Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой



Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника (см.: Приложние):

  • Отношение к обществу, патриотизм;
  • Отношение к умственному труду, любознательность;
  • Отношение к физическому труду, трудолюбие;
  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Низкий (0) уровень - невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Уровень воспитанности ниже среднего (1 уровень - от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний (2) уровень воспитанности (от 21 до 30 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий (3) уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.

Показатели нравственной воспитанности учащихся 3 класса представлены в сводной таблице 5.

Таблица 5.

Показатели воспитан- ности Фамилия , имя Отношение к обществу, Отношение к умственному труду, Отношение к физическому труду Отношение к людям Саморегуляция личности Всего баллов
Бурыкин Н.   4,5 5,5 9,5 35,5
Кобозев А.   6,5 30,5
Королев Н.   4,5 3,5 6,5 23,5
Короткова П.   6,5 33,5
Куроцапов А.   1,5 4,5
Метелькова П.   4,5 5,5 6,5 25,5
Нефедов Д.   6,5 8,5
Оружейников А.   1,5 4,5
Попов Л.   2,5 3,5
Чекункина В.   4,5 7,5

 

В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.

Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят: «недостаточно воспитанный ребенок».

Преобладание отрицательных проявлений 0 уровня, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.

По результатам анализа «Сводного листа была составлена диаграмма 5.

Диаграмма 5.

Уровень нравственной воспитанности.

 

 

Из представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 3 класса преобладают признаки среднегоуровня воспитанности(4 чел. - 40%), у 30% (3 чел.) высокий уровень нравственной воспитанности, уровеньвоспитанностиниже среднего наблюдается у 20% (2 чел.), у 1 чел. (10%) низкий уровень проявления нравственно-волевых качеств личности. Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к обществу и отношения к себе.

Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данным методикам, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

Опыт нашей работы свидетельствует о том, что у современных детей стало теряться понятие нравственности, духовности, на второй план отходит воспитание собственного «я». Дети легко поддаются вредным привычкам, отношения друг с другом строятся очень тяжело. Они часто грубят взрослым, обзываются, между собой общаются жаргонами. Учащиеся практически не читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит не пополняются их знания о духовности, красоте. Дети мало посещают дополнительные кружки, спортивные секции. Всё это говорит о том, что необходима определённая система занятий, которые помогут детям подняться нравственно и воспитать себя, как личность.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.