Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задание – нарисовать дерево. Основное условие – нельзя рисовать пальмы и хвойные деревья



Ствол

Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами. Засохший, сломанный (срубленный), без листьев – сниженное настроение, депрессия. Подробное изображение коры (заштрихованный ствол) – боязнь агрессии, потребность в защите; иногда ипохондрия. Дупло – перенесенная в прошлом психотравма. Животное в дупле – потребность в защите и уюте.

Корни

Преобладание корней – ориентация на прошлое; потребность в опоре и привязанности; значимость семейных связей. Корни без изображения земли (или виснущие над землей) – отсутствие привычной почвы; неуверенность. Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация; недостаточная социальная адаптированность; ослабленная привязанность к дому и семье.

Ветви

Расходятся в стороны – экстравертность. Закрытые линии кроны – скрытность. Подробно структурированы – упорядоченное общение; склонность к детальному плану планированию действия. Не структурированы – случайные контакты; импульсивность, отсутствие планирования действий. Оканчиваются остриями – агрессивность. Направленность вверх – активность. Опущены вниз (как у плакучей ивы) – депрессия.

Крона

Крона отсутствует – нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив. Узкая – интровертность. Большая, подробно проработанная – хорошо развито планирование. Большая, непроработанная – мечтательность, защитное фантазирование.

 

Тест «Лучший художник»

Этот тест применим для разных возрастов, и на практике используется как исследование оригинальности мышления. Мы с вами будем использовать его в упрощённом варианте для выявления умеющих хорошо рисовать, то есть ребят, которые помогут вам в оформлении отрядных уголков и т.д.

Для этого каждому ребёнку вашего отряда необходимо дать заранее подготовленный лист с нарисованными кружочками (для рисования кружочков можно использовать монету) количество которых от 10 до 25. Условие следующее: необходимо нарисовать соответственно 10-25 рисунков, чтобы каждый кружок был частью рисунка. Объединять несколько кружков в один рисунок нельзя. Тест можно усложнить, ограничив время: 1 минута на один рисунок.

Обработка результатов ведётся следующим образом: вожатый называет предметы, которые, как показывает практика, рисуются ребятами чаще всего: «Ребята, поднимите руки те, кто нарисовал солнышко (ведётся подсчёт). Итак, 15 человек. Теперь все, кто нарисовал солнышко, записывают себе 15 баллов».

Подобный подсчёт и выставление баллов ведётся и дальше, когда вожатый называет следующие предметы: часы, лицо, овощи, фрукты, мяч, тарелка, кнопка, розетка, монета, мишень, медаль. Далее все участники суммируют количество своих баллов. Участники, нарисовавшие предмет, который не был назван вожатым, ставят себе по 1 баллу. Победителем является тот, кто наберёт наименьшую сумму баллов.

Вожатый собирает рисунки и по качеству их выполнения выявляет лучшего художника отряда.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА

«Режим молчания», или «Большой разговор»

Взяв группу на прогулку или в поход, можно объявить «режим молчания». Это значит, что участники группы будут общаться друг с другом лишь при действительной необходимости, и то с помощью жестов, мимики или, в крайнем случае, записки. Нарушивший «режим молчания» штрафуется (например, нести дополнительную поклажу, или наказывается молчанием на дополнительный срок, когда всем будет позволено разговаривать).

Длительность молчания должна быть не менее получаса, а если возможно, - достигать полутора часов подряд. Люди всё это время проводят вместе: в походе, общей работе или просто рассевшись на траве. Разрешается бегать, играть в мяч, лазить по деревьям, собирать ягоды, но делать это всё молча.

Назначение такой игры двояко. Во-первых, каждый её участник в непривычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Он поневоле «проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно, и не догадывался. Поглядывая на изменившихся, «тихих» товарищей, встречаясь с ними глазами, изредка обмениваясь скупыми жестами, он понимает, что и они - каждый по-своему - «проваливаются в себя». Внутренняя – жизнь, своя и чужая, открывается ему как новая реальность, и это способствует росту его уважения к тем людям, которых он, как ему кажется, уже давно изучил, к которым привык, как привыкают к предметам обихода. В игровом молчании личность осознаёт себя зреющей.

Во-вторых, за период молчания у каждого члена группы накапливается острая жажда общения. Смутно или явственно он приходит к пониманию того, каким благом является возможность поговорить выразить себя и вникнуть в мысли, в душевное состояние другого. Ценность коммуникации он постигает внутренним опытом. Так человек не думает о ценности воздуха, которым он дышит, не замечает этого, дышит, однако ныряние в воду открывает ему радость дыхания.

Уважение и симпатия друг к другу, радость общения - всё это слышится в оживлённых разговорах группы после снятия «режима молчания». Люди настроены не на обыденный лад, в той или иной форме переживают душевный подъём. Этим следовало бы воспользоваться, чтобы начать «большой разговор».

