Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НЕКОТОРЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ



Использованы материалы различных сайтов Интернета, а также «Психологические рисуночные тесты» А.Л. Вагнер

 

 

Социометрия

Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых вожатыми оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросников, социометрии. Предложенные ниже варианты социометрии и опросников апробированы не на одной смене и показали, что имеют право на существование и применение. Если они вам понравятся, вы можете использовать их в своей работе.

Коллектив, группа - это всегда живой организм, существующий по своим, свойственным для него законам. Люди, входящие в него, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занимается коллектив. Каждый его член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, имеет определённое положение в системе групповых и межличностных отношений. Для более глубокого понимания межличностных отношений в коллективе мы предлагаем провести социометрию.

Социометрия - метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.

В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.

1. Кого бы вы пригласили на свой день рождения?

2. С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?

3. С кем бы вы хотели жить в одной палате?

Для обработки результатов строится следующая таблица:

 

Фамилия • • #
1. Петров В.    
2. Иванов Ф.    
3. Сидоров В.      
4. Захаров С.          
               
25. Кириллов И.      

В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 - выбор пал два раза, 3 - выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Захарова и 3 раза Кириллова. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым , 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.

После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму «мишень». Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.

1 зона - зона «звёзд» (максимальная сумма баллов)

2 зона - зона «предпочтения» (статус выше среднего)

3 зона - зона «пренебрегаемых» (статус ниже среднего)

4 зона - зона «изолированных»

Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выносить результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне «изолированных» могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.

Ответ на 3 вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик - фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.

РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. Это позволяет оценивать развитие человека с помощью рисуночных тестов. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне переживаний, представлений, стремлений и т.д. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Рисунок – это всегда какое-нибудь сообщение, зашифрованное в образах.

Очень важно, что рисуночные тесты изображают, в первую очередь, не сознательные установки, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представить в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Рисуночные методики очень просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Поэтому не рекомендуется делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов. Эти тесты дают лишь основание для обоснованных предположений. Заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она поддержана двумя – тремя признаками, обнаруживающимися в рисунке.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.