Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О МОРАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ



Франс де Ваал

Нетрудно распознать две фундаментальные основы челове­ческой морали в поведении животных. Эти две основы элегант­но представлены в следующем золотом правиле; «Веди себя по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они вели себя по отношению к тебе». Это правило сводит вместе эмпатию (внима­ние к чувствам другого человека) и взаимность (если другие будут следовать этому правилу, то они будут относиться к вам так же хо­рошо, как относитесь к ним вы). Человеческая мораль, как нам из­вестно, немыслима без эмпатии и взаимности — качеств, которые присущи приматам.

Например, довольно часто после того, как один шимпанзе ата­кует другого, свидетель этой схватки подходит к побежденному шимпанзе и обнимает его. Мы документально зафиксировали сотни таких случаев. Типичным результатом такого выражения сочувствия оказывается прекращение криков, стонов и других проявлений страдания. Фактически эта склонность к ободрению других является настолько сильной, что Надя Кохтс, русская ис­следовательница приматов, вырастившая сто лет назад молодого шимпанзе, утверждала, что если ее подопечный забирался на кры­шу дома, то имелся единственный способ убедить его спуститься вниз. Поскольку лишение пищи не позволяло достичь этой цели, единственный способ заключался в том, чтобы сесть на землю и начать притворно всхлипывать, имитируя страдание от испыты­ваемой боли. Тогда молодая обезьяна быстро спускалась с крыши и с выражением обеспокоенности на лице обнимала свою хозяйку. Это свидетельствует о силе проявления эмпатии у наших ближай­ших родственников: она превосходила желание получить банан.

Взаимность может наблюдаться в экспериментах с приручен­ными шимпанзе, когда мы даем одному шимпанзе пищу для того, чтобы он поделился ею с другими. Прежде чем делать это, мы из­меряем спонтанную готовность к ухаживанию за другими членами нашей обезьяньей колонии. Кто заботится о ком и как долго. Про­явление заботы — это приятное занятие, а возможность стать объ­ектом заботы ценится очень высоко. В нашем эксперименте мы обнаружили, что если один шимпанзе ухаживал за другим, то это заметно повышало его шансы получения пищи, распределяемой другим шимпанзе. Подобно людям они, по-видимому, отслежива­ли предоставление и получение услуг.

Одна из важных современных тенденций заключается в попыт­ках вырвать мораль из кантианской философии и вернуть ее об­ратно в русло нашей эволюции. Эти усилия поддерживаются не только исследованиями поведения животных, направленного на взаимное сотрудничество, но также и современной нейронаукой. Вместо того чтобы приписывать решение моральных проблем но­вейшим приобретениям нашего мозга, таким как префронтальный кортекс, нейронаука с помощью современных технических средств визуализации высшей нервной деятельности позволяет продемон­стрировать, что моральные дилеммы активируют различные обла­сти мозга, часть из которых намного старше, чем наш человеческий род. Эти области тесно связаны с эмоциями. В недавнем отчете в «Science» рассказывается, как далеко могут заходить эти тенден­ции: мыши демонстрируют более сильную реакцию на боль, если они видят, что боль причиняется их матери.7

Но существует также преемственность в отношении правил спра­ведливого поведения. Когда Сара Броснан экспериментировала с реакциями на разделение вознаграждения, она обнаружила, что одна обезьяна выбрасывала огурец — менее вкусный продукт, ко­торый она все же обычно съедала с удовольствием, — если другие обезьяны получали что-то более вкусное, например виноград, за выполнение того же самого задания. По-видимому, мы не являем­ся единственными существами, признающими какие-то социаль­ные ситуации неприемлемыми.

Не так давно у меня состоялась беседа с философами, посвя­щенная обсуждению вопросов происхождения морали у животных (материалы этой беседы можно найти в моей книге под назва­нием «Приматы и философы»). Эти философы всячески указывали на различия между людьми и остальными живыми существами.8 Я не отрицаю, что такие различия существуют, но философы гово­рят о них давным-давно, им пора уже прекратить заниматься про­славлением человеческого разума. Сначала необходимо понять что существует значительное сходство между психологией людей и психологией животных, в том числе и в эмоциональной сфере, и лишь затем приступать к анализу различий.

(Франс де Ваал, автор многих книг, является директором и со­учредителем Центра по изучению связей в живом мире, открытом при Национальном центре изучения приматов Университета Эмо­ри в Атланте, Джорджия.)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.