Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика №2: диагностика уровня нравственной самооценки



Комплексная диагностическая программа, которая включает в себя следующие методики:

· методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся;

· методика №2: диагностика нравственной самооценки;

· методика №3: диагностика этики поведения;

· методика №4: диагностика отношения к жизненным ценностям;

· методика №5: диагностика нравственной мотивации.

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.

Основными методами исследования были наблюдение, анкетирование, беседа, индивидуальный опрос.

 

Методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.

Анкета «Нравственные понятия»

Задание: Как ты понимаешь следующие слова?

· Добро · Зло

· Мудрость · Мужество

· Умеренность · Справедливость

· Счастье · Дружба

· Милосердие · Долг

· Вина

Учащимся предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов учащихся представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Понятия Фамилия, имя Добро Зло Мудрость Мужество Умеренность Справедливость Счастье Дружба Милосердие Долг Вина
Бурыкин Никита   + + + + + + + + + + +
Кобозев Андрей   + + + + + + + + + + +
Королев Николай   + + - + - + + + + + +
Короткова Полина   + + + + + + + + + + +
Куроцапов Артем   + - - - - + - + - - -
Метелькова Полина   + + - + - + + + - + +
Нефедов Дмитрий   + + + + + + + + + + +
Оружейников Александр   + + + + - + + + - + +
Попов Леонид   + - - - - + + + - - +
Чекункина Виктория   + + + + - + + + + + +

Объяснили все понятия 4 человека (1 девочка и 3 мальчика).

Диаграмма 1.

Уровень сформированности нравственных понятий у учащихся.

 

 

Итак, учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло»,

«добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия.

Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость», «умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного.

 

Методика №2: диагностика уровня нравственной самооценки.

Инструкция:

– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);

– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);

– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);

– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

8. Мне приятно делать людям радость.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

- всегда; - часто; - редко; - никогда.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Статистика ответов учащихся представлена в таблице 2.

Таблица 2.

№ вопроса Фамилия , имя Количество набранных единиц
Бурыкин Никита  
Кобозев Андрей  
Королев Николай  
Короткова Полина  
Куроцапов Артем  
Метелькова Полина  
Нефедов Дмитрий  
Оружейников Александр  
Попов Леонид  
Чекункина Виктория  

 

По итогам данной методики можно сделать вывод, что высоким уровнем нравственной самооценки обладают 8 человек (80%); средний уровень нравственной самооценки у 2 человек (20 %), причем у Куроцапова Артема уровень нравственной самооценки приближен к уровню ниже среднего. У некоторых детей нравственная самооценка завышена. Об этом можно судить по наблюдениям за поведением учащихся.

 

 

Вывод: Необходимо cодействовать воспитанию реальной самооценки младших школьников, пополнять их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, способствовать выработке реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.