Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Символика цветов, цветовые каноны



Первобытные народы (и нынешние «примитивные») отождествляют цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными (по их понятиям) стихиями. Таковыми являются кровь, молоко, огонь, земля. Им соответствуют красный, белый и черный цвета. Эта триада надолго сохраняет значение основной. При этом целостное восприятие мира первобытными людьми не позволяет уж слишком настойчиво выделять какой-либо элемент и сосредотачивать на нем все внимание. Модель их мира недискурсивна и «недуальна», диалектически противоречивые элементы еще слишком тесно связаны. Поэтому большей частью черный цвет соседствует с белым и красным в раскраске ритуальных масок и предметов, убранстве жертвенных животных, в одежде жрецов и т.п.

Белый цвет – мифологический эквивалент дневного света, молока и семени – жизненных начал, модель воды, утоляющей жажду и очищающей тело; белый цвет также – признак верхних потусторонних сфер, поскольку он связан с облаками, неземной чистотой и светом. Поэтому за белым цветом уже в древнейшие времена закрепляется образ блага, приумножения и святости. Это цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет приумножения, очищения, приобщения к миру добрых духов (богов). Не противоречит такому восприятию белого цвета и то, что белый цвет применяется в похоронных обрядах: так, например, покойнику подобает быть одетым в белый саван, поскольку он приобретает положение влиятельной потусторонней силу – становится «богом». Не случайно поэтому и белые животные и птицы у всех народов считаются особыми, священными и используются для жертвоприношения.

Красный цвет – цвет огня и солнца (тепла). Он символизирует такие важнейшие для человека понятия, как жизнь, сила, энергия. Это цвет царей, жрецов и богов. Вместе с белым он образует «жизнеутверждающий» пару, противостоящую черному как цвету отрицания, зля и смерти. Новорожденных детей красили красной краской (целиком или только лицо), надевали на руку красную повязку. При инициации мальчиков тоже окрашивали в красный цвет, чтобы придать им крепость и силу, а также защитить от злых духов. Красный цвет – самый употребительный в медицинской магии: почти от всех болезней применяют красные амулеты, повязки, шнурки, привязываемые к больному месту, контакты с красными птицами или животными и т.д. Широко известен обычай «примитивных» народов раскрашивать тела и лица воинов в красный цвет, а также носить красные головные уборы, одежду, талисманы. В этом случае цвет играет двоякую роль: как магическое защитное средство и как средство психологического воздействия (устрашение врагов и возбуждение собственной активности).

Но, как и все основные цвета, красный амбивалентен. Так, например, у ндембу считается, что красные вещи могут одновременно приносить добро и зло, поскольку красный цвет – это кровь, а кровь бывает чистая и нечистая. Например, кровь, пролитая при убийстве, колдовстве или некрофагии, считается нечистой. Человек, совершивший подобный грех, должен пройти обряды очищения, но и после этого он обязан носить красное птичье перо, чтобы остатки «красной» нечистоты могли перейти в перо, а из него развеяться по воздуху.

Черный цвет в представлении первобытных людей воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло. Но черный цвет в то же время мог использоваться и в брачных ритуалах, в которых явно прослеживается связь со смертью: схождение с женщиной приравнивалось к погружению в преисподнюю как «погружению в смерть», после которой, однако следует новое рождение. Амбивалентность черного цвета прослеживается и в обычаях красить веки глаз сурьмой для предохранения их от болезней, в использовании его в обрядах «управления дождем» и т.д.

В культуре первых цивилизаций, когда основными источниками материальных благ стало земледелие и скотоводство, а главными богами – солнце (или небо), а также земля и произрастающие на ней растения, к основной триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китайцев), зеленый цвет растительности (у всех народов) и синий цвет неба (у китайцев и египтян). Иными словами, у древних народов вопрос о классификации цветов решался в тесной связи с вопросом об устройстве космоса, мира богов и людей. Все самое основное и значимое в этом мире отмечалось каким-либо цветом, и эти цвета становились основными.

