Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Умственные способности животных



Экман: Меня радует тот факт, что вы пришли к согласию с Дарвином.

Но я хотел бы вернуться к приведенным вами примерам. Пер­вый, довольно простой, имеет отношение к людям, которые ни­когда не знали бедности, но активно занимаются филантропией и помогают нуждающимся. Если они никогда не жили в нужде, то почему они это делают? У меня есть свое объяснение, но я хотел бы услышать ваше.

Далай-лама (через переводчика): Я понимаю эту ситуацию так, что хотя они сами никогда не жили в нужде и не имеют подобно­го жизненного опыта» тем не менее они являются человеческими существами, прекрасно понимающими, что такое страдание. Это знает каждый человек. И поэтому они имеют определенное пони­мание страданий бедных людей.

Что касается животных, то здесь дать объяснение будет труд­нее. Животные не обладают таким же интеллектом, как и мы. Человеческий интеллект играет здесь важную роль. Но даже среди животных степень умственного развития, по-видимому, яв­ляется неодинаковой. Возьмем, к примеру, москитов и бабочек: их действия и состояние их разума быстро меняются — они на­правлены на обеспечение выживания. Их интеллект, в сравнении с интеллектом млекопитающих, является более слабым. Их спо­собность испытывать сочувствие или сострадание также является более слабой. Возможно, чтобы испытывать сочувствие или со­страдание, им необходимо ощутить боль самим. Но люди для по­нимания чужих страданий могут использовать свой ум.

Экман: Вы говорите, что в буддизме под живыми существами понимаются чувствующие существа и что сознание является глав­ной отличительной особенностью жизни. Это с вашей точки зре­ния...

Далай-лама: Жизнь. Она охватывает всех живых существ. Чув­ствующие существа не просто живут, у них имеются также обяза­тельства и чувства. Чувства — боли и удовольствия. (Через пере­водчика.) Здравый смысл заставляет нас верить в то, что «жизнь» охватывает не только чувствующие существа, но также и оду­шевленные предметы, такие как растения, цветы и все живое. Поэтому никто не скажет: «Этот благоухающий цветок или это дерево, давшее молодые побеги, мертвы». Живые существа об­ладают способностью понимать различия между событиями. Их жизнь определяется чувствами — или знанием. Это мы называем «чувствующим существом».

Экман: Итак, чувствующее существо должно знать об удоволь­ствии и боли.

Далай-лама: Да.

Экман: Давайте сделаем следующий шаг. Вам нужно иметь па­мять для удовольствия и боли?

Далай-лама: Это тот же предмет, который мы только что обсуж­дали, разум или сознание. Обычно мы говорим обо всех живых су­ществах, что они обладают сознанием, — все, кого мы называем «чувствующими существами».

Экман: Да, это так. Потому что, если вы возьмете муху...

Далай-лама: Да. Она тоже обладает сознанием, да.

Экман: Муха способна испытывать боль.

Далай-лама: Да.

Экман: Она старается избегать того, что, как ей известно, спо­собно причинить ей вред.

Далай-лама: О да.

Экман: И она знает, что ей нравится.

Далай-лама: Да.

Экман: Но имеется мало оснований для того, чтобы считать это сознанием.

Далай-лама: Возможно, это так. Если английское слово «con­sciousness» (сознание) соответствует более сложному типу мышления, то да.

Экман: Итак, когда вы говорите «сознательный», то вы имеете в виду только «опыт»?

Далай-лама: Когнитивный.

Экман: Только то, что они ощущают это, или то, что они могут думать об этом?

Далай-лама (через переводчика): С буддистской точки зрения мы считаем нужным использовать слово «разум», которое перево­дится на тибетский язык как shepa. Оно подразумевает нечто, что способно понимать. Нечто знающее. Что-то такое, что знает.

Экман: Хорошо, почти каждый организм, включая амеб, учит­ся.

Далай-лама: Амебы — чувствующие существа. Амеба с боль­шой вероятностью является чувствующим существом.

Экман: Чувствующим существом, потому что она способна учиться.

Далай-лама (через переводчика): Да. Однажды, дискутируя в этой комнате, мы пришли к выводу о том, что те существа, ко­торые способны перемещаться из одного места в другое не толь­ко за счет усилий их матери, но по своей собственной инициативе, являются чувствующими существами. Поэтому тогда мы призна­ли амеб самыми малыми чувствующими существами или одни­ми из самых малых. Но как вам известно, существуют и микробы. А также, к примеру, сперматозоиды, бактерии. Здесь мы также наблюдаем определенное движение...

Экман: Да.

Далай-лама: …но оно возникает главным образом из-за химиче­ских угроз. Я не знаю.

