Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.
Обработка результатов:
S=(0.5N-2.8n)/t;
· S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
· N – количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;
· t – время работы;
· n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
· 10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
· 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
· 6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
· 4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
· 2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
· 0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
· Кривая №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания
· Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания
· Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания
· Кривая №4. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания
· Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
· 10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
· 8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
· 6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
· 4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4
· 3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
3. Воображение.
Методика «Нарисуй что-нибудь» Цель:определение уровня развития воображения.
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка результатов Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям: 10 баллов— ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 8-9 баллов— ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. 5-7 баллов— ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3-4 балла— ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. 0-2 балла— за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития 10 баллов— очень высокий. 8-9 баллов— высокий. 5-7 баллов— средний. 3-4 балла— низкий. 0-2 балла— очень низкий.