В Древнем Китае всем стихиям, временам года, странам света, планетам и веществам приписывались их собственные цвета. Основных цветов насчитывалось пять:

Зеленый (или синий) цвет соответствует весне, дереву, востоку, Юпитеру, Дракону. Красный цвет соответствует лету, огню, югу, Марсу, Фениксу. Белый цвет – осени, металлу, западу, западу, Венеру, Тигру. Черный цвет – зиме, воде, северу, Меркурию, Черепахе и Змее. Желтый – концу лета, земле, центру, Сатурну.

Одна из основных проблем индийского учения о цвете – классификация цветов и определение их места в космической системе. И здесь, как и в китайских учениях, три основных цвета: красный, белый и черный. В эти цвета окрашены главные стихии и жизненные начала. Чхандогья упанишада называет основными началами всех вещей, во-первых, источники света и тепла – огонь, солнце, лену, молнии, жар (их общая сущность, или образ, - красный цвет); во-вторых, важнейшее для жизни начало – воду (ее сущность – белый цвет); в-третьих – пищу (ее образ – черный цвет).

В другой главе упанишады основными сущностями называются солнечные лучи: они окрашены в красный, белый, черный и «очень черный» цвет. Лучи различных направлений отождествляются с ведами и культовыми гимнами. Схематически это можно изобразить так:

Восточные лучи – Красный – Ригведа – Риги.

Южные лучи – Белый – Яджурведа – Яджусы.

Западные лучи – Черный – Самаведа – Саманы.

Северные лучи – Очень черный – Итихаса – Атхарвангирасы, Пураны.

Само же солнце – это Брахман, главная веда и высшее божество, и в качестве такового оно не имеет определенного цвета, но его отличает «дрожание в середине».Оно испускает «верхние лучи», отождествляемые с «тайным наставлениями». От каждого их пяти типов вед произошли как их сущности «слава, жар, деятельность чувств, сила, пища». Знаменательно здесь то, что солнце является в разных образах, в том числе черном и «очень черном». Представление о «разноцветных» образах солнца было естественным следствием «недуальности», целостности их мировосприятия. Хотя вещи и различаются, но суть их едина, поэтому белое и черное по существу – одно и то же.

Цвет присущ не только стихиям, но и богам. И если самое высшее божество лишено видимой сущности и окраски, низшие боги и демоны «раскрашены» щедрой рукой в зависимости от своего характера: богиня любви и красоты одета в белоснежные одежды, богиня смерти Кали – черная, но в красной одежде и с окровавленным ртом; Земля («нерожденная») несет на себе все основные цвета, ослепительной красотой сияет Пируша, который воспет как «синяя птица, зеленая птица с красными глазами, облако с молнией в своем лоне, времена года, моря».

Поэзия Древней Индии сохранила для нас нетронутыми и волшебные краски природы. Утесы пронзают небо: серебряный и рядом с ним пунцовый, затем желтый, как сок марены, и синий, как сапфир, хрустальный, потом кровавы, а вдали опять синий. Обиталища земных владык устроены так, чтобы максимально повторить этот идеал, но если внимательно вглядеться, то окажется, что доминируют три цвета: белый, красный и золото. Синий и зеленый входят в эту гамму в меньших количествах. Это вполне естественно: впечатление к зеленому несколько снижено в стране, где зелень в изобилии. Гораздо больше ценят зеленый цвет египтяне и арабы.

