1. Психологическая структура волевого действия …………...
1.1 Понятие воли и волевого действия ………………………......................
1.2 Волевые качества личности и условия их развития ……………….…...
2. Определение профессионально качеств……………………………...............
2. 1 Организация и методы исследования ….……….……...
2.2 Диагностика волевых качеств личности …………..........
Заключение…………………………………………………………………..…
Список используемой литературы………………………………………..…..
Введение
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие непроизвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.
Проблему воли принято рассматривать в числе наиболее сложных и дискуссионных вопросов современной психологии. Данной проблемой в разные периоды занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.К. Калин, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, И.М. Сеченов, А. Ассаджиоли, Р. Мэй и др.
Вместе с тем необходимо признать, что, несмотря на предпринимаемые усилия, создание непротиворечивой теории воли, а также средств формирования, развития и коррекции волевой сферы личности по-прежнему остаётся насущной задачей психологической науки. Методы психодиагностики волевого потенциала человека в отечественной психологии разрабатываются недостаточно, а потребность практики в них велика: без надёжных диагностических методов практический психолог беспомощен. Следует признать, что совершенствование приемов оценки уровня развития волевых качеств остается по-прежнему актуальным для практической психологии.
Имеющиеся в настоящее время научные работы, посвященные анализу методик диагностики волевых качеств (Акатов Л.И., 1971; Александрова Н.И., Шульга Т.И., 1987; Бжалава И.Т., 1961; Божович Л.И., Славина Л.С, Ендовицкая Т.В., 1976; Высоцкий А.И., 1979; Ермошкаев И.Н., 1972; Игнатьев Е.И., 1960;. Ильин Е.П, 1986; 2004; Калин В.К., 1968; 1970; Махлах Е.С, Рапопорт И.А., 1976; Селиванов В.И., 1986; Семин В.Н., 1974; Торнтон Г, 1939 и др.), ориентированы преимущественно на выявление их у школьников и студентов, и как исключение - у спортсменов и военнослужащих. К сожалению, практически нет исследований посвященных развитию волевых качеств в педагогической деятельности. Эта работа представляет собой теоретико-библиографический обзор психологических условий развития волевых качеств в педагогической деятельности.
Актуальность проведенного исследования определяется, прежде всего, тем большим значением, которое играет проблема воли, волевого потенциала в развитии личности профессионала.
В процессе деятельности и взаимодействия у человека формируются устойчивые волевые качества, влияющие на его поведение и на эффективность его деятельности в тех или иных условиях социальной среды. В связи с этим проблема воли приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение: изучение структурных особенностей, волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов развития этих качеств.
В настоящее время ощущается необходимость комплексных исследований, посвященных анализу выполнения профессиональной деятельности в особых, нестандартных условиях (в частности, при дефиците времени, информации, физической нагрузке и др.), в том числе и психодиагностике волевых качеств профессионалов.
Целью курсовой работы является изучение психологических условий развития волевых качеств личности в деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с развитием волевых качеств в деятельности;
- исследовать психологические условия развития волевых качеств личности в деятельности;
- на основе фактических данных проанализировать и оценить уровень развития волевых качеств студентов-психологов;
- разработать практические рекомендации по оптимизации развития волевых качеств личности в психологической деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования волевых качеств в деятельности.
Для реализации поставленных задач используются следующие методы:
- анализ научной и методической литературы;
- диагностика уровня развития волевых качеств личности;
- методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона.
Исследование состоит из 5 этапов:
Подготовительный этап. На данном этапе:
- определен общий исследовательский замысел, сформулирована проблема и основная исследовательская цель;
- определена база исследования;
- поставлены наиболее общие исследовательские задачи.
Теоретический этап. На этом этапе:
- осуществлен поиск и качественный анализ научных источников по исследуемой проблеме;
- определена и научно обоснована методологическая база исследования процесса формирования волевых качеств личности в деятельности;
- выявлены и проанализированы сущностные характеристики воли как психологического феномена и научной категории;
Экспериментально-подготовительный этап. На данном этапе было реализовано следующее:
- определены принципы и научно обоснованы перспективы организации и осуществления исследовательской работы по развитию волевых качеств личности в деятельности;
Исследовательский этап. На данном этапе было:
- осуществлено констатирующее исследование первоначального состояния сформированности волевых качеств личности у студентов психологов.
Описательно-аналитический этап. На данном этапе
- были окончательно оформлены результаты осуществленного исследования в текстовой форме, в контексте необходимых требований.
Базой исследования является БГПУ им. М. Танка, выборку из 22 человек составили студенты 4 курса (47 группа) факультета психологии.