Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В. достоверным признакам беременности

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Факультет:лечебный

Кафедра:акушерства и гинекологии

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой, д.м.н. профессор

О.Г.Пекарев__________

«___» _________ 2010 г.

Методические указания для работы студентов на практическом занятии по теме:

«Диагностика беременности. Определение сроков беременности. Методы обследования беременных и рожениц. «

Дисциплина: ОПД Ф. 17 «Акушерство и гинекология»»

По специальности: 060101 «Лечебное дело»

Форма обучения очная

Разработчики: доценты В.В.Кузьмина, З.Б.Хаятова, Н.М.Ким

Рассмотрено на заседании кафедры от 2010,

№ протокола_______

 

 

Актуальность:изучение дисциплины «Акушерство»

Цель занятия:ознакомить студентов с клинической анатомией, строением костного таза, основными методами обследования беременных и рожениц, диагностикой беременности.

 

Входные компетенции:знание нормальной анатомии костного таза, физиологией половой системы женщины, нормального овариально-менструального цикла.

Вы должны знать:строение и функции костного таза, наружных и внутренних половых органов, основные изменения при беременности.

 

Понимать:сущность процесса оплодотворения, стадии внутриутробного развития плода, критические периоды онтогенеза.

 

Иметь представление о:

· сущности процесса оплодотворения, стадиях внутриутробного развития и критических периоды онтогенеза;

 

Уметь:

· диагностировать беременность в I, II, III триместрах, определить ее срок и дату предполагаемых родов;

· собрать общий, акушерско-гинекологический анамнез, освоить навыки проведения специального акушерского исследования;

· оценить данные дополнительных методов исследования, используемых при наблюдении беременной женщины;

· составить рекомендации по рациональному питанию, общему режиму, гигиене, физическим упражнениям для беременных женщин в различные сроки беременности;

Содержание занятия: изучение основных методов обследования беременных и рожениц, методики и правильной оценке данных общего и специального анамнеза, обучение основным методам обследования. Опреде-

ление показаний к проведению дополнительных методов обследования. Освоение методов диагностики беременности и определение ее сроков.

 

Практические навыки:

Самостоятельный сбор общего и специального анамнеза с оценкой тех моментов, которые могут иметь отношение к течению и возникновению осложнений при беременности.

Проведение объективного исследования – общего и специального: тазоизмерение, измерение параметров плода, определение положения, предлежания, позициии, вида, выслушивание сердцебиения плода,

 

План занятия.

9.30. – 10.15. – Учебная комната. Контроль знаний студентов.

10.15. – 10.25. – Перерыв.

10.25. – 12.00. – Разбор теоретического материала

12.00. – 12.10. Перерыв..

12.10. – 12.30. - Отделение патологии беременных

12.30. – 12.40. - Учебная комната. Заключительный контроль знаний.

Хронокарта практического занятия — 180 мин.

 

Знакомство с целью занятия. Оценка исходного уровня знаний студентов Учебная комната 25 мин.
Разбор теоретического материала Учебная комната 75 мин.
Работа в отделении патологии беременных. Сбор акушерского анамнеза. Обследование беременной Оформление истории родов. Диагноз. Составление плана ведения родов. Отделение патологии беременных 40 мин.
Подведение итогов занятий. Решение ситуационных задач. Учебная комната 10 мин.
Домашнее задание Учебная комната 10 мин.

 

 

Наглядные пособия.

Костный таз, фантом, тазомер, акушерский стетоскоп, рисунки, таблицы, учебный фильм.

Материалы для оценки знаний студентов по изучаемой теме.

1. Контрольные вопросы.

2. Тестовые задания.

3. Занятия на фантоме.

4. Ситуационные задачи.

 

План занятия

При подготовке к практическому занятию следует обратить особое внимание на следующие основные вопросы:

1. Знать схему сбора общего и специального анамнеза.

2. Уметь правильно оценить данные общего и специального анамнеза для прогнозирования течения беременности и родов.

3. Знать основные принципы наблюдения беременных в женской консультации и уметь найти эти данные в обменной карте.

4. Знать наиболее характерные признаки беременности и их классификацию на:

- сомнительные признаки;

- вероятные признаки;

- достоверные признаки.

5. Знать основные вероятные признаки беременности малого срока и их четкую характеристику (признаки Снегирева, Пискачека, Губарева-Гаусса, Горвиц-Гегара, Гентера I – II

6. Изучить величину размеров матки и высоту стояния ее дна в различные сроки беременности.

7. Изучить достоверные признаки беременности, исходящие от плода :

- движения плода;

- выслушивание сердечных тонов плода;

- прощупывание частей плода;

- рентгенографическое изображение скелета плода;

- ультразвуковое выявление плода.

