети стоят плечом к плечу в одну линию, лицом в одну сторону, а тренер стоит напротив на расстоянии двух-трех метров. Тренер: «Сейчас вы все будете зеркалом, а я буду человеком, кото­рый кривляется перед зеркалом. Я буду делать разные движения и принимать различные позы, а вы будете изображать мое отражение в зеркале, то есть делать такие же движения, но - зеркально». Тренер начинает с более крупных движений - руками, ногами, корпусом, го­ловой, постепенно делая движения все более мелкими. Затем тренер

переходит к мимике, корчит рожи, изображает различные эмоциональ­ные состояния. В ходе этой игры тренер осуществляет диагностику развития экспрессивных и импрессивных способностей детей. Если в группе есть дети или подростки, которые не понимают, какое эмо­циональное состояние выражает тренер с помощью мимики и не мо­гут его выразить, то при проведении других игр, направленных на раз­витие умения выражать свои чувства и понимать эмоциональное со­стояние партнера, этим детям, чаще, чем другим, дается возмож­ность поработать более активно.

Игра «Вредное зеркало»способствует развитию внимания и яв­ляется хорошей психологической и физической разрядкой. Она прово­дится в начале дня или после обеденного перерыва в качестве раз­минки и помогает детям включиться в работу.

Ход игры: все стоят так же, как в игре «Зеркало». Тренер: «Сейчас я буду человеком, который делает разные движения и принимает раз­личные позы перед зеркалом, а вы все будете этим зеркалом. Это зеркало - не простое. Оно - живое и вредное. Оно старается все сде­лать наоборот: если я, например, встаю на цыпочки, мое отражение в зеркале приседает, если я развожу руки в стороны, то мое отражение скрещивает их на груди и т.д.»

Когда проводят игры «Зеркало» и «Вредное зеркало» в обычных классах средних школ и гимназий, где большинство детей имеет сред­ний уровень развития первичных социальных навыков, участники де­лятся на пары и поочередно играют роли «отражаемого» и «отража­ющего». Для детей с трудностями в общении более полезно поста­вить участников в одну линию, а тренеру выступать в роли «отража­емого».

Игра «Рисунок вдвоем»направлена на формирование установ­ки на партнерство, на развитие навыков подстройки.

Ход игры: тренер предлагает участникам разбиться на тройки, выбрав себе в партнеры тех ребят, с которыми до сих пор разговари­вал и общался меньше, чем с другими. Вдвоем играющим нужно сесть рядом с одной стороны стола, а третьему - напротив них, с другой стороны. Тренер раздает бумагу и ручки: по одной ручке (или карандашу) и по три листа бумаги на каждую тройку. Тренер: «Сей­час те двое, которые сидят рядом, возьмутся за одну ручку, и будут рисовать один рисунок, не глядя друг на друга, ни о чем не договари­ваясь. Закончив рисунок, надо написать название и поставить подпи­си - все так же молча, вдвоем одной ручкой. Третий участник будет внимательно наблюдать за рисованием, а когда оно закончится, на­блюдатель расскажет рисовавшим, как, по его мнению, проходил про-

цесс рисования. Затем авторы рисунка расскажут наблюдателю, что он увидел правильно, а что - нет».

На втором этапе игры один из рисовавших и наблюдатель меня­ются местами и ролями. Новая пара таким же образом, как первая, выполняет свой рисунок (на своем листе) и так же его обсуждает с наблюдателем. На третьем этапе вновь меняются местами, и тре­тья пара рисует, и снова - обсуждение.

Затем все садятся в крут, как можно теснее, а рисунки кладут в центр круга, на маленький столик. Тренер показывает каждый рису­нок группе и просит всех, кроме авторов этого рисунка, высказать свое впечатление: какие отношения во время рисования были у авто­ров: взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание или сопер­ничество, конфликт, драка. Последними спрашивают авторов рисун­ка.

Игра «Сказка»направлена на формирование навыков взаимодей­ствия и на развитие внимания.

Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер показывает детям иг­рушку, например, фигурку гномика, или животного, или куклу и гово­рит: «Давайте все вместе сочиним сказку про эту игрушку. Тот, кто захочет начать, возьмет ее в руку и скажет первое предложение -одно - нашей сказки. Потом он передаст игрушку своему соседу спра­ва и тот продолжит сказку». Когда игрушка обходит круг и попадает опять к тому ребенку, который начал сказку, тренер берет игрушку и говорит: «А теперь постараемся вспомнить и повторить по порядку все, что происходило с нашим героем, и при этом пусть каждый игра­ющий не повторяет свое собственное предложение, а только предло­жения других детей».

Игра «Одинаковое количество пальцев»направлена на фор­мирование установки на партнерство.

Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас я буду считать, а вы на каждый счет будете показывать какое-то количество паль­цев на одной руке, кто сколько хочет. Задача - всем показать одина­ковое количество пальцев, но договариваться об этом не надо, гово­рить во время игры тоже не надо». Игра продолжается до тех пор, пока все не покажут одинаковое количество пальцев.

Игра «Предмет-действие»направлена на тренировку внимания и в то же время способствует включению ребят в работу.

Ход игры: все сидят в кругу. Тренер: «давайте еще поиграем с мячиком. Тот, у кого мячик, назовет какой-то предмет и бросит мяч другому, поймавший назовет действие этого предмета, потом свой

предмет и бросит мяч следующему. Например, я скажу «Дерево», а тот, кому я брошу мяч, может сказать «Зеленеет». Давайте постара­емся избегать слов «стоит» и «лежит».

Игра «Тесный круг»направлена на формирование умения уста­навливать контакт.

Ход игры: желающий водить выходит из круга, а все остальные становятся лицом в круг и берутся под руки. Задача водящего - пройти в круг, задача остальных - пропустить его только тогда, когда они сами этого захотят.

На втором шаге этой игры выбирают другого водящего, и он вы­ходит из круга. Остальные становятся спиной в круг и опять крепко сцепляются. Задача водящего - попасть в круг, не пользуясь слова­ми, а только мимикой и жестами.

Игра «Прыжки на 90 градусов»способствует ускорению фор­мирования группы и тренировке социальной сензитивности.

Ход игры: ребята стоят в одну линию, лицом в одну сторону, тре­нер не участвует. Тренер: «Сейчас я буду считать, и на каждый счет вы будете прыжком поворачиваться на 90 градусов в любую сторону, каждый куда хочет. Заранее договариваться, в какую сторону пры­гать, вы не будете, и разговаривать во время игры не надо». Задача группы - повернуться всем в одну сторону.

Игра «Больше всех игр мне понравилась...»- проводится в конце каждого дня тренинга, и направлена на отреагирование эмоций. В первые три дня тренинга она проходит так: все сидят лицом в круг, и тренер просит детей вспомнить все игры сегодняшнего дня - без особого порядка, вразнобой. После этого тренер предлагает каждо­му по порядку - по кругу - сказать, какая игра ему понравилась боль­ше всех других. В последний день тренинга предлагается вспомнить все игры всех дней, а потом дети называют каждый ту игру, которая ему больше понравилась за четыре дня.

Игра «Пантомима»направлена на тренировку умения пользо­ваться невербальными средствами общения.

Ход игры: тренер делит группу на две половины, которые расхо­дятся по разным помещениям. Каждая группа придумывает какое-то слово и пантомиму, показывающую это слово. Затем первая груп­па показывает свою пантомиму, а вторая угадывает слово, а потом наоборот.

 

Игра «Рассказ по картинке»направлена на осознание психоло­гических закономерностей передачи и восприятия информации.

Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас пятеро добро­вольцев выйдут ненадолго из комнаты и там решат, в каком порядке они будут по одному заходить в комнату. Первому, кто войдет, я пока­жу картинку, и он постарается запомнить все, что там нарисовано. Затем я картинку уберу и мы позовем второго. Первый игрок рас­скажет второму, что нарисовано на картинке, потом войдет третий, и второй расскажет ему то, что услышал от первого. Затем третий расскажет четвертому, а четвертый - пятому. И, наконец, пятый рас­скажет нам всем, что ему рассказал четвертый. Все - от первого игрока до пятого - будут рассказывать вслух здесь, при нас, а мы будем запоминать, что происходит с текстом при передаче от одного человека к другому». Когда пятый заканчивает свой рассказ, тренер показывает всем картинку, и ребята обсуждают, что происходило с информацией последовательно на каждом этапе.

Игра «9 точек»направлена на формирование установки на парт­нерство.

