Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Злоупотребление веществом 4 страница



Однако Кьеркегор считает, что человек не может длительно существовать на эстетической стадии. Действительность постоянно захватывает человека (подростка) врасплох, он начинает терять власть над своей жизнью. У человека, находящегося на эстетической стадии существования, имеются только два пути: либо перейти на этическую стадию существования, в которой индивид отказывается противопоставлять себя окружающей действительности, либо выбрать самоубийство.

В «этике» Кьеркегора мы легко можем узнать нормальную социализированную зрелую личность. «Этик» видит смысл своего существования в гармонии с окружающими, в служении людям и выполнении своего долга перед людьми, он «стремится отождествить своё случайное непосредственное «Я» с «общечеловеческим». Целью истинного этика является «не одно его личное, но и социальное и гражданское «Я» — то, что позднее Эриксон обозначит ёмкой категорией «генеративность».

Кьеркегор удивительным образом сумел отразить только-только зарождающееся явление возрастного кризиса. Он осуждает молодых людей — «эстетиков», не желающих переходить на этическую стадию существования (не желающих взрослеть). При всех недостатках глубина прозрения Кьеркегора и точность его описаний действительной динамики личностного бытия удивительна. Кьеркегора (а не Фрейда) смело можно считать не только основоположником экзистенциальной философии, но и динамической персонологии, столь значительный пласт проблем, касающихся динамики бытия человеческой личности, затронул в своих работах этот удивительный человек, в которого при жизни мальчишки бросали камни, когда он шёл по улицам Копенгагена.

Только в конце ХIX — начале XX веков к проблемам динамики личностного бытия начали подходить представители зарождающейся науки — психологии. Первые научные монографии о проблемах подросткового периода появились лишь в конце XIX века.

Огромный вклад в изучение индивидуальных динамических основ личностного бытия внёс российский ученый Борис Ананьев, который подчёркивал, что для психологии особую важность имеет вопрос о тех первичных свойствах, или особенностях, человеческой природы, взаимодействия которых определяют темперамент и задатки, мотивацию элементарных действий и их тонус, общее во всех первичных свойствах человека как индивида, заключённое в их генетической обусловленности.

Ананьев не отрицал, что жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определённом социуме. «Человек является современником определённой эпохи и сверстником определённого поколения. Фазы жизненного пути датируются историческими событиями и сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — всеми теми целями и общим смыслом жизни, которыми данная личность владеет,— писал он,— но фазы жизненного пути накладываются (а ещё более накладывают) на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например, преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида»[35].

Возражая против подобной тенденции, Ананьев предлагал выделять три группы природных свойств (конституциональные, нейродинамические и билатеральные — особенности симметрии организма), которые могли бы образовать класс первичных индивидуально-типических свойств. Для Ананьева была несомненна зависимость вторичных психических свойств от конституциональных и нейродинамических первичных свойств.

Возрастная психология сравнительно мало интересуется биологическими процессами, лежащими в основе социального развития ребёнка и подростка, хотя, конечно, и она не может обходить такие проблемы, как пубертатный криз или физиологическая старость. Такой перекос с признанием только социальной обусловленности развития личности (с точки зрения марксистско-ленинской психологии даже свойства темперамента «изменчивы и воспитуемы» — сетовал в своё время Мерлин[36]) привёл к тому, что психология, открыто декларируя свою неразрывную связь с нейрофизиологией и физиологией, на самом деле воспользовалась и востребовала только структурную часть биологических исследований личности, касающуюся учения о темпераменте, конституции, типах нервной деятельности, напрочь отвергая обусловленность динамики «вершинных» психических процессов «глубинными» подводными течениями. Даже Фрейд, который в целом мало задумывался над процессом онтогенетического изменения энергетического потенциала человека, считая его чем-то раз и навсегда данным и неизменным, вызывал у советских психологов дикий ужас попытками обусловить социальную жизнь человека какими-то динамическими биологическими процессами.