В культуре народов Ближнего и Среднего Востока сложилась устойчивая символика цветов, связанная с принадлежностью того или иного цвета к светлым и ярким или, наоборот, к тусклым и темным. Белый – это везде божественный цвет. Египетские, хеттские, зороастрийские жрецы носят белые одежды и головные уборы, в жертвы богам приносят белых животных. Боги и цари разъезжают на белых (или золотых) конях. Ближайший к белому – золото, сияющее и нетленное, подобно солнцу. Все солярные боги разъезжают на белых колесницах. Авестийская богиня Ардвисура Анахита (воплощение реки Амударьи) изображается в книге Яшт (гимнов богам) как прекрасная девушка, одетая в «златопрядный» плащ, украшенная «златоковаными» серьгами и обручем с сотнями самоцветов, в шубе из трехсот бобров, меха которой « Ослепляют очи смотрящего Блеском золотым и серебряным». Священным цветом был также красный. У египтян почитался красный лотос – знак короны Верхнего Египта, символ крови, пролитой Осирисом во имя процветания Египта. У персов, саков (скифов), массагетов и других народов, исповедовавших зороастризм, красный, помимо крови, символизировал огонь и был цветом воинского сословия и самого царя – первого воина. Красный цвет почитался также как цвет плодородия и любви. Черный – это цвет дьявола и его пособников - дайвов. Он символизирует тьму, зло и грех. Правда, дьявол украшает себя иногда пестрой расцветкой, чтобы быть привлекательнее для людей. К числу основных и самых любимых цветов относится синий (или голубой): у хеттского бога Солнца – лазурная борода, кудри египетской красавицы тоже сравниваются с лазуритом и т.д. Это были цвета неба, обиталища верховного бога - Солнца. Не менее ценился и зеленый – цвет Осириса, бога-злака, умирающего и воскресающего каждый год.

На основе древних египтян о красоте и прекрасном формировался цветовой канон египтян. Он включает простые цвета: белый, красный, зеленый. Но особо высоко ценили египтяне цвета золота и лазурита – это божественные и прекраснейшие цвета.

По-новому выстраивается система основных мировоззренческих понятий, этических и эстетических взглядов в восточных странах в связи с тенденцией к единобожию. Теперь единый бог принял на себя ответственность за все – и за добро, и за зло. Он совместил в себе самые противоречивые черты. Так иудейский бог сам по себе амбивалентен, и символы его амбивалентны. Например, красный и пурпурный цвета сами по себе и в сочетании с золотом означают все самое лучшее: богатство, власть и почет, они, безусловно, прекрасны. Но в сцене Страшного суда оказывается, что в красный цвет окрашены грехи. Символом жестокости он становится в описании Бога, одетого в червленые ризы, окрашенные кровью народов, которые он «топтал во гневе». И, наконец, багрянец оказывается символом всяческой мерзости: Рим, называемый в Откровении св. Иоанна Вавилоном, изображается в виде женщины, сидящей на «звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью руками». Столь ценимое на Востоке золото, драгоценные камни и жемчуга в сочетании с красными и пурпурными тканями потеряли в глазах новых пророков свою абсолютную ценность: они могут облекать как праведного царя, так и заклятую женщину, блудницу. Золотой телец – богомерзкий и презренный идол, но из золота сделан и ковчег завета в первом храме Яхве. И только один цвет сохранил свою высокую чистую сущность – белый, абсолютный и беспримесный цвет божественного сияния. Высокий смысл придается и феномену радуги.

В эпоху античность наука о цвете переживает свой «философский» этап. Свет и цвет становятся предметом внимания и размышлений фолософов. Самым смелым и дерзким следует признать попытки проникнуть в тайну физической природы цвета и света, а также процессов зрения.

В средневековой Европе, принявшей христианство, и странахБлижнего Востока, принявших ислам, цвета подразделялись на божественные (главные, почитаемые и прекрасные) и богопротивные (второстепенные или вовсе презираемые).

В культуре ислама ключом к пониманию символики и эстетики цвета служит символика и эстетика света. Здесь, как и в европейском средневековье, цвета – это в основном порождения света и его отблески. Ценность и красота цветов находятся в прямой зависимости от того, насколько полно данный цвет воспроизводит те или иные качества света. Свет же, как и в религиях древности, остается божественной субстанцией, атрибутом и знаком создателя всех вещей. Разница только в том, что божество не отождествляется со светом, а является его творцом.