Ход игры: тренер делит группу на четверки, каждому их них дает­ся листок в клеточку и один карандаш. На большом листе тренер рисует 9 точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга тремя рядами по три - квадратом. Задача каждой четверки - всем вместе найти решение - перечеркнуть все точки четырьмя отрезка­ми прямой, не отрывая карандаша от бумаги. Тренер следит, чтобы дети работали всей четверкой над одним квадратом, а не рисовали каждый свой квадрат. Тренер говорит ребятам, что одиночке требу­ется на это решение полчаса, а группа может справиться и за десять минут.

Игра «Инициатор движения»направлена на тренировку соци­альной сензитивности.

Ход игры: все сидят лицом в круг, желающему водить предлагают выйти из комнаты. В его отсутствие выбирают инициатора движения - он будет показывать всем остальным движения, а они будут их по­вторять. Задача инициатора движения - производить смены движе­ния так, чтобы водящий не догадался, кто командует. Затем пригла­шают водящего и перед ним ставится задача - внимательно наблю­дая за всеми, назвать того, кто командует.

Игра «Пальчики»направлена на тренировку умения прогнозиро­вать поведения партнера.

Ход игры: ребята делятся на пары и садятся лицом друг к другу.

Тренер: «Сейчас вы будете показывать друг другу один или два паль­ца. Считаете: раз, два, три! И на счет» три» одновременно показыва­ете пальцы. Договоритесь, кто будет играть на согласование, а кто на рассогласование. Тот, кто играет на согласование, старается угадать, сколько пальцев покажет другой, показать столько же. Если ему это удалось, он получает очко. Тот, кто играет на рассогласование, ста­рается перехитрить первого и показать не столько пальцев, сколько ожидает первый, и если игроки показали разное количество пальцев (например, первый показывает два пальца, а второй - один), то очко получает второй. Играют до десяти очков, а потом меняются роля­ми.

Игра «Присоединение через позу»способствует развитию умения подстройки и присоединения.

Ход игры: тренер делит ребят на тройки. Двое садятся прямо на­против друг друга на расстоянии примерно 1 м, а третий - наблюда­тель - сбоку от них, под прямым углом. Тренер предлагает одному из сидящих друг напротив друга расслабиться и сесть максимально удобно, принять такую позу, в которой он любит сидеть. Задача вто­рого - в точности повторить позу первого, а наблюдатель подсказы­вает ему и помогает добиться точности. Затем они меняются роля­ми.

Вторым шагом наблюдатель делает то же с первым из двух, а второй становится наблюдателем, третьим шагом - опять меняются местами и поочередно принимают удобную позу и копируют ее.

Игра «Пожелания»проводится для закрепления положительных эмоций.

Ход игры: все сидят в кругу. Тренер: «Давайте сейчас выскажем друг другу хорошие пожелания. Тот, у кого в руках мяч, бросит его любому игроку, назовет его по имени и пожелает ему чего-то. И так мы будем бросать друг другу мяч с пожеланиями».

Игра «Комплимент»имеет ту же цель.

Ход игры: все сидят в кругу. Тренер: «Давайте говорить друг другу комплименты. И сделаем это так: тот, кто захочет начать, назовет пс имени своего соседа слева и скажет: «Мне нравится, что ты...», и так по кругу, пока каждый не получит комплимент от соседа.

Игра «Картина на память»направлена на отреагирование эмоций и вместе с тем способствует формированию установки на партнерство.

Ход игры: тренер кладет на пол большой лист бумаги (ватман) и

набор фломастеров (карандашей, мелков, красок) и предлагает де­тям всем вместе нарисовать картину, чтобы она осталась им на па­мять. Тренер предлагает рисовать все, что хочется. Если дети зат­рудняются, тренер помогает им выбрать тему: «наша группа» или «Наши игры», «Наш тренинг» и т. д.

Литература:

1. С.И. Макшанов, С.Ю. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. Ка­талог. Ч. 1, С-Пб., 1993.

2. М.И. Чистякова. Психогимнастика. М., 1990.

3. Практикум по социально-психологическому тренингу. /Под ред. В.Д. Парыгина. С-Пб., 1994.

4. Методы практической психологии общения. Учебное пособие. / Под ред. В Л. Захарова и Е.В. Сидоренко. Л., 1990.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.