Ананьев являлся, можно сказать, единственным представителем динамического направления в отечественной психологии в период запрета психоанализа, а также одним из первых, если не единственным отечественным психологом, который смело выступил против дурных теорий бесконечного развития личности. Он прямо указывал на разновременность моментов, характеризующих финал человеческой жизни. Финалом для индивида является смерть, с которой прекращается существование человека как личности. «Историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, в какой-то степени обретают социальное бессмертие... Но нас в большей мере, чем бессмертие, интересует парадокс завершения человеческой жизни,— писал Ананьев.— Парадокс этот заключается в том, что во многих случаях те или другие формы человеческого существования прекращаются ещё при жизни человека как индивида, то есть их умирание наступает раньше, чем физическое одряхление от старости... Речь идёт о, так сказать, нормальном состоянии, при котором человек сам развивается в направлении растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от многих функций и ролей в обществе, используя своё право на социальное обеспечение. Постепенное «освобождение» от обязанностей и связанных с ними функций приводит к соразмерному сужению объёма личностных свойств»[37]. Одним из первых Ананьев признал нормальную личностную инволюцию и нормальное «сужение объёма личностных свойств».

Ананьев предлагал назвать раздел психологии, объединяющий в себе возрастную психофизиологию и генетическую персонологию онтопсихологией. Предметом онтопсихологии, по его мнению, должны были явиться взаимосвязи между индивидуальным онтогенезом и личностным жизненным путём, взаимосвязи, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. «История личности и субъекта деятельности развёртывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной мере им определяется»[38]. Ананьев в своих исследованиях пытался не только реально увязать личностное и индивидуальное бытие человека, но и, как можно заметить из его высказываний, полагал, что именно индивидуальные биологические факторы детерминируют «историю личности».

Самое большое, что могла себе позволить отечественная психология того периода, это мимолётное упоминание о том, что личностное бытие в какой-то степени зависит и от биологических факторов. «Известна враждебность значительной части советских социологов, психологов и педагогов к признанию фундаментальной роли генотипа в личностной индивидуальности»[39],— писал во введении к своей книге «Генетика этики и эстетики» классик отечественной генетики В. П. Эфроимсон. Его работа увидела свет лишь в 1995 году, а в 80-х автору отказали даже в депонировании монографии, сославшись на цитируемые в книге стихи запрещённого в то время Николая Гумилёва.

В. С. Мерлин в тот же период высказывал «смелую» точку зрения, что темперамент скорее всего не поддаётся воспитанию, как это считают многие советские психологи, что в этом есть некий перегиб. Другой авторитет советской психологии А. В. Запорожец лишь позволил себе заметить, что «признание детерминированности психического развития условиями жизни и воспитанием не отрицает особой логики этого развития, наличия в нём определённого самодвижения»[40].

В этих высказываниях, как можно видеть, биологический фактор полностью не отрицается, однако ясно указывается, что первично, а что вторично. Социальные факторы (условия жизни, воспитание) — детерминаторы, а онтогенезу отводится роль «определённого самодвижения».

Ананьев — одним из первых уделил основное внимание онтогенетической обусловленности личностной динамики. «Возрастные изменения в динамике жизненного цикла содержат в себе оба параметра времени — длительность бытия и временную последовательность смены фаз. В современной возрастной психологии далеко не всегда учитывается эта взаимосвязь параметров времени. Широко распространённые в ней принципы конструирования возрастных симптомокомплексов, относящихся к отдельному периоду человеческой жизни, представляют собой абстрагирование от целостного хода исторического развития с его «стрелой времени» и своего рода консервацию в статических показателях динамики возрастных преобразований»[41].

Именно поэтому у Ананьева были все основания рассматривать онтопсихологию как новое направление в исследовании человеческой индивидуальности — и его онтопсихологический подход открывал совершенно новые горизонты для психофизиологических, нейрофизиологических, нейропсихологических исследований в нашей стране.

Однако, в то время как работы нашего соотечественника не получили широкого признания, в настоящее время в России имеет значительное распространение онтопсихологическая теория Антонио Менегетти, который использует в своих работах тот же термин, который много ранее предложил Ананьев. При этом Менегетти и его трактовка онтопсихологии не только не имеют ничего общего с теорией Ананьева, но и находятся, можно сказать, по другую сторону баррикад.

