Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 13. Уровень обслуживания потребности в запасе и его зависимость от макроэкономических и микроэкономических факторов



Стерлигова глава 10 (со стр.274), МВА со стр.643

 

В управлении запасами вероятностные изменения возможны как со стороны входящего, так и со стороны выходящего материального потока. Наиболее существенна вероятность изменения потребности в запасе, так как именно потребность представляет собой исходную информацию для принятия решений в процессе управления запасами. Предположим, что потребность в запасе изменяется в соответствии с нормальным законом распределения вероятности. Тогда случайная величина Х – это объем потребности в запасе. Математическое ожидание случайной величины – средняя потребность в запасе. Справа от математического ожидания случайной величины Х располагаются значения Х большие средней величины. Следовательно, правая область графика является областью риска дефицита запаса, который возникает при удовлетворении потребности, превышающей прогнозируемую среднюю величину спроса. При превышении среднего объема потребности в запасах формируются издержки дефицита. Слева от математического ожидания случайной величины Х находится область риска избытка запаса, который накапливается при объеме потребности, которая меньше спрогнозированной средней величины спроса. При снижении потребности ниже среднего объема потребности формируются издержки, связанные с наличием избыточного запаса. Площадь под кривой функции распределения вероятностей равна 1. В управлении запасами эта характеристика является аналогом уровня удовлетворения потребности в запасе или уровня обслуживания. Допустимый уровень дефицита запаса отмечен на рисунке выделенной областью площади под кривой. Диапазон запасов до М(х)+σ обеспечивает ≈50% уровень обслуживания, до М(х)+2σ ≈84,3%, до М(х)+2σ ≈97%.

Х
-3σ
-2σ

Ни одна модель управления запасами не может гарантировать наличия запаса, достаточного для всех вариантов потребности. Как видно из рисунока, такая возможность при нормальном законе распределения является сугубо теоретической, так как требует обслуживания бесконечного множества случайно возникаемых потребностей. Поэтому принято определять допустимый уровень обслуживания запасом заявляемой потребности, отличный от 100%. Другими словами, принято определять вероятность того, что необходимый для удовлетворения спроса запас окажется в наличии. Уровень обслуживанияэто вероятность того, что в период исполнения заказа на пополнение запаса объем потребности в запасе не превысит объем наличного запаса. После получения заказа запас, как следует из логики движения запаса, должен пополняться на величину, близкую к максимальному желательному запасу. Риски неудовлетворения спроса при этом отсутствуют.

Например, уровень обслуживания 97% предполагает, что имеется 97% вероятно- сти того, что наличный запас будет достаточен для бездефицитной работы в период исполнения заказа на пополнение запаса. Уровень обслуживания в 97% предполагает, что риск исчерпания запаса составляет 3%. Допустим, объем потребности в товаре составляет 1000 паллет в месяц. При уровне обслуживания в 97% 970 паллет можно получить из запаса, 30 паллет будет в дефиците. Таким образом, при определении уровня обслуживания находится не только вероятность исчерпания запаса, но и рассчитывается, сколько изделий будет недоставать при удовлетворении потребности. При этом следует иметь в виду, что определение уровня обслуживания целесообразно при большом количестве потребителей, когда мы можем говорить о наличии вероятности распределения потребности как случайной величины. Уровень обслуживания можно определить как часть немедленно удовлетворенного спроса. В этом случае принято говорить об уровне обслуживания за определенный период, например, год, или об уровне исполнения заказов. Расчет такого уровня обслуживания можно проводить по формуле:

L = U/D, где L – уровень обслуживания запасом потребности в заданном периоде, доли; U – количество удовлетворенных заказов в заданном периоде, единиц; D – общее количество заказов в заданном периоде, единиц.

Варианты определения уровня обслуживания

На определение уровня обслуживания могут влиять следующие факторы:

§ стратегия развития компании, требующая поддержания имиджа безотказного поставщика, наличия широкого выбора товара

§ издержки дефицита

§ затраты на содержание запаса.

Под влиянием этих факторов для расчета уровня обслуживания можно воспользоваться одним из следующих методов:

1) метод экспертного принятия решений

2) статистический метод

3) метод учета затрат.