Экман: Позвольте мне кратко рассказать вам об одном экспери­менте с макаками, который поднимает несколько вопросов, име­ющих отношение к обсуждаемым нами темам. Эксперимент за­ключался в следующем. Обезьяна для получения пищи должна была сильно натягивать цепь. Но всякий раз, когда она натягива­ла цепь, она причиняла боль своей матери и могла видеть ее стра­дания. Обезьяны в буквальном смысле морили себя голодом — од­на пять дней, а другая двенадцать, но отказывались натягивать цепь. Так происходило, когда страдания причинялись хорошо знакомой им обезьяне. Если же эта обезьяна была незнакомой, то тогда период, в течение которого подопытная макака предпочи­тала не натягивать цепь, оказывался намного короче. День или два, но не пять и не десять. Если цепь причиняла страдания не макаке, а обезьяне другой породы, то попытки натягивать цепь также откладывались на какой-то срок, хотя и не такой продол­жительный, как в том случае, когда страдания причинялись зна­комой макаке. Обезьяны ведут себя подобно многим людям. Они проявляют со­страдание и готовность к самопожертвованию, когда дело касает­ся их соплеменника, а не существа другой породы.

Далай-лама (через переводчика): Но в семье, даже у птиц, вы можете наблюдать примеры того, как матери проявляют готов­ность пожертвовать собой ради спасения своего потомства.

Экман: Мне кажется, что пойти на жертвы ради своих детей не так трудно. Труднее сделать это ради дальних родственников и еще труднее — ради незнакомых людей.

Далай-лама: Да.

Экман: Вопрос, разумеется, заключается в том, где вступает в де­ло разум. Определяется ли это только разумом, когда я полагаю, что мое благополучие зависит от каждого человека в этом мире? Это мышление? Или это имеет эмоциональную основу? Является ли выработка сострадания чисто умственным процессом? Вы учи­те людей тому, что их благополучие зависит от благополучия всех

окружающих. Достаточно ли прочитать соответствующую книгу для того чтобы начать проявлять сострадание? Или сострадание основывается на чем-то другом?

Далай-лама (через переводчика): Здесь все немного сложнее В значительной степени это вопрос знания и приложения умствен­ных способностей. Я думаю, что в соответствии со здравым смыс­лом буддисты понимают, что существует эволюционный процесс развития сострадания к другим людям, выходящий за ограни­чения, имеющиеся у человека на данный момент. Вероятно, это не является характерным только для буддистского понимания; в христианстве, по-видимому, также имеется понимание необхо­димости процесса развития. Прежде всего вы должны получить определенное знание — из прочитанной книги или от других лю­дей. В основе буддизма положение о взаимозависимой природе интересов человека и окружающих его людей, гуманное отноше­ние друг к другу, равное право каждого на стремление к счастью и преодолению страданий.

Таким образом, прежде всего — это знание. Вы должны полу­чить его из книг или услышать от других людей. Затем вы должны постоянно помнить об этом знании и стараться укоренить его в се­бе посредством постоянного размышления или медитации до тех пор, пока оно не станет вашим внутренним убеждением. Тогда оно становится неотъемлемой частью вашего разума, и вы твер­до верите в его правильность. Когда вы вырабатываете в себе та­кое убеждение, вы уже не можете отказаться от него. Однако для этого вам нужно постоянно напоминать себе о нем, размышлять о нем, лучше знакомить себя с ним, вырабатывать соответствую­щую привычку, превращать ее в неотъемлемый элемент вашей умственной деятельности.

Тогда вы сможете достичь состояния, когда это происходит спон­танно. В тот момент, когда вы думаете о других, сострадание про­является безо всяких усилий. В этом состоянии возникает эмоция, потому что сострадание начинает испытываться (переживаться) вами, появляется интенсивность. Это больше не находится на уров­не размышления.

Подобным образом человек, исповедующий христианство, дол­жен прочитать Библию или услышать от кого-то о том» что все существа на Земле появились благодаря единому Создателю. Появ­ляется общее понимания гуманности, общее понимание того, что все мы являемся Божьими твореньями. На основе этого понима­ния вы можете научиться тому, как сочувствовать другим, вы­ходя за границы вашего Я, как интернализовать, присвоить себе это знание и достичь состояния, в котором вы почувствуете в себе прочную убежденность. Затем, когда вы почувствуете в себе эту убежденность, вы сможете принять эту ценность и сделать ее ча­стью вашей жизни.

В условиях светской жизни кто-то может прочитать отрывок, подобный приведенному отрывку из Дарвина, который создает условия для возникновения потребности в этих высоких мораль­ных чувствах и потребности в том, чтобы распространять их на всех окружающих. Вы можете также дополнить это знакомством с последними открытиями медицинской науки, показывающими, как тесно связано сострадание с благополучием человека, его пси­хическим и физическим здоровьем, счастливым состоянием разу­ма и тому подобным. Как только вы поймете эти выгоды и станете регулярно размышлять о них, вы достигнете состояния, когда вы почувствуете себя глубоко убежденным в его ценности. Затем на основе этой убежденности возникнет искренняя заинтересован­ность, готовность сострадать и восторженное стремление сделать это частью вашей жизни. И вновь это произойдет тогда, когда воз­никнет эмоция. Сострадание становится бесконечным и неиска­женным только благодаря тренировке разума.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.