Если Ананьев надеялся своим онтопсихологическим подходом сконцентрировать внимание исследователей на индивидуальной онтогенетической обусловленности личностного бытия, то Менегетти провозглашает, что «онтопсихология является актуализацией четвертой силы в психологии, которую предвидел Маслоу»[42]. Ни для кого не секрет, что Маслоу, равно как и Роджерс, является основоположником гуманистической психологии и гуманистического подхода к личности, который не просто не учитывает биологические факторы в личности, но и активно игнорирует их. Именно гуманистическую психологию принято именовать третьей волной в психологии, в связи с чем Менегетти рассматривает свою теорию как четвёртую волну, которая позволит всему человечеству «от собственного духовного мира» перейти «к духовному миру всего сущего, ибо свой духовный мир — это духовный мир Вселенной». Каким образом возможен подобный переход? Очень простым (с точки зрения Менегетти): «с помощью экстрасенсорного восприятия осуществляется подготовка к онтической интуиции».

В связи с невозможностью использовать термин Ананьева «онтопсихология» для обозначения направления в психологии, занимающегося изучением индивидуальной, биологической, онтогенетической обусловленности динамики личностного бытия, в своё время я предложил термин «онтогенетическая персонология»[43]. Нужно отметить, что онтогенетическая персонология имеет в своей основе онтопсихологию Ананьева в узком понимании этого термина и динамическую психологию — в широком.

Онтогенетическая персонология имеет существенное отличие не только от психологии развития, но и от возрастной психологии уже хотя бы в том, что возрастную психологию преимущественно интересует, что мы имеем, что мы можем и должны ожидать от личности в том или ином возрасте, а онтогенетическую персонологию в первую очередь — почему личность претерпевает различные изменения в процессе жизни и как эти изменения связаны с этапами биологического созревания и инволюции. Если возрастная психология ставит акцент на социальных факторах, считая их движущей силой развития личности, то онтогенетическая персонология ставит акцент на биологических факторах, считая, что именно биологический базис обуславливает динамику личностного бытия, а социальная среда представляет собой лишь ту питательную среду, гумус, в котором и на котором развивается личность.

Основной задачей онтогенетической персонологии, в отличие от дифференциальной психофизиологии, является не столько попытка с помощью современных методов исследования нейрофизиологических и нейрохимических процессов вычленить специфические индивидуальные паттерны (структурно-динамические модели) функционирования центральной нервной системы, сколько изучение онтогенетической обусловленности динамики личностного бытия, изменений когнитивных функций, сознания и самосознания в процессе индивидуального созревания и инволюции и, более того, изучение зависимости структуры психических процессов от динамических и энергетических уровней нейрофизиологических процессов.

С моей точки зрения, между динамическими и содержательными аспектами психической деятельности имеется достаточно тесная связь и взаимозависимость: зная динамику и энергетику функционирования мозга, можно в определённой степени судить о содержательной стороне психики и наоборот.

 

 

*

Мне думается, что лучше всех составить планкарту человеческой жизни удалось датскому учёному-психологу Эрику Эриксону. В молодости, живя в Вене, Эриксон в неофициальной обстановке познакомился с Фрейдом, прошёл курс психоанализа и затем, переехав с женой в США, стал преподавателем и крупным специалистом в области детского психоанализа. После пятнадцати лет практической и теоретической работы он выдвинул три новых положения, существенно изменившие взгляд на жизненный путь человека.

* Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосоциального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной) существуют психологические стадии развития собственно «Я»;

* Эриксон обратил внимание исследователей на то, что значительные изменения в личности происходят не только в детском и подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни;

* Эриксон описал параметры динамики каждой стадии жизненного пути в их позитивном и негативном аспектах.

Эпигенез (epigenesis) подразумевает, что личностный рост подчинён определённым законам, общим для всего, что растёт. У каждого типа организма имеется своя программа, в соответствии с которой для каждой части наступает своё время особой значимости, и так до тех пор, пока из этих частей не образуется функционирующее целое[44]. Биология и психодинамическая психология развития в настоящее время опираются именно на эпигенетическую модель: развитие протекает как необратимый процесс от недифференцированного начала с максимальным программным потенциалом и минимальным значением программы, то есть с разделением на циклы или фазы с критическими переходами от одной к другой.

Работы Эриксона, который большую часть своей жизни прожил в США, читают и знают больше, чем любого другого психоаналитика[45]. Однажды, беседуя с приехавшим в Россию на стажировку детским социальным работником из Англии, я был очень удивлён тем, что она прекрасно осведомлена о работах и идеях Эриксона, но практически ничего не знает ни о работах Анны Фрейд, ни о работах Мелани Кляйн, которые жили и проводили исследования возрастного развития непосредственно в Англии.