Экспертный метод

Довольно часто уровень обслуживания определяется экспертно, в результате коллективного обсуждения руководителями стратегии поведения организации. Оценка уровня обслуживания при этом может быть задана как конкретная величина (например, «98%»), как интервал («не ниже 95%») или как рекомендация («максимально высокий»). Два других метода определения уровня обслуживания, в отличие от первого, в основном используют конкретные численные значения факторов, влияющих на уровень обслуживания.

Статистический метод

Рассмотрим возможности использования статистического метода рас- чета уровня обслуживания на примере.

 

Объем потребности Кол-во дней Общ.объем Удельн.вес Нарастающ.итог
24,8 64,8
80,8
10,8 91,6
2,4
4,4 98,4
0,4 98,8
1,2
Итог  

 

Из таблицы видно, что в отчетном периоде отгрузки запаса отсутствовали 30 дней. Отгрузки по одной единице велись 70 дней, по две единице – 62 дня и т.д. В рассматриваемом примере рассмотрен период в 250 рабочих дней. В третьем столбце рассчитан общий объем отгрузок соответствующими партиями. Он получен перемножением значений первого и второго столбцов: партиями по 1 единице всего было отгружено 1 * 70 = 70 единиц, партиями по 2 единице – 2 * 62 = 124 единицы и т.д. Общий объем отгрузок за весь отчетный период составляет 616 единиц. Предположив, что все заявленные потребности были обслужены, можно определить среднюю потребность в запасе за отчетный период: средняя потребность = 616 / 250 = 2,46 единиц. Средняя потребность в 2,64 единицы, как видно из Таблица 10.3, довольно отдаленно характеризует реальную потребность отчетного периода, которая составляла от 0 до 20 единиц в день. Оценка частоты отклонения потребности от средней величины может быть проведена через расчет удельного веса отгрузок определенного объема в общем итоге (см. столбец (4) ): значение первой строки определено из соотношения 30 / 250 * 100% = 12% и т.д. Полученные величины показывают, что спрос отсутствовал в 12% единичных отчетных периодов, спрос на 1 единицу имелся в 28% случаев и т.д. В частности, видно, что рассчитанная выше средняя потребность в запасе не является наиболее часто проявляемой, наиболее вероятна потребность в 1 единице запаса в день. Определение рекомендуемого уровня обслуживания запасом может быть проведено на основе значения нарастающего итога удельных весов отгрузок определенного объема в общем итоге. Анализ значений столбца (5) позволяют, опираясь на статистику отчетного периода, дать рекомендации по уровню обслуживания в плановом периоде. Если запас будет иметься в размере не менее 1 единицы, то это позволит обслужить 40% обращений. При наличии на складе не менее 3 единиц, могут быть обслужены 80,8 заявок на отгрузку. При наличии не- снижаемого остатка в 8 единиц могут быть обеспечены 98,4% заявок. Повышение запаса в два раза до 16 единиц приведет к повышению уровня обслуживания только на 0,4% - 98,8%. Таким образом, анализ статистики отчетного периода позволяет определиться с величиной уровня обслуживания, а также со значениями страхового и порогового уровней запаса в модели с фиксированным размером заказа или с фиксированным интервалом времени между заказами.

Метод учета затрат

Содержание высокого уровня запаса для избежание появления его де- фицита и обеспечения высокого уровня обслуживания может обходиться до- вольно дорого. С другой стороны, наличие дефицита влечет за собой появле- ние издержек дефицита. Исходя из этого, уровень обслуживания должен со- ставлять долю, которая обеспечивает оптимальное соотношение потерь от создание излишнего запаса и, следовательно, роста затрат на содержание за- паса и потерь от дефицита запаса и роста издержек дефицита. При независимом спросе уровень обслуживания может быть определен следующим образом:

где L – уровень обслуживания, доли;

Сс – затраты на содержание запаса, руб.;

Сh – издержки дефицита запаса, руб.

На практике определение затрат на содержание запаса и издержек дефицита затруднено. Поэтому их расчет может быть заменен определением их пропорции.

Пример: Издержки дефицита запаса относятся к затратам на содержание запаса по конкретной позиции укрупненной номенклатуры как 30:1, то рекомендуемый уровень обслуживания будет равен L = 30 / (30 + 1) = 0,9677 или ≈ 97%.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.