Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей



психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто.

Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.

1. Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.

2. При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

3. Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

- разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

- выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

- оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

- определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцион-но-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка (организация и содержание деятельности ПМПК подробно представлены в главе 8).

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В. И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.

Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

- выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

- разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

- определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

- помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

- профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

- решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

- раннее выявление нарушений развития у детей;

- определение причин и характера нарушений;

- определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

- выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

- разработка индивидуальных программ развития и обучения.

 

 

3.принципы комплектования специальных учреждений

1. Комплексный подход к диагностике с участием различных специалистов: педагога-дефектолога, логопеда, психолога, врача-психоневролога или психиатра, оториноларинголога, офтальмолога и врачей других специальностей, если это необходимо. Обследование устанавливает характер психических отклонений, возможность поражения центральной нервной системы, определяет состояние зрения, слуха, речи, фиксирует особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Данные совместного медицинского, психологического и педагогического обследования, выявляя причины учебной неуспеваемости и разнообразных затруднений ребенка в условиях массовой школы, служат основанием для компетентного диагноза и последующего его направления в соответствующий тип специального учреждения.

2. Всесторонний системный анализ аномалий развития способствует правильной диагностике. Такое исследование предполагает изучение причин аномального состояния и структуры дефекта (зависимость, взаимосвязь, взаимообусловленность его проявлений), так как отдельные проявления и симптомы не дают полной картины дефекта развития у ребенка. В процессе обследования выделяются его первичные и вторичные признаки, обна­руживается степень того или иного нарушения развития, анализируются особенности познавательных процессов, речи, пространственной ориентировки, физическое состояние, чувствительность органов, быстрота реакций, личностные качества, работоспособность, наличие учебных знаний и навыков.

3. Динамический подход с учетом процесса развития ребенка. Он означает длительное наблюдение за характером его развития, тщательный анализ истории этого развития. Принцип динамичности изучения ребенка открывает его потенциальные возможности, т. е. не только уровень настоящего состояния возможностей обследуемого, но и зону ближайшего развития.

4. Качественный анализ особенностей деятельности ребенка по выполнению диагностических заданий. В этом случае важно обратить внимание, как ребенок понимает задание, насколько он самостоятелен, как использует предложенную помощь. Качественный подход к различным видам деятельности ребенка исключает чисто количественную оценку результатов, которая реализу­ется при изолированном применении психологических тестов.

5. Индивидуальный подход к ребенку в процессе обследования, создание спокойной, доброжелательной обстановки, помогающей ребенку раскрыть свои индивидуальные особенности. Необходимо учитывать его состояние, настроение, готовность пойти на контакт. Следует принять меры к преодолению беспокойства, настороженности, замкнутости, нередко возникающей у детей в условиях обследования. Индивидуальный подход способствует предупреждению ошибочного диагноза.

Эти принципы обеспечивают достаточно высокий теоретический уровень задач комплектования учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей, соответствуют основным мето­дологическим позициям советской дефектологии.

Практическое комплектование специальных учреждений, т. е. отбор аномальных детей, производится медико-педагогическими комиссиями. Эти комиссии создаются на областном или, в зависимости от конкретных условий, городской и районном уровнях.

Квалифицированный отбор и комплектование специальных учреждений зависят от компетентности специалистов. В состав комиссии входят: представители отдела народного образования и отдела здравоохранения, врачи (психоневролог или психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог.

Дети с различными отклонениями в развитии (нарушениями слуха, зрения, речи, умственного развития, опорно-двигательного аппарата) направляются районными лечебными учреждениями, детскими садами, массовыми школами, родителями.

Комиссия рассматривает необходимую документацию: педагогическую характеристику ребенка, его письменные работы (для тех, кто обучается в школе), заключения педиатра о состоянии здоровья, психоневролога — об умственном развитии ребенка с соответствующим диагнозом и по необходимости — заключения других врачей-специалистов (оториноларинголога, офтальмолога, ортопеда).

Комплексное всестороннее обследование ребенка проводится в течение часа с помощью различных психолого-педагогических методов: беседы с ребенком, наблюдения за его игровой деятельностью, выявления знаний, умений и навыков, экспериментального исследования познавательных процессов. В специальных подобиях предлагаются экспериментальные методики психологического обследования.

На комиссии присутствуют родители ребенка, которые дают сведения об особенностях его развития (начиная с эмбрионального), наследственности, детских болезнях, поведении.

В итоге обследования и в результате комплексного обсуждения всеми специалистами данных обследования выносится обобщенное заключение комиссии. В нем характеризуются неврологическое, психологическое, физическое состояние ребенка, интел­лектуальное, речевое развитие, школьная успеваемость и принимается решение о месте его обучения.

В особо сложных случаях с целью более точной диагностики умственного развития комиссия может направлять детей в специальный диагностический класс, созданный при некоторых вспомогательных школах, где они проходят более длительное обследование.

В своей работе медико-педагогические комиссии руководствуются соответствующими инструкциями по приему аномальных детей в различные типы учреждений.

Действующие организационные формы комплектования специальных учреждений сложились много лет назад и в настоящее время нуждаются в существенной перестройке. Сегодня существует 8 основных типов специальных школ-интернатов и сеть дошкольных учреждений для аномальных детей, но принципы подхода к диагностике дефектов развития, методическая обеспеченность и организация медико-педагогических комиссий не изменялись на протяжении долгого времени. Например, основным критерием первичного отбора детей во вспомогательную школу остается их неуспеваемость в массовой школе. Этот критерий не является определяющим и надежным, так как неуспеваемость учащегося, как известно, часто бывает вызвана различными причинами, не связанными с умственной отсталостью.

В настоящее время разрабатывается новое положение о медико-педагогических комиссиях, определяющее их функции, задачи и порядок работы. Оно будет дополнено инструктивно-методическими указаниями к проведению диагностики и отбора. Проект новой организации диагностики и отбора предусматривает создание постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций на областном уровне, которые должны будут в период отбора в специальные детские учреждения функционировать как медико-педагогические комиссии, а на протяжении всего года осуществлять работу по диагностике, консультированию педагогов и родителей, оказанию помощи школам в работе с трудными детьми.

Правильное комплектование специальных школ во многом зависит от знания и понимания особенностей неуспевающих детей учителем начальных классов массовой школы.

Большое количество детей, направляемых из массовых школ на медико-педагогические комиссии, не нуждается в специальном обучении. Лишь незначительная часть из них оказываются действительно умственно отсталыми и требуют обучения во вспомогательной школе. Другие же псевдоаномальные дети, проявляя отставание в обучении и развитии, ошибочно рассматриваются как умственно отсталые из-за недостатка своевременной помощи и индивидуального подхода со стороны учителя начальной школы. Эти дети становятся отстающими по разным причинам: из-за речевого недоразвития, астенического состояния (физической и нервно-психической слабости, быстрой утомляемости, неусидчивости, сниженной работоспособности) и других недостатков.

Учителя начальной школы, должны знать особенности этих детей. Необходимые знания они получают в курсе основ дефектологии, включенном в учебный план факультетов начальных классов, в дальнейшем на курсах повышения квалификации, а также самостоятельно изучая специальную литературу по дефектологии. Полученные знания по специальной педагогике помогут учителю начальной школы в успешной борьбе с неуспеваемостью, будут способствовать и квалифицированному своевременному выявлению аномальных детей с последующим направлением их в соответствующие типы специальных учреждений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.