Эриксон составил уникально полную модель жизненной динамики человека от рождения до смерти, максимально подходящую максимальному количеству людей вне зависимости от их социально-демографических характеристик. Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону включают в себя обязательные жизненные кризисы, которые человек может преодолеть с благоприятным или неблагоприятным исходом.

Ранее наиболее удобной и пригодной из всех метрических классификаций считалась классификация, предложенная Бромлей. Человеческую жизнь она рассматривала как совокупность пяти циклов: беременности, детства, юности, взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными датами и общими чертами развития.

1. Утробный

1) зигота (оплодотворенное яйцо);

2) эмбрион (ранняя стадия биологического развития);

3) плод (поздняя стадия биологического развития);

4) момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде).

2. Детство

1) младенчество (от рождения до 18 месяцев);

2) дошкольное детство (от 18 мес. до 5 лет);

3) раннее школьное детство (от 5 лет до 11—13 лет).

3. Юность

1) ранняя юность (стадия полового созревания) от 11—13 до 15 лет;

2) поздняя юность (15 — 21 год).

4. Взрослость

1) ранняя взрослость (21 — 25 лет);

2) средняя взрослость (25 — 40 лет);

3) поздняя взрослость (40 — 55 лет);

4) предпенсионный возраст (55 — 65 лет).

5. Старение

1) «удаление от дел», «отставки» (65 — 70 лет);

2) старость (70 и более лет);

3) дряхлость, болезненная старость и смерть (не позднее 110 лет).

 

В этой классификации, равно как и во многих отечественных, стадии биологического развития перемежаются со стадиями социального развития, школьное детство — с половым созреванием, а «удаление от дел» — со старостью и смертью.

По большому счёту, чисто биологическая классификация бытия многоклеточного живого существа может включать в себя только пять стадий: зарождение, созревание, зрелость, инволюцию и смерть.

Составить реальную периодизацию динамики личностного бытия очень сложно, поскольку сами социальные системы, в условиях которых протекает жизнь индивида, существенно отличаются. Какое может быть дошкольное и школьное детство или предпенсионный возраст в тех культурах, где сами понятия школы и пенсии отсутствуют?

Эриксон описал восемь стадий развития человека и наибольшее значение уделил начальным этапам развития: детству, отрочеству и юности:

1. Первая стадия: первый год жизни

У ребёнка формируется такая черта личности как доверие. Психологи называют эту характеристику личности — базисным доверием. Родившийся ребёнок должен ощутить и почувствовать, что он желаем, что он принёс в мир радость и ему безусловно рады. Рады просто факту его появления на свет. Это тот краткий период жизни, когда нас любят ни за что, просто так, за сам факт нашего существования.

Если обстоятельства в этот период складываются благоприятно, у ребёнка появляется доверие к окружающей среде и своему будущему. Это очень важный период, потому что он обеспечивает или не обеспечивает психологическую поддержку человеку на всём его жизненном пути. Если ребёнок испытал близкое к импринтингу[46] чувство базисного доверия, какие бы неприятности не поджидали его в жизни, у него всегда будет внутренняя уверенность: «я — хороший человек», «я — достоин любви».

Если обстоятельства неблагоприятны — у ребёнка могут сформироваться страх перед будущим, подозрительность, неуверенность в себе, потребность бесконечно доказывать свою ценность окружающим или ещё худшие тенденции, которые могут иметь непосредственное отношение к авитальной активности. Эриксон приводит высказывание одного старого американского индейца, который порицал белых людей за то, что они позволяют часто плакать маленьким детям и даже считают это в какой-то степени полезным для развития лёгких. Неудивительно, говорил индеец, что белый человек после такого исходного опыта так стремится умереть и попасть в рай[47].

2. Вторая стадия: второй год жизни

У ребёнка формируется способность к автономии. При сформировавшемся базисном доверии ребёнок начинает всё дальше и дальше удаляться от матери, учится всё больше и больше времени проводить самостоятельно. Он ведёт себя подобно ребёнку — участнику известного эксперимента, который, сидя на цветочной полянке вместе с матерью, убедившись, что она никуда не исчезает, постепенно начинает самостоятельную поисково-разведывательную деятельность, всё дальше и дальше отползая от сидящей матери, периодически проверяя: на месте ли она. Ребёнок имеет потребность в таком поведении и испытывает гордость и радость при его успешном осуществлении. У него формируются чувства самоконтроля и самоуважения. При недостаточном базисном доверии или гиперопеке ребёнок не имеет возможности научиться независимому существованию, он не приобретает навыков самоконтроля, проявляет сомнительность и тревожность.

