Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О ТРЕНИРОВКЕ СОСТРАДАНИЯ



Чарльз Рейсон

В начале 2006 года я и мои коллеги обследовали группу здоровых студентов-первокурсников (общим числом шестьдесят один), кото­рые были выбраны случайным образом, либо для шестинедельно­го курса обучения медитации, сконцентрированной на сострада­нии, разработанного геше Лобсангом Тенцином Неги, либо в ка­честве членов контрольной группы, проводивших дискуссии по во­просам обучения здоровому образу жизни. В соответствии с пла­ном эксперимента студенты участвовали в лабораторных испыта­ниях, разработанных для имитации многих стрессовых ситуаций, которые стали особенно проблематичными в нашей повседневной жизни. Студенты, которые основную часть времени занимались медитацией, сосредоточенной на сострадании, демонстрировали более слабые реакции автономной нервной системы, измеряе­мые частотой сердечных сокращений во время действия фактора стресса. Наблюдалась также прочная корреляция между време­нем практики и ослабленной реакцией на фактор стресса в группе, обучавшейся медитации, причем те, кто занимались дольше всех, имели более слабую реакцию на фактор стресса, чем члены кон­трольной группы и те, кто обучался медитации меньшее количе­ство времени.

Хотя эти результаты требуют повторения, тем не менее они го­ворят о том, что студенты, в течение шести недель обучавшиеся медитации, сконцентрированной на сострадании, демонстри­ровали изменение восприятия стресса и физической реакции на Стресс таким образом, что они в меньшей степени ощущали угрозу и страдание и поэтому реагировали на тест проявлением меньшей активности стрессовой системы и более слабой активацией си­стемы, возбуждающей физиологические реакции тела. Поскольку хроническая активация этих систем ассоциировалась с развитием нескольких болезней, то эти результаты позволяют предполагать, что практика медитации, сконцентрированной на сострадании, сможет со временем обеспечить защиту от многих физических не­дугов.

(Чарльз Рейсон занимает должность старшего преподавателя кафедры психиатрии и бихевиоральных наук медицинского факультета университета Эмори.)

Далай-лама: Да, это так.

Экман: В настоящее время многие ученые работают над тем, как измерить сострадание. Нам также необходимо то, что на данный момент я называю стрессометром, — устройство, способное бы­стро оценивать уровень вашего физиологического возбуждения, когда вы впервые попадаете в наш «гимнастический зал». Я толь­ко что получил финансовые средства, которые позволят неболь­шой группе ученых заниматься разработкой и оценкой такой прибора. Мы также рассматриваем возможность создания специальной камеры для ослабления стресса, которая помогала бы вам, возможно за счет биологической обратной связи, возвращаться в более спокойное состояние. В этой камере должны использовать­ся визуальные или звуковые сигналы, фокусирующие ваше вни­мание на действиях, необходимых для снижения уровня вашего физиологического возбуждения. Разработка стрессометра и каме­ры для ослабления стресса потребует программы научных исследований, рассчитанной на несколько лет, но я уверен, что затра­ченные усилия окупятся сторицей.

Нам необходимы комнаты для стимулирования воодушевле­ния, в которых можно будет смотреть фильмы о людях, совер­шивших героические поступки. Знакомство с такими поступками улучшает моральный настрой, а испытываемая при этом радость должна стимулировать людей проявлять больше сострадания.

Нам нужны также комнаты для развития метавнимания, воз­можно с биологической обратной связью, чтобы помогать учиться тому, как осознавать эмоциональный опыт в каждый момент вре­мени» Когда ваш разум что-то отвлекает, не позволяя ни на чем со­средоточиться, то такой тип информации помогает восстановить и фокус вашего внимания, и внутреннее равновесие.

Нам необходима комната для занятий, направленных на разви­тие милосердия. Мы должны использовать видеоигры, в которых вы сталкиваетесь с конфликтами и учитесь разрешать их в уважи­тельной манере. Другие игры могут предоставлять возможность совершения сострадательных поступков и поощрять стремление к сотрудничеству, а не к соперничеству. Например, в Израиле на тель-авивском пляже я наблюдал игру, в которой один играю­щий должен был уворачиваться от мяча, который бросали в не­го два других играющих, находящихся спереди и сзади от него. Такая игра основана на соперничестве. Но возможны и групповые упражнения, когда вы выполняете задания вместе с другими людьми. В таких группах вы получаете поощрение и поддержку, если собираетесь проявлять больше сострадания.

Я нарисовал общий план, но я думаю, что все это каким-то об­разом может быть реализовано и опробовано — с участием как де­тей, так и взрослых. Теперь настало время прикладывать практи­ческие усилия.

Далай-лама: Если цель является достойной, то вы должны сде­лать попытку ее достичь. Это, я полагаю, очень важно. Удачи вам! (Продолжение дискуссии о возможности обучения глобальному состраданию смотрите на www.emotonalawareness.net.)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.