Свет в Коране имеет всегда совершенно конкретный источник: это не «сияние вообще», а именно особое «оптическое явление» со всей своей особой и не похожей ни на что другое красотой. Именами таких явлений названы многие сура Корана: Солнце, Ночь, Заря, Звезда, Свет, Предвечернее время, Утро, Месяц. Этим эстетическое отношение к свету в Коране отличается от такового в Библии, Авестах или Манихейских трактатах. Там ценится свет только в «полную силу», абсолютный, абстрактный, а тьма не противопоставляется свету, не воспринимается как негативное явление. Тень в Коране тоже вполне позитивная ценность, она не отрицает свет, а лишь дополняет его, как ночь дополняет день.

Прямее всех передает сияние света белый цвет. За это он и считается знаком божественности, чистоты и духовности. Кроме белого, есть еще один цвет, сияющий, подобно солнцу и звездам – это цвет золота. Золото – это свет, блеск, слава, солнце, нетление, жизнь и здоровье, так как оно не подвержено старению и распаду. Богам и царям дарят золото. В изображении золото замещает желтый цвет (амбивалентность желтого в культуре ислама ощущается меньше, чем в западной и дальневосточной). Красный – еще один цвет, заключающий в себе свойства солнца и огня: в этом цвете воспроизводится не только их сияние, но и согревающее человека тепло и очистительный сжигающий жар. (Святой Ибрагим был крещен в огне: он вошел в пылающий костер, который тут же превратился в цветущий алыми розами сад). Красный и пурпурный такие же священные и светоносные цвета, как желтый. К тому же красный – цвет крови, поэтому он, как ив древности, остается символом жизни. Лишь изредка можно встретить упоминание о красном в негативном смысле: так, Аль-Харири называет смерть «кроваво-красной».

Белый, красный и желтый – это цвета, причастные к свету. Но ведь и тьма – тоже благо, сотворенное Аллахом. И поэтому так любимы и ценимы на Востоке цвета тени: синий, голубой, фиолетовый. Синий – это цвет ночи, «когда она густеет». Он дает желанный отдых зрению, утомленному ярким солнечным светом и желто-оранжевым тонам песка и камней. Синий и голубой скрывают в себе некую тайну, ведь в синеве неба скрывается божественная субстанция. (Сочетание этих цветов с желтым (золотом) и белым всегда было любимым и распространенным). Может быть, успокаивающее воздействие синего и голубого вместе с их мистическим эффектом было причиной того, что в ХП и ХШ вв. в мусульманской Индии они считались цветом траура. Синему цвету близок фиолетовый – цвет аметиста. Поэты называют его лиловым или сиреневым. Это даже еще более мистический цвет, чем синий. Таинственность переходит в нем даже в какую-то обманчивость: во-первых, потому что фиолетовый близок к концу спектра, свет в нем вот-вот готов погаснуть; во-вторых, в нем соединяются два противоположные цветовых начала – синева и краснота. Это – самый сложный и «двусмысленный» цвет спектра. Черный – это цвет самой земли, «первой из планет», цвет драгоценных благовоний – мускуса и амбры, цвет камня, находящегося в центре главного храма Кааба. Не случайно Аллах поместил черноту ночи в «глубину сердца и ока». Но при этом не исключалась и негативная символика черного цвета: черный плох, если он связан со злыми делами, с грязью, грехом. Зеленый цвет находится как раз посредине спектра, в нем нет ни яркости света, ни глубины мрака, ни жизненного жара, ни смертного холода. Он как будто бы не земной и не небесный, а промежуточный, срединный. И действительно, носители зеленого цвета – растения – тоже создания «срединные»: корнями они уходят в землю, а листьями – в небо, в сияние света. Растения украшают песчаную пустыню и улицы города, они дают тень и прохладу. Неудивительно, что мусульманский рай – это царство зеленого цвета. Ангелы Аллаха одеты в зеленый шелк, шитый золотом, и сам Магомет выбрал зеленый цвет для своего знамени.

Зеленый цвет в культуре ислама не имеет негативных значений. Зато есть два цвета полностью негативных – серый и коричневый. Оба они представляют собой заглушение и затемнение белого и желтого.