3. Третья стадия: возраст от трёх до пяти лет

Ребёнок учится проявлять инициативу. Он учится делать что-то сам и учится сам определять направление своей деятельности, получая удовольствие от её выполнения. Неблагоприятным моментом этого периода является вторичное самоограничение активности, страх наказания и благонравность. Ребёнок сам впервые в жизни забивает гвоздь в полированный стол или рисует «потрясающий» узор на обоях. Накажите его за это, но только не вините потом мужа за то, что он не умеет держать молоток в руках или жену за то, что она не проявляет чудеса изобретательности на кухне.

4. Четвёртая стадия: от 6 лет до полового созревания

Формируются такие важные черты, как трудолюбие и прилежание. Расширяются и развиваются способности. Ребёнок входит в мир навыков и умений, упражняется в ловкости и смышлёности. Он учится делать вещи и учится делать их хорошо. Во всех культурах на этой стадии дети проходят систематическое обучение. Фрейд называет эту стадию развития «латентной». Ранние проявления детской сексуальности как бы уходят на второй план. Ребёнок, который до этого остро переживал и различными способами проигрывал в фантазии своё желание стать отцом или матерью, на этой фазе начинает смотреть на мир более реально — он начинает интенсивно овладевать теми трудовыми навыками, которые в жизни, а не в фантазиях помогут ему, спустя короткое время, воплотить свои мечты. Как писал Эриксон: «До того, как ребёнок, в психологическом отношении уже готовый к элементарной роли родителя, способен стать биологическим родителем, он должен побыть в роли работника и потенциального кормильца»[48]. При неблагоприятном прохождении этого этапа формируется чувство несоответствия требованиям окружающей среды и развивается комплекс неполноценности. Опасность этой стадии — остановка развития. В случае каких-либо проблем, возникающих на следующих стадиях эпигенетического развития, подросток, хорошо овладевший трудовыми навыками и умениями, но испытывающий трудности в формировании групповой идентичности, способности брать на себя ответственность и обязательства, может «остановиться» на данной стадии, «ограничив самого себя и сузив свой горизонт до границ поля своего труда». Он может признать работу своей единственной обязанностью и ценностью, а профессию и должность — единственным критерием ценности человека. Именно с этой стадией связано формирование таких распространённых форм аддиктивного поведения, как лэрнинг (патологическая страсть к учёбе) и трудоголизм (патологическая страсть к работе). В современной психологии и психотерапии основное внимание уделяется второй разновидности, хотя уход в учёбу имеет не меньшее распространение среди подростков и представляет не меньшую опасность для душевного здоровья.

5. Пятая стадия: от 14 до 18 лет

Для этого этапа жизненного пути важнейшей задачей является формирование чувства идентичности. Понятия «идентичность», «идентификация» охватывают как бы три пересекающихся плоскости психической реальности:

во-первых, это процесс отождествления себя с другим индивидом или группой, принятия существующих внешних норм, ценностей, стилей поведения как «своих»;

во-вторых, это возможность переноса своих чувств, желаний, фантазий, черт на другого человека — и как бы продолжение себя в другом (например, родители могут ожидать от ребёнка осуществления собственных честолюбивых замыслов, которые не удалось полностью реализовать,— как считал Юнг, ничто в душевном отношении не действует сильнее на детей, чем непрожитая жизнь родителей);

в-третьих, под идентификацией понимают процесс постановки субъектом себя на место другого с целью моделирования смыслового поля другого, взаимопонимания и взаимообщения.

Рассматривая идентификацию как главную и постоянную экзистенциальную проблему личности, Эриксон понимал под ней чувство обретения стабильности при адекватном разрешении сложных идентификационных задач (кризисы идентичности), возникающих перед личностью на каждой из восьми стадий существования.

Особое значение все эти процессы имеют в период отрочества и юности, когда относительная стабильность латентного периода сменяется стремительными изменениями пубертата. Интенсивность роста тела и физиологические изменения, происходящие с подростком, сопоставимы с периодом детства — и их справедливо называют «физиологической революцией». В этот период подросток мучительно пытается понять и принять свою особую роль в коллективе сверстников, что часто приводит к спутанности идентичности. Попытки со стороны взрослых жёстко навязать подростку какие-либо неприемлемые для него роли приводят к бурному сопротивлению и всплескам агрессивности, которые, будучи смещёнными, легко могут обернуться против самого подростка. Побеги из школы, бродяжничество, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение — частые симптомы неудачной попытки идентификации этого периода.