«Большой разговор» - это, собственно говоря, форма группового общения, хорошо знакомая каждому педагогу. Не раз и не два доводилось ему проводить с учащимися беседу на главные темы жизни - о чести и героизме, о дружбе и преданности, о цели человеческого пути, о сходствах и различиях между людьми, о науках и искусствах, о предках и о будущем, о Родине и человечестве... И, конечно, случалось так, что собравшимся не хотелось расходиться: была бы только взята верная «тональность» разговора, и был бы он только впору, ко времени и общему настроению.

Если после «режима молчания» времени ещё достаточно, т.е. впереди не меньше трёх часов без спешки и хлопот, то необходимое настроение для большого разговора можно, как правило, считать уже созданным. Ведущий начинает его, поставив определённый вопрос перед аудиторией и предложив желающим ответить на него. Первым из таких вопросов может быть следующий: «О чём я думал, что переживал, пока длилось молчание?» В любой группе найдётся хотя бы один человек, готовый немедленно поделиться тем, что с ним произошло. Его слова побуждают ещё кого-нибудь высказаться о себе. Потом обычно начинается «цепная реакция».

Дальнейшие вопросы должны быть заранее припасены педагогом (или психологом), но какой из них поднимать вслед за первым, приходится решать по ситуации. У группы не должно возникать чувство, что тема обсуждается, навязываясь «сверху». Одна тема естественно порождает другую - таков принцип «Большого разговора». Что же касается припасённых вопросов, они могут быть таковыми:

От чего мне бывает скучно?

Какую музыку я люблю, и почему она мне нравится больше, чем другая?

На какого героя фильма или книги мне когда-либо хотелось походить?

Каким я представляю себя, и каким представляют меня другие (собравшиеся) лет через двадцать?

Понимаю ли я своих родителей, бабушек, дедушек? Понимают ли они меня, и если нет, то почему?

Какой хороший поступок был в моей жизни? (Имеется в виду «хороший» в его представлении, что бы об этом ни думали другие)

Люблю ли я животных, и с какими из них мне приходилось иметь дело?

Есть ли у меня человек, которого я ненавижу? (Не называя, дать его психологический портрет.)

Какие народные песенки и сказки (любого народа) мне приходилось слышать, и чем они мне понравились?

Какие люди мне больше нравятся - скромные или бросающиеся в глаза и почему?

Пришлось ли мне пережить разочарование в человеке (называть его не надо) и с чем это было связано?

Знаю ли я кого-нибудь из воевавших в минувшей войне пожилых людей, и что я о нём думаю? (Называть его не обязательно.)

В каких местностях страны и в каких странах земного шара мне хотелось бы побывать и почему?

Какие профессии мне нравятся? Какие не нравятся и почему?

Это примерный и заведомо неполный перечень тем, возможных для «большого разговора», уже является толчком для самопроизвольного обращения группы к темам самого высокого порядка.

Позиция ведущего при беседе, приближающейся по своему качеству к духовному уровню общения, должна быть исключительно тактичной. Он стремится (и требует от остальных) не перебивать говорящего, даже если тот, по общему мнению, вопиюще неправ.

В то же время он должен следить за тем, чтобы активные «солисты» не забивали сдержанных или легко теряющихся в беседе участников дискуссии. Желательно поощрять каждого, чтобы он взял слово, но недопустимо требовать от него высказываний, «вытягивать» их. Незрелые, поверхностные, нелогические, аморальные и тому подобные суждения членов группы ведущий, завершая разговор, может подвергнуть убедительной критике, но ни в коем случае не переходя при этом «на личность». Он против такой-то позиции, но не против такого-то конкретного лица. Тем самым ошибающимся людям оставляется простор для последующих конструктивных размышлений на затронутые темы. (Обиженный или осмеянный человек тоже продолжает размышлять после разговора, но его размышления в этом случае часто носят деструктивный характер: в пику оппонентам субъект укореняется в своей неправоте).

«Большой разговор», если он удался, становится незабываемым и заметно сплачивает группу в дальнейшем. Он имеет не только очевидный нравственный, воспитательный, но и психологический смысл, ибо общение на духовном уровне с древности известно как вернейший способ облегчить, высветлить и укрепить душу человека.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Если вас заинтересовал анализ вашей работы в течение смены, то рекомендуем вам провести анкету «КАК МЫ ЖИЛИ»

Анкета

1. Нравится ли тебе ездить в оздоровительный лагерь?

2. Ты приехал (а) по желанию или по настоянию родителей?

3. Жалеешь ли ты об этом?

4. Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:

§ положительного

§ отрицательного

5. Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?

6. Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:

§ положительного

§ отрицательного

7. Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой отряд, сделал бы ты это?

8. Считаешь ли ты, что вожатый твоего отряда самый лучший?

9. Если да, то почему?

а) потому что закрывает глаза на поведение;

б) личная симпатия;

в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.

10. Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе?

11. В каком году в лагере было лучше?

Разумеется, предложенные вопросы не ограничивают весь их перечень, которым может пользоваться вожатый. Какая информация вам необходима? Основываясь на этом, вы можете составить свои вопросы.

 

Материалы сборника сформировали

Наталья Коняхина

Ольга Алёшина

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.