8. Знать сроки появления достоверных признаков беременности.

9. Уметь провести дифференциальный диагноз 30 и 40-недельной беременности.

10. Уметь дифференцировать сердцебиение плода от других звуков, исходящих из материнского организма.

11. Уметь определить срок беременности и родов по дате последней менструации и дате первого шевеления плода.

12. Изучить и уметь пользоваться таблицей Фигурнова (с соавторами), формулами Скульского, Жорданиа для определения срока выдачи декретного отпуска.

13. Уметь правильно определить срок беременности и родов у женщины в конкретной ситуации на приеме в женской консультации по совокупности анамнестических и объективных данных.

14. Уметь правильно провести общее и специальное объективное исследование беременной и роженицы, а именно:

- общий осмотр и антропометрия;

- стандартное тазоизмерение (Dist. Spinarum, Cristarum, Trochanterica, conjug. Еxterna);

- измерение индекса Соловьева и его трактовка;

- измерение высоты стояния дна матки над лоном, окружности живота, лобно-затылочного размера и длинника плода;

- измерение ромба Михаэлиса, размеров Литцмана и Тридандани и их трактовка;

- выслушивание сердцебиения плода ;

- определение положения, предлежания, позиции, вида плода, определение стояния предлежащей части плода по отношению к плоскости входа в малый таз при помощи приемов Леопольда-Левицкого.

15. Знать методы дополнительно тазоизмерения:

- высота большого и малого таза;

- высота лонного сочленения;

- прямой и поперечный размеры выхода малого таза;

- подлонный угол;

- косые размеры таза.

16. Знать показания к проведению влагалищного исследования во время беременности и в родах и уметь оценить данные, полученные при его проведении.

17. Знать дополнительные методы обследования и показания к их проведению:

- биологические пробы (Ашгейм-Цондека, Галли-Майнини, Фридмана);

- иммунологические методы диагностики;

- фоно-, электрокардиография;

- кардиотокография плода, параметры кардиотокограммы, понятие о сретессовом и нестрессовом тестах;

- ультразвуковое сканнирование, понятие о биофизическом профиле плода;

- допплерометрия;

- амниоцентез, кордоцентез, биопсия хориона, фетоскопия.

 

5.

 

Ситуационные задачи

 

1. На приеме в женской консультации пациентка предъявляет жалобы на тошноту по утрам, слюнотечение, непереносимость запаха дыма, извра-щение вкуса, повышенную раздражительность. В течение трех недель задержка менструации. Усилилась пигментация в области ареол грудных желез. При объективном исследовании матка ассимметрична, область правого трубного угла увеличена. Матка мягкая, тестоватая, в процессе бимануального исследования оплотневает. По передней поверхности тела матки определяется продолговатое гребневидное образование. Область перешейка размягчена, тело и шейку Матеи возможно сложить вместе, т.е. матка в гипер anteversio-flexio. Тест на беременность положителен.

Вопросы:

- какие из перечисленных признаков можно отнести к сомнительным;

- - какие из перечисленных признаков можно отнести к вероятным, назвать их по авторам;

- имеются ли у пациентки достоверные признаки беременности и какие.

 

2. При осмотре беременной получены следующие данные: окружность живота 96 см, высота стояния дна матки 34 см. Индекс Соловьева 16 см. Данные тазоизмерения: 26-29-32-21 см. Размер Литцмана 11,5 см, размер Тридандани 12 см. Первым приемом Леопольда-Левицкого определяется крупная мягкая баллотирующая часть, вторым приемом справа определяются мелкие части плода. При влагалищном исследовании диагональная конъюгата равна 12,5 см. Высота лонного сочленения 5 см.

Вопросы:

- каково положение, предлежание и позиция плода;

- определить размер истинной конъюгаты тремя способами;

- исчислить предварительный вес плода по формулам Жорданиа, Бубличенко, Стройковой.

 

3. Первобеременная первородящая поступила в стационар 12.0408. Последняя менструация 28-30.07. Первое шевеление 26.01.08.

Вопросы:

- определить срок беременности по имеющимся данным;

- вычислит дату, с которой беременной необходимо было предоставить декретный отпуск и на какой срок.

 

Тестовый контроль

1. Выявление наличия эмбриона в полости матки при ультразвуковом исследовании относится к:

А. сомнительным признакам беременности;

Б. вероятным признакам беременности

В. достоверным признакам беременности

Г. может быть как вероятным, так и достоверным;

Д. достоверность по данным УЗИ не определяется.

2. Выявление ХГЧ относится к:

А. сомнительным признакам беременности;

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.