Эриксон приводит пример патологической идентификации девушки-подростка, мать которой неоднократно заявляла, что ей легче увидеть свою дочь мёртвой, чем проституткой, и в то же время догадывалась о легкомысленном поведении дочери за пределами дома. Когда в итоге девушка попала в исправительное заведение, обвинённая в занятиях проституцией (идентификация с материнским негативным представлением как вариант агрессии против материнского диктата), и имела возможность непосредственно убедиться во всех последствиях той роли, которую она на себя приняла, «стать самоубийцей» стало для неё неизбежным выбором идентичности для того, чтобы «вернуться к матери». Она повесилась, предварительно нарядно одевшись и написав записку, кончавшуюся словами: «Ведь я достигаю чести, только чтобы отбросить её ...»[49].

6. Шестая стадия: ранняя зрелость (18—25 лет)

В этот период главной задачей, стоящей перед личностью, является раскрытие способности к близости и любви, способности понимать других, способности принимать на себя обязательства по отношению к другим. Однажды Фрейда спросили: «Как должен жить и что должен уметь делать нормальный человек, достигший зрелости?». Фрейд недолго подумал и ответил: «Любить и работать». В этом кратком ответе и в самом деле заключён весь тот широчайший спектр человеческой жизни, который открывается перед нами по достижении зрелости. При неблагоприятном прохождении этого этапа наблюдается дистанцирование от других, избегание обязательств и любви.

7. Седьмая стадия: средний возраст (25—55 лет)

Основной чертой этого возрастного периода Эриксон считает генеративность — способность заботиться о том, что было создано тобой ранее (о детях, работе, идеях). При неблагоприятном прохождении этого периода можно наблюдать усиление скуки, потакание своим слабостям, обеднение межличностных контактов.

8. Восьмая стадия: пожилой возраст (55 и более лет)

В норме появляется чувство умиротворённости, уменьшение озабоченности своей жизнью, уверенность в смысле жизни и её достоинстве, мудрость, принятие неизбежности смерти. При неблагоприятном исходе — отвращение к жизни и отчаяние при мыслях о смерти.

Таким образом, на первой стадии ребёнок для нормального развития должен испытать доверие к окружающим его людям и среде, на второй стадии он должен овладеть определёнными навыками самоконтроля, перейти на более автономный уровень существования, на третьей стадии — не бояться проявлять инициативу, самостоятельно заниматься деятельностью, на четвёртой — расширить запас своих навыков и умений, приступить к элементам трудовой деятельности, на пятой — расширить спектр ролевого поведения с сохранением собственной индивидуальности, на шестой — овладеть способностью принимать обязательства, принимать и понимать других, на седьмой — уметь сохранить созданное и проявить заботу, уметь пожертвовать собственными интересами во имя интересов будущих поколений (генеративность), на восьмой стадии человек должен принять неизбежность смерти и смириться с ней.

Если человек благополучно проходит через все восемь жизненных кризисов, идентичность позволяет ему испытывать самоуважение, чувство собственного достоинства, получать удовольствие от соответствия, иметь уверенность в смысле и достойности собственной жизни. Если нет — его ждёт постоянный страх перед будущим, перед возможным наказанием, сомнения, подозрительность, стыдливость, чувство несоответствия требованиям и комплекс неполноценности, скука, обеднение межличностных контактов, отвращение к жизни и отчаяние при мыслях о смерти.

Если изменения разрешаются успешно, позитивные личностные черты постепенно и последовательно проявляются, что в свою очередь облегчает переход к следующим изменениям. Неудачные изменения, напротив, порождают тревожность и усиливают проявления авитальной активности.

 

*

Мы постарались понять, что представляет собой нормальное развитие подростка, и подробно проследить его, потому что мы наблюдаем большое количество подростков, чьё поведение отклоняется от нормального, свойственного большинству подростков нашего общества, и эти отклонения, очевидно, не связаны с какими-либо психическими заболеваниями. Отсюда вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим об отклоняющемся поведении подростков?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.