Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика волевых качеств личности



Студенческий возраст является ранним периодом зрелости, первые годы которого имеют прямое отношение к периоду обучения в высшем учебном заведении (18-24 года). Данный возраст характеризуется тем, что человек обладает большой работоспособностью, максимально способен к творчеству, овладению сложными способами интеллектуальной активности. На это время приходится очень важный этап, характеризующийся вхождением человека в профессию, становлением будущего специалиста, профессионала.

Считается, что профессия накладывает на человека неизгладимый след. Профессионал - это развивающаяся личность, которая обладает высокой профессиональной квалификацией и компетентностью, разнообразием навыков и умений, а также включает в себя высокий уровень профессионально важных качеств или личностно-деловых качеств, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.

Согласно полученным данным описательной статистики (Приложение 1) в среднем для группы характерен вогнутый тип работоспособности, т.е. в среднем в работе группы наблюдается резкий спад работоспособности, затем повышение, не доходящее до изначального уровня, затем незначительный спад работоспособности: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой. Однако, что интересно по данным для левой руки (методика на левую руку была проведена через 4 дня после проведения методики на правую руку) для группы характерен подвижный тип: темп работы в течение первых 10-15 сек снижается, затем нарастает, и опять снижается. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему слабой силы.

Если принять в расчет, что левое полушарие (правая рука) соответствует сознательному, а правое - бессознательному, можно предположить, что разница в данных методики характеризует интенсивность прикладываемых волевых усилий. По данным методики на левую руку в группе преобладает средне-слабый тип нервной системы, по данным методики на левую руку - слабый тип нервной системы. Т.е. студенты привыкли прикладывать определенные усилия для достижения поставленной цели.

При этом группа характеризуется как настойчивая (среднее =12,7; мода = 15 (7 человек 31,8%)). Для группы характерен средний уровень терпеливости и упорства (среднее = 10,9; мода = 10 (8 человек 36,36%) и среднее = 10,8 соответственно).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у студентов 4 курса развиты такие волевые качества как упорство, терпеливость и настойчивость. Оценка уровня работоспособности показала, что большинство студентов привыкло прикладывать определенные волевые усилия для достижения цели.

Следовательно, волевые качества активно развиваясь в значимой деятельности, затем прослеживаются и в другим, менее значимых видах деятельности.

 

Заключение

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Зачастую достаточно высокий уровень развития волевых качеств наблюдается у людей творческого типа, увлеченных какой-либо деятельностью. Это происходит потому, что увлеченность каким-нибудь занятием всегда сопровождается систематическим трудом и, следовательно, способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности. Воля в психологии определяется, как способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей цели. Это беспринципные люди без четких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все время от времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.

Волевая сфера личности раскрывается в волевых качествах. Все волевые качества личности делятся на два больших класса: собственно волевые качества (простые качества) и морально-волевые качества (сложные). В свою очередь, собственно волевые качества делятся на две группы. В первую входят волевые качества, связанные с целеустремлённостью личности (терпеливость, упорство, настойчивость), а во вторую группу входят волевые качества, которые характеризуют самообладание (выдержка, смелость, решительность и др.).

Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем, что делает человек, во всех его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль. Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности. В свою же очередь волевые качества школьников оказывают влияние на их учебную деятельность и успеваемость.

Развитие и формирование воли и волевых качеств личности начинается с самого раннего детства. Этому процессу многое содействует, многие факторы оказывают на него влияние - и общение ребёнка со сверстниками, и игры, в которых он принимает участие. Большие возможности для волевого развития личности предоставляет учебная и профессиональная деятельность.

У студентов 4 курса развиты такие волевые качества как упорство, терпеливость и настойчивость. Оценка уровня работоспособности показала, что большинство студентов привыкло прикладывать определенные волевые усилия для достижения цели. Следовательно, волевые качества активно развиваясь в значимой деятельности, затем прослеживаются и в другим, менее значимых видах деятельности

 

Список литературы

1. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю. Агафонов. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 296 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб: Прайм - Еврознак, М.: Олма - Пресс, 2005. - 666с.

3. Еникеев, МИ. Общая психология. Учебник для студентов вузов / М.И. Еникеев. - М.: «ПРИОР», 2000. - 400 с.

4. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Издательство МГУ, 1991. - 140 с.

5. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - СПб.: «Питер», 2008. - 428 с.

6. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: «Питер», 2000. - 280 с.

7. Климов, Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс. Учебное пособие для вузов./ Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 511 с.

8. Леонтьев, А.Н. Воля / А.Н. Леонтьев // Вестник Московского Университета. - 1993. - №2. - С. 3-14.

9. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М.: «Смысл», 2005. - 431 с.

10. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования / А.Д. Наследов - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.

11. Общая психология: Учебник для ВУЗов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. - 592 с.

12. Марищук, Л.В. Психология : пособие / Л.В. Марищук, С.Г. Ивашко, Т.В. Кузнецова ; под науч. ред. Л.В. Марищук ; БГУФ. - Мн.: БГУФК, 2008. - 347 с.

13. Петровский, А.В. Психология. Учебник для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 512 с.

14. Платонов, К.К. Психология способностей / К.К. Платонов. - М.: «Наука», 1972. - 310 с.

15. Первушина, О.Н. Общая психология: Методические указания / О.Н. Первушина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 66 с.

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

17. Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря.- Ростов н/Д, 2005. - 808 с

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.