Самую суть отношения западной средневековой Европы к свету и цвету можно выразить в нескольких словах: свет – это благо, истина, разум, добро, мудрость, жизнь; иными словами, свет – это бог. Видимый, чувственный, «тварный» свет – это материальная ипостась или отблеск невидимого оком высшего, трансцендентального света. Этот невидимый свет постигается только «духовным оком» веры и доступен для созерцания лишь светоносной душе. Поэтому все светлое, сияющее, блестящее прекрасно. Прекрасен также и цвет, поскольку в нем материализуется свет, сияние, блеск. Но кроме того, цвет – это символ, знак божественности, святости, власти или, наоборот, - зла и тьмы. Поэтому и в своем символическом значении цвет прекрасен так же, как и слово, поскольку цвет замещает слово.

Основы средневековой цветовой символики – это, во-первых, культурно-историческая традиция (в основном ближневосточная и античная), во-вторых, - цветовые ассоциации, возникающие из жизненного опыта, а также психологическое и физиологическое воздействие цвета. В средневековой системе цветов существует такая же иерархия, как и во всех других областях жизни: есть цвета «главные», самые «божественные»: белый, золотой, пурпурный, красный и синий, а также желтый (он замещает и изображает золото); пониже этих цветов на иерархической лестнице стоят зеленый и черный. Таких же цветов, как серый, коричневый и другие смешанные и малонасыщенные цвета, ученые-богословы как будто не замечают, а живописцы избегают применять.

Символическое значение цветов закреплено в Священном писании: белый цвет – это символ света со всеми его значениями: божественность, святость, чистота, вера, благо и пр. В иконографии это цвет одежд святых, апостолов, ангелов (в эпоху позднего средневековья ангелов изображали голубыми). Белый саван покойника – это знак приобщения человека к божественному чину. Красный, или огненный, - цвет «божественной энергии» и «животворного тепла». (В день Страшного суда престол Всевышнего – «как пламя огня», колеса его – «пылающий огонь»). Красный – это цвет страстей господних, крови Христа, пролитой во спасение человечества; в то же время цвет его крови – это и цвет любви. (В одеждах красный цвет обычно сочетался с синим или белым). Символические значения красного и пурпурного близки, и все же разница есть: красный, будучи цветом основным и простым, более «земной», общепонятный и общедоступный. Пурпур – более «небесный» цвет, изысканный и сложный, доступный лишь избранным (императорам и высокопоставленным лицам). Пурпурный амбивалентен: он и символ кровавой жестокости, «поругания» Христа – его мученичества. Золото и желтый цвет считались божественными, воспринимались как «застывший солнечный свет». Ценность золота удваивалась тем, что это драгоценный металл – знак богатства и власти. Вплоть до ХП века символический смысл желтого цвета был только положительным. Но в эпоху готики он получает второй, негативный смысл: его считают цветом измены, лжи, продажности, бесстыдства, дурных намерений: в живописи Иуду одевают в желтое. (Но следует помнить, что эмоциональное воздействие желтого, а следовательно, его символика зависят от его цветового тона, чистоты и фактуры). Самым трансцендентальным, нематериальным и мистическим цветом считался синий. Синий цвет, в отличие от большинства других, лишен амбивалентности. В христианской цветовой символике зеленый цвет напоминает о земной жизни Христа, это – типично земной цвет. Однако он не избежал и негативного смысла: это цвет глаз дьявола и его чешуи, когда он принимает облик зеленого змея» или дракона. Самым непопулярным из основных цветов был черный – символ мрака, смерти и ада, неверия и греха, знак скорби, всяческого смирения и отказа от мирских радостей; цвет одежды духовенства и монашества (для высшего духовенства его заменили фиолетовым). Серый был цветом нищенского рубища, отверженности от христианского мира, это даже не цвет, а его отсутствие. Коричневый называли «самым отвратительным цветом».

 

 

Использованная литература:

1. Надя Жюльен. Словарь символов. Изд-во «Урал LTD», 1999.

2. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Высшая школа, 1984.

3. Протоиерей Григорий Чельцов. Объяснение символа веры, молитв и

заповедей. Петроград, 1917.

4. Князь Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. М., Инфо-Арт, 1991.

5.Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных

обрядов. Лениздат, 